Судебная практика

Дело № 12-360/2020

Р Е Ш Е Н И Е

06 ноября 2020 года                                                              г. Пермь

Судья Дзержинского районного суда г. Перми Бейман О.Е.,

при ведении протокола секретарем Попониным А.О.,

с участием защитников юридического лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО., ФИО, действующих на основании по доверенностей,

представителя административного органа – ...., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа «Название» г.Перми (далее-МАОУ «СОШ «Название» г.Перми) на постановление по делу об административном правонарушении от Дата по ч.5 ст.13.11 КоАП РФ, вынесенное мировым судьей судебного участка №8 Дзержинского судебного района г. Перми,

у с т а н о в и л:

 Постановлением мирового судьи судебного участка № 8 Дзержинского судебного района г. Перми от Дата № МАОУ «СОШ «Название» г.Перми признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 13.11 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.

Мировым судьей установлено, что МАОУ «СОШ «Название» не выполнило в установленный срок требование уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных Управления Роскомнадзора по Пермскому краю от Дата по прекращению обработки биометрических персональных данных учащихся (несовершеннолетних) и их уничтожению.

МАОУ «СОШ «Название» г.Перми направило в суд жалобу на постановление вышеуказанное постановление, в которой просят его отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении. В обосновании доводов жалобы указывает, что законные представители несовершеннолетних вправе дать согласие на обработку биометрических персональных данных несовершеннолетних.

В судебном заседании защитники МАОУ «СОШ «Название» г.Перми ФИО., ФИО1 на доводах жалобы настаивали. Представили регистрационные формы-заявки в которых выражено согласие на обработку биометрических данных при их использовании образовательным учреждением МАОУ «СОШ «Название» г.Перми.

Главный специалист-эксперт отдела по защите прав субъектов персональных данных и надзора в сфере информационных технологий Управления Роскомнадзора по Пермскому краю ФИО1 с доводами жалобы не согласен, представил письменный отзыв. Указывает на то, что согласие на обработку биометрических персональных данных необходимо получить у самого субъекта таких данных, каковыми являются сами несовершеннолетние, что невозможно в силу закона.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ), в случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью. В случае недееспособности субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дает законный представитель субъекта персональных данных (части 4 и 6).

Сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Обработка биометрических персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии, в связи с осуществлением правосудия и исполнением судебных актов, в связи с проведением обязательной государственной дактилоскопической регистрации, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-разыскной деятельности, о государственной службе, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, о гражданстве Российской Федерации (ст.11 Закона № 152-ФЗ).

В случае выявления неправомерной обработки персональных данных при обращении субъекта персональных данных или его представителя либо по запросу субъекта персональных данных или его представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных оператор обязан осуществить блокирование неправомерно обрабатываемых персональных данных, относящихся к этому субъекту персональных данных, или обеспечить их блокирование (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) с момента такого обращения или получения указанного запроса на период проверки. В случае выявления неточных персональных данных при обращении субъекта персональных данных или его представителя либо по их запросу или по запросу уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных оператор обязан осуществить блокирование персональных данных, относящихся к этому субъекту персональных данных, или обеспечить их блокирование (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) с момента такого обращения или получения указанного запроса на период проверки, если блокирование персональных данных не нарушает права и законные интересы субъекта персональных данных или третьих лиц (ст. 21 Закона № 152-ФЗ).

Административная ответственность по ч.5 ст.13.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение оператором в сроки, установленные законодательством Российской Федерации в области персональных данных, требования субъекта персональных данных или его представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати пяти тысяч до сорока пяти тысяч рублей.

Из материалов дела об административном правонарушении,

В настоящее время МАОУ «СОШ «Название» г.Перми установлен программно-аппаратный комплекс «...» (распознавание лиц), что следует из договора № от Дата заключенного между МАОУ «СОШ «Название» г.Перми и ООО «...».

Согласно письма ООО «Название» от Дата период его апробации закончился Дата.

Представленными договорами от Дата, Дата между ООО «...» и МАОУ «СОШ «Название» г.Перми подтверждается, что ранее в школе была установлена система контроля «Название».

Управлением Роскомнадзора по Пермскому краю в МАОУ «СОШ «Название» г.Перми направлено требование от Дата № по прекращению обработки биометрических персональных данных учащихся (несовершеннолетних) и их уничтожению (при наличии базы данных) в срок, не превышающий 10 рабочих дней.

Требование обосновано отсутствием согласия несовершеннолетних субъектов биометрических персональных на их обработку. Требование получено МАОУ «СОШ «Название» г.Перми Дата.

В установленный срок до Дата требование Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю, о принятии мер к устранению выявленных нарушений не исполнено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона № 152-ФЗ персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона №152-ФЗ обработка персональных данных допускается только с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом (часть 1 статьи 9 Закона о персональных данных).

В соответствии с ч.6 ст.9 данного Закона в случае недееспособности субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дает законный представитель субъекта персональных данных.

