Судебная практика

Дело № 12-121/2019      копия     

РЕШЕНИЕ

26 июля 2019 года судья Лысьвенского городского суда Пермского края Войтко Н.Р., при секретаре Кузнецовой О.К., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьве жалобу ˂Должность˃ ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃, на постановление мирового судьи судебного участка № 4 Лысьвенского судебного района Пермского края от 21 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Лысьвенского судебного района Пермского края от 21 июня 2019 года должностное лицо – ˂Должность˃ ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃ признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначение наказания в виде предупреждения.

˂ФИО˃ на указанное постановление подана жалоба, в которой он указал, что с вынесенным постановлением не согласен, считает его незаконным и необоснованным. Товарищество собственников жилья создано в соответствии с жилищным законодательством для совместного управления общим имуществом многоквартирного дома, уставом ТСЖ определены права и обязанности правления и председателя ТСЖ. В соответствии с ст. 138 ЖК РФ и разделом 10 Устава правление товарищества ведет реестр членов товарищества, который содержит сведения о членах товарищества, принадлежащих им помещениям и долям в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома. Каких-либо решений об обработке персональных данных всех лиц, проживающих в доме ни правление, ни общее собрание не принимали. В товариществе не ведется домовая книга и отсутствуют сведения о лицах, зарегистрированных в жилых помещениях. Поскольку до 16.12.2018 начисление платы за уборку подъездов производилось исходя из количества лиц проживающих в квартире, то бухгалтер ТСЖ собирала сведения о количестве проживающих со слов собственников. С 01.04.2019 все начисления производятся исходя из площади жилого помещения, в платежном документе указано количество лиц, проживающих в жилом помещении, также со слов собственника. Однако количество проживающих не содержит сведения о персональных данных членов семьи собственника жилого помещения. В силу ст. 30,31 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставлять его для постоянного или временного проживания любым гражданам, которые имеют право пользования жилым помещением наравне с собственником, при этом каких-либо сведений об этом в ТСЖ не предоставляют. ˂ФИО˃, по заявлению которой проведена проверка, не является ни собственником жилого помещения в многоквартирном доме, ни членом ТСЖ, в связи с чем ее персональных данных в распоряжении ТСЖ не имеется. ˂ФИО˃, не заключила с ТСЖ договор на оказание коммунальных услуг. Собственником <адрес> является ФИО5, который длительное время в квартире не проживает, сведения о месте жительства в ТСЖ не передает, по оплате за жилищно-коммунальные услуги за <адрес> имеются долги. С целью доведения информации о долгах до собственника квартиры, он (˂ФИО˃) был вынужден обращаться к лицу. Фактически в ней проживающему, то есть к ˂ФИО˃, в связи с чем и стала известна информация о том, кто проживает в квартире. ТСЖ не осуществляет прием документов на регистрацию по месту жительства или месту пребывания, домовые книги в ТСЖ отсутствуют, регистрация осуществляется в ОМВД по Лысьвенскому городскому округу. Любое лицо, зарегистрированное по месту жительства вправе получить справку о регистрации по месту жительства в отделе МВД по Лысьвенскому городскому округу. Кроме того, общим собранием членов ТСЖ было принято решение не выдавать справки лицам, имеющим долги за жилищно-коммунальные услуги. Считает, что на указанные правоотношения не распространяется действие Указа Президента РФ от 31.12.1993 № 2334, поскольку он не регулирует отношения по обработке персональных данных.

Сведения о проживании ˂ФИО˃ в <адрес> были получены ˂ФИО˃ при посещении указанной квартиры для предупреждения о наличии долга и проверки приборов учета в 2015 году, однако указанное посещение не являлось сбором персональных данных о проживающих.

Получение пособий на детей, а также иных справок в Центре социальных выплат не обусловлено предоставлением справки о составе семьи (выписки из домовой книги), для этого достаточно представить свидетельство о регистрации по месту жительства заявителя и членов семьи, выдаваемых ОМВД, которым и производится регистрационный учет. ˂ФИО˃ получив свидетельства, оформила все необходимые документы для получения пособия на детей, что не отрицалось ей в судебном заседании.

Считает, что обращение ˂ФИО˃ о выдаче ей справки о составе семьи и написание заявления в прокуратуру было сделано умышленно, в связи с обращениями в суд о взыскании с нее долгов за жилищно-коммунальные услуги.

Просил постановление отменить.

В судебном заседании ˂ФИО˃ жалобу поддержал по доводам в ней изложенным.

