Судебная практика

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е   <НОМЕР>

о прекращении производства по делу об административном правонарушении

26 февраля 2018 года г. Тольятти

Мировой судья судебного участка № 113 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области Винтаев С.Ю. (445020, г. Тольятти Самарской области, ул. Белорусская, 16каб. 105, тел.: 8-8482-288835, факс: 8-8482-288831, Е-mail: sud113@smsso.ru), рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении

                                                                                                       ˂Наименование организации˃, ИНН <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, дата присвоения ОГРН <ДАТА2>, адрес (место нахождения) юридического лица: <АДРЕС>, г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>,  почтовый адрес: <АДРЕС> г. <АДРЕС>, привлекаемого к административной ответственности по  ст. 13.11 ч. 5 КоАП РФ,

у с т а н о в и л :

В отношении ˂Наименование организации˃  главным специалистом-экспертом ОПДМК Управления Роскомнадзора по <АДРЕС> области <ФИО1> составлен протокол по делу об административном правонарушении по ст. 13.11 ч. 5 КоАП РФ по факту не исполнения требования руководителя Управления Роскомнадзора по <АДРЕС> области <ФИО2> от <ДАТА3> за исх. <НОМЕР>, направленного в порядке ч. 3 ст. 21 Федерального закона РФ от <ДАТА4> <НОМЕР> «О персональных данных» об исключении (уничтожении) персональных данных жителей сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области, полученных незаконным путем, из электронных баз данных ˂Наименование организации˃ и информации юридического лица на бумажных  носителях. 

Как следует и протокола и материалов дела, в адрес Управления Роскомнадзора по <АДРЕС> области поступило обращение граждан <ФИО3>, <ФИО4>, <ФИО5>, а также коллективное обращение сельского поселения <АДРЕС> района <АДРЕС> области с жалобой на незаконное использование ˂Наименование организации˃ их персональных данных, которое выражалось в сборе и хранении персональных данных с целью последующего направления в их адрес платежных документов, содержащих информацию об именах, отчествах и фамилиях заявителей, а равно в распространении персональных данных (фактическом направлении указанных платежных документов).

Управлением Роскомнадзора по <АДРЕС> области было установлено, что на момент сбора персональных данных жителей сельского поселения <АДРЕС> района <АДРЕС> области между ˂Наименование организации˃ и указанными физическими лицами договорные отношения, а равно волеизъявление жителей на заключение указанных договоров отсутствовали.

Согласно информации, представленной заявителями, инициатива по заключению данных договоров исходила исключительно со стороны ˂Наименование организации˃, что подтверждается фактом направления квитанций о вывозе и захоронению ТКО  в массовом порядке (в адрес собственников подавляющего большинства объектов недвижимого имущества, расположенных на территории сельского поседения <АДРЕС> района <АДРЕС> области.

В нарушение ч. 3 ст. 21 Федерального закона РФ от <ДАТА4> <НОМЕР> «О персональных данных» ˂Наименование организации˃ отказалось от исполнения требования Управления Роскомнадзора по <АДРЕС> области, который является уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных и вправе требовать от оператора, осуществляющего обработку персональных денных, уточнения, блокирования или уничтожения недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных.

Представитель привлекаемого юридического лица  ˂Наименование организации˃ <ФИО6> в судебном заседании не признал вину привлекаемого юридического лица в предъявленном правонарушении и пояснил, что ˂Наименование организации˃ как организация жилищно-коммунального комплекса правомерно использует данные жителей сельского поселения <АДРЕС> района <АДРЕС> области при указании их фамилии, инициал и адреса, при выставлении квитанций за оказываемые услуги по вывозу отходов. Доведение персональных данных до их  обладателей не является распространением по смыслу закона. Нормами и правилами по благоустройству территории сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области, утвержденными решением собрания представителей сельского поселения <АДРЕС> района <АДРЕС> области от <ДАТА5> <НОМЕР> и внесенными изменениями от <ДАТА6> <НОМЕР>, установлено, что вывоз отходов (ТБО и КГМ)  обеспечивают собственники индивидуальных жилых домов  (при наличии соответствующей лицензии на осуществление данного вида деятельности, если наличие такой лицензии предусмотрено законом) или путем заключения договора со специализированной организацией.  ˂Наименование организации˃ оказывает услуги по вывозу отходов, жители сельского поселения <АДРЕС> уклоняются от оплаты услуг, договоры оказания услуг с ˂Наименование организации˃ не расторгли, договоры о заключении договоров на вывоз с другими организациями, имеющими лицензию не предоставили.