Статьей 11 Закона №152-ФЗ выделяется отдельно такой вид персональных данных, как биометрические персональные данные.

Сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи(пункт 1 статьи 11 названного Закона).

Исходя из материалов дела и системного толкования Закона о персональных данных биометрические персональные данные являются разновидностью персональных данных, обработка которых должна производиться с учетом особенностей, установленных статьей 11 названного Закона, то есть на их обработку должно быть получено письменное согласие субъекта персональных данных.

Действующим законодательством Российской Федерации установлено, что несовершеннолетние не вправе от своего имени давать согласие на обработку персональных данных, в том числе и биометрических.

Вместе с тем, в совокупности положений ч.ч.1, 6 ст.9 и ч.1 ст.11 Закона № 152-ФЗ не исключается возможность получения согласия на обработку биометрических персональных данных несовершеннолетних от их законных представителей.

Суду представлены регистрационные формы заявки на получение учетно-информационных услуг, исполнителем которых является ООО «Название» данных МАОУ «СОШ «Название» г.Перми законными представителями несовершеннолетних обучающихся в июне 2018 года, т.е. имеющиеся на момент предъявления требования Управлением Роскомнадзора по Пермскому краю от 27.06.2019.

Тем самым, требование от 27.06.2019 № 12306-06/59 по прекращению обработки биометрических персональных данных учащихся (несовершеннолетних) и их уничтожению (при наличии базы данных) при наличии согласия законных представителей несовершеннолетних субъектов биометрических персональных данных нельзя признать законным.

В соответствии с ч.4 ст. 9 Федерального закона «О персональных данных» в случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью. Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);

3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

4) цель обработки персональных данных;

5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;

7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;

9) подпись субъекта персональных данных.

Представленные суду регистрационные формы заявки на получение учетно-информационных услуг, исполнителем которых является ООО «Название» данных МАОУ «СОШ «Название» г.Перми законными представителями несовершеннолетних обучающихся в июне 2018 года, т.е. имеющиеся на момент предъявления требования Управлением Роскомнадзора по Пермскому краю от 27.06.2019 по прекращению обработки биометрических персональных данных учащихся (несовершеннолетних) и их уничтожению, соответствуют по своему содержанию положениям ч.4 ст.9 Закона №152-ФЗ, фактически являются отдельным документом, приложением к публичной оферте о заключении договора об оказании информационно-учетных услуг с помощью аппаратно-программного комплекса системы «Мультипас».

Данные заявления законных представителей несовершеннолетних учащихся содержат согласие на обработку биометрических персональных данных последних МАОУ «СОШ «Название» г.Перми, и истребование согласия на обработку биометрических персональных данных при использовании аппаратно-программного комплекса системы «Файспас» не требуется.

Согласно положениям ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится в т.ч. решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Анализируя изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что в действиях МАОУ «СОШ «Название» г.Перми отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.13.11 КоАП РФ, в связи с чем постановление по делу об административном правонарушении от Дата в отношении МАОУ «СОШ «Название» г.Перми подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ч.3 п.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Жалобу Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа «Название» г.Перми удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 8 Дзержинского судебного района г. Перми от Дата в отношении Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа «Название» г.Перми по ч.5 ст.13.11 КоАП РФ -отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа «Название» г.Перми прекратить.

Решение вступает в силу с момента принятия. Возможно обжалование в порядке надзора.

                     Судья                                 О.Е. Бейман

Источник: https://dzerjin--perm.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=83283029&delo_id=1502001&new=0&text_number=1 

Информация по делу
Статьи
ч.5 ст.13.11 КоАП РФ
Суд
Дзержинский районный суд г.Перми
Судья
Бейман О.Е.
Дата решения
2020-11-08
Категории
Часть 5 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Отсутствие состава административного правонарушения
Учащиеся
Прекращение производства по делу
Биометрия
Обязанность оператора
Другие дела из подобных
категорий:

На свалке обнаружены документы c персональными данными абонентов

Отсутствие политики и сведений о требованиях к защите на сайте общества

Осуществление видеонаблюдения на режимном предприятии

Выброс в мусорный контейнер карт диспансерного наблюдения пациентов

Отказ банком субъекту в уничтожении его персональных данных после отзыва согласия

Истребование в МВД персональных данных для составления протокола

Ответственным должностным лицом не приняты меры по опубликованию или обеспечению неограниченного доступа к документу, определяющему политику в отношении обработки персональных данных

Несоблюдение ТСЖ требований законодательства

Письменное согласие работника на передачу персональных данных не соответствует требованиям законодательства

Неисполнение обязанностей, возложенных законом на оператора

Отсутствие документа, определяющего политику оператора в отношении обработки персональных данных, сведений о реализуемых требованиях к защите персональных данных, на сайте

Несоблюдение ТСЖ требований законодательства о персональных данных

Невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных.

Установление факта наличия базы данных (100 записей) организации, содержащей персональные данные пользователей  и клиентов

Отказ в предоставлении государственной услуги в отсутствие согласия на обработку персональных данных