Заслушав объяснения представителя привлекаемого юридического лица, изучив материалы дела, мировой судья приходит к следующему.

В соответствии со ст. 13.11 ч. 5 КоАП РФ административным правонарушением признается  невыполнение оператором в сроки, установленные законодательством Российской Федерации в области персональных данных, требования субъекта персональных данных или его представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.

Согласно ст. 3 Федерального закона от <ДАТА7> N 152-ФЗ "О персональных данных» под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация; обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных; распространение персональных данных представляется собой действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от <ДАТА7> N 152-ФЗ обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обработка персональных данных допускается с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Между тем законом предусмотрены случаи, когда согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных не требуется.

В частности, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ "О персональных данных" согласия субъекта персональных данных, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, не требуется в случае, если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, а согласно п. 5 ч. 1  ст. 6 указанного закона обработка персональных данных необходима   для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.

В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома или части дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора.

В соответствии с Уставом ˂Наименование организации˃ целью его деятельности является удаление и обработка твердых отходов.

Как видно из материалов дела, ˂Наименование организации˃ оказывает услуги жителям п. <АДРЕС> и с. <АДРЕС> Борковка муниципального района <АДРЕС> области по сбору, вывозу и захоронению отходов (ТКО и КГО).    

В соответствии с действующими нормами и правилами по благоустройству территории сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области, утвержденными решением Собрания Представителей сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области <НОМЕР> от <ДАТА5>, п. 2.14.3 предусмотрено, что вывоз отходов (ТБО, КГМ) обеспечивают в индивидуальных жилых домах - собственники жилых домов самостоятельно (при наличии соответствующей лицензии на осуществление данного вида деятельности, если наличие такой лицензии предусмотрено законом) или путем заключения договора со специализированной организацией.

На совещании с Администрацией сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области (протокол совещания <НОМЕР> от <ДАТА8>) было принято решение поручить ˂Наименование организации˃ организовать сбор, вывоз и захоронение ТКО и КГО с территории частного сектора с. <АДРЕС> и с. <АДРЕС> Борковка. В соответствии с данным решением органа муниципальной власти ˂Наименование организации˃ организовало с <ДАТА9> планово-регулярный сбор, вывоз и захоронение отходов бесконтейнерным способом. Периодичность сбора и вывоза два раза в неделю (четверг, воскресенье). Соответствующая информация была опубликована в СМИ «Ставрополь на Волге» <НОМЕР>) от <ДАТА10>

Согласно ч. 1 ст. 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 ст. 786 настоящего Кодекса (ч. 3 ст. 426 ГК Р).

В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от <ДАТА11> <НОМЕР> граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Таким образом, между потребителями и ˂Наименование организации˃ фактически сложился договор об оказании услуг по вывозу отходов по правилам ст. 426 ГК РФ.

В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В пункте 1 ст. 310 ГК РФ указано, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В силу п. 1 ст. 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

В соответствии со ст. 32 Закона Российской Федерации от <ДАТА12> N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ  предусмотрено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (п. 2 ст. 450.1 ГК РФ).

Уведомление о расторжении договора в адрес ˂Наименование организации˃ с намерением прекратить договорные отношения,  свидетельствующее о реализации потребителями услуг своего права на отказ от исполнения договора, которое является самостоятельным и достаточным основанием для прекращения правоотношений сторон о возмездном оказании услуг не направлялось. Таким образом, договор на вывоз отходов не прекратил свое действие в силу закона.

Между тем, отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам  и пользователям жилых домов, их права и обязанности, закреплены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА13> N 354 (далее Правила). 

Пункт 6 Правил допускает предоставление коммунальных услуг как на основании письменного договора с исполнителем, так и путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). При совершении потребителем конклюдентных действий согласно пункту 7 Правил договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами.

В рамках данного дела не предоставлено доказательств, что потребители осуществляли самостоятельный вывоз отходов, не нарушая требования Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от <ДАТА14> N 52-ФЗ. Потребители с. <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области проживают в частном доме,   в процессе их жизнедеятельности образуются твердые бытовые отходы, которые потребители самостоятельно не вправе утилизировать.

Согласно ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов. Согласно п. 7 Постановления Правительства РФ от <ДАТА15> N 155 (ред. от <ДАТА16>) "Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов" заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия. Копия указанного документа должна выдаваться в обязательном порядке потребителю услуг. Форма документа устанавливается исполнителем.

Из совокупности вышеназванных норм закона следует, что согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных для осуществления организацией жилищно-коммунального хозяйства расчетов с потребителями жилищно-коммунальных услуг не требуется. В настоящем рассматриваемом случае обработка персональных данных осуществлялась на основании Постановления Правительства РФ от <ДАТА15> N 155   "Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов" в связи с фактически сложившимися договорными отношениями по расчетам за услуги по вывозу твердых бытовых отходов.

 В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от <ДАТА17> <НОМЕР>, Управление Роскомнадзора по <АДРЕС> области является уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, осуществляющим государственный контроль за соответствием обработки персональных данных требованиям Федерального закона от <ДАТА4> <НОМЕР> «О персональных данных».

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 23 Федерального закона от <ДАТА4> <НОМЕР> «О персональных данных» уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет права требовать от оператора, осуществляющего обработку персональных данных, уточнения, блокирования или уничтожения недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных.

Таким образом, учитывая, что жители сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области не вправе самостоятельно утилизировать твердые бытовые отходы, которые образуются в их жизнедеятельности, в надлежащем порядке не расторгли договор с ˂Наименование организации˃ на вывоз отходов, путем предоставления ˂Наименование организации˃ уведомления о расторжении договора с приложением копии договора на вывоз отходов с организацией, имеющей лицензию на вывоз отходов, обработка персональных данных жителей  сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области осуществлялась на законных основаниях.

Также принимая во внимание, что согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных для осуществления организацией жилищно-коммунального хозяйства расчетов с потребителями не требуется, требование руководителя Управления Роскомнадзора по <АДРЕС> области <ФИО2> от <ДАТА3> за исх. <НОМЕР>, направленного в порядке ч. 3 ст. 21 Федерального закона РФ от <ДАТА4> <НОМЕР> «О персональных данных» об исключении (уничтожении) персональных данных жителей сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области, из электронных баз данных ˂Наименование организации˃ и информации юридического лица на бумажных  носителях, мировой судья признает незаконным и необоснованным и не подлежащим исполнению, в связи с чем, производство по настоящему делу об административном правонарушении по ст. 13.11 ч. 5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с отсутствием в деянии ˂Наименование организации˃ состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 13.11 ч. 5, 29.10, 24.5 ч. 1 п. 2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья,

П О С Т А Н О В И Л :

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ˂Наименование организации˃ по ст. 13.11 ч. 5  КоАП РФ прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, т.е. за отсутствием состава административного правонарушения.

 Постановление может быть обжаловано, опротестовано прокурором в течение десяти суток в <АДРЕС> районный суд г. <АДРЕС> области со дня вручения или получения копии постановления через мирового судью, вынесшего постановление, либо непосредственно в <АДРЕС> районный суд г. <АДРЕС>.

Мировой судья            (подпись)                    С.Ю. Винтаев

 

Источник: http://113.sam.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=78875899&case_number=78666033&delo_id=1500001  

Информация по делу
Статьи
ч.5 ст.13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок № 113 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области
Судья
Винтаев С.Ю.
Дата решения
2018-02-26
Категории
Часть 5 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Отсутствие состава административного правонарушения
Прекращение производства по делу
Другие дела из подобных
категорий:

На дверях дома размещено объявление, содержащее   информацию об обращении дольщиков в адрес губернатора Смоленской области

Невыполнение требования Управления Роскомнадзора о принятии мер по недопущению нарушений законодательства в сфере обработки персональных данных

Предоставление персональных данных в силу уступки прав требования

Размещение персональных данных в социальной сети

Отсутствие политики на сайте управляющей компании

Обработка персональных данные в отсутствие согласия и иных законных оснований

Размещение персональных данных работников на сайте в отсутствие надлежащих согласий

Форма письменного согласия на обработку персональных данных работника не соответствует законодательству

Обработка персональных данных работников без их письменного согласия

Невыполнение требования об удалении персональных данный с сайта

Распространение персональных данных субъекта работодателю путем осуществления телефонных звонков

В личных делах соискателей в центре занятости отсутствуют согласия

Невыполнение Оператором, в установленные законом сроки, требования Роскомнадзора

Направление копий документов по электронной почте в связи с участием в судопроизводстве

Отсутствие письменного согласия в амбулаторной карте пациента