˂ФИО˃ в судебном заседании пояснила, что зарегистрирована и проживает в <адрес>, принадлежащей на праве собственности ее отцу ФИО5 Регистрировалась по месту жительства она непосредственно в уполномоченном органе в ОМВД по Лысьвенскому городскому округу, ни председателю ТСЖ, ни какому-либо иному лицу представителю ТСЖ документы для регистрации по месту жительства не передавала. Договор с ТСЖ на предоставление коммунальных услуг, содержащий сведений о ней и членах ее семьи или сведения о членах семьи собственника <адрес> не заключался. Никаких документов, содержащих ее персональные данные или персональные данные ее членов семьи, в том числе несовершеннолетних детей в ТСЖ она не передавала, согласие на обработку персональных данных также не давала. О том, что проживает в квартире отца и зарегистрирована в ней она сообщила председателю ТСЖ устно. Начиная с осени 2018 года она неоднократно обращалась к председателю ТСЖ ˂ФИО˃ с просьбой выдать ей справку о составе семьи, которая была ей необходима для оформления пособий на детей, однако председатель отказывал в выдаче справки, ссылаясь на наличие долга за жилищно-коммунальные услуги. Справку о составе семьи она не получила, однако пособия на детей оформила, представив сведения о регистрации по месту жительства, полученные в ОМВД по ЛГО. О том, что справка о составе семьи для оформления детских пособий не нужна, она не знала, поэтому обратилась с заявлением в прокуратуру на неправомерные действия председателя ТСЖ ˂ФИО˃.

Прокурор ˂ФИО˃ в судебном заседании пояснил, что на основании заявления ˂ФИО˃ о нарушении ее прав ˂Должность˃ ˂Наименование организации˃, выразившееся в невыдаче справки о составе семьи, прокуратурой была проведена проверка, в результате которой установлено, что ˂ФИО˃ являясь ˂Должность˃, и, соответственно, должностным лицом. В рамках деятельности ТСЖ собирает данные о собственниках помещений и членов их семей, в связи с чем является оператором персональных данных, которые обязан по Закону «О персональных данных» предоставлять субъектам персональных данных. В рамках проверки было установлено, что ˂Должность˃ ˂Наименование организации˃ нарушил требования Закона «О персональных данных», отказав ˂ФИО˃ предоставить справку о составе семьи. Полагает, что то обстоятельство, что к ˂ФИО˃ обратилось лицо не являющееся субъектом персональных данных, значения для квалификации правонарушения не имеет. Кроме того, невыдача справки о невозможности предоставления персональных данных также образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ. Считает постановление мирового судьи законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, в удовлетворении жалобы ˂ФИО˃ отказать.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Как следует из материалов дела ˂ФИО˃ является ˂Должность˃ ˂Наименование организации˃.

Заместителем Лысьвенского городского прокурора 18 апреля 2019 года вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренным ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ в отношении ˂Должность˃ ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃

Из постановления следует, что Лысьвенской городской прокуратурой проведена проверка в связи с обращением ˂ФИО˃ о нарушении ее прав на получение документа о составе семьи для получения справки о среднедушевом доходе семьи для получения детских пособий.

Проверкой установлено, что в период с ноября 2018 года до 24 марта 2019 года ˂ФИО˃ неоднократно обращалась к ˂Должность˃ ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃ о выдаче персональных данных о составе семьи и виде справки с целью обращения в ТУ Минсоцразвития Пермского края по Лысьвенскому городскому округу для получения детских пособий.

˂Должность˃ ˂Наименование организации˃ Чеботов В.В., являясь оператором в области персональных данных, не выдает документ о составе семьи, необходимый ˂ФИО˃, мотивируя отказ наличием долга по оплате за коммунальные услуги в сумме 23 780,28 руб.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Лысьвенского судебного района Пермского края от 21 июня 2019 года должностное лицо – ˂Должность˃ ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃ признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначение наказания в виде предупреждения.

При вынесении постановления мировым судьей сделан вывод о том, что ˂ФИО˃, являясь членом семьи собственника жилого помещения по адресу <адрес> ФИО5, зарегистрирована в указанном жилом помещении, имеет право пользования им наравне с собственником.

ТСЖ при подготовке платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг производит сбор информации, необходимый для их формирования, в частности: фамилия, имя, отчество, адрес, общая площадь жилого помещения, количество прописанных, количество проживающих, реквизиты для оплаты, показания приборов учета, в связи с чем получает персональные данные в отношении собственников, граждан зарегистрированных и проживающих и проживающих в многоквартирном доме по адресу ˂Адрес˃ и является оператором персональных данных.

Председатель ТСЖ, являясь должностным лицом, не обеспечил предоставление ˂ФИО˃ справки с места жительства о составе семьи, нарушив ее права на обращение в государственные органы за получением социальных гарантий (справки о среднедушевом доходе и получении детских пособий), нарушив тем самым требования Закона «О персональных данных» по предоставлению субъекту персональных данных информации.

С такими выводами мирового судьи согласиться нельзя.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

На основании статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 4 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до шести тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее – Закон).

Принципы обработки персональных данных установлены статьей 5 Закона, в соответствии с которой обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе (ч. 1).

Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных (п. 2).

Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки (ч. 4).

Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки (ч. 5).

При обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор должен принимать необходимые меры либо обеспечивать их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных (ч. 6).

Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 7).

Условия обработки персональных данных, установлены статьей 6 Закона, в силу которой обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях:

обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (п.1 ч. 1);

обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей (п.2 ч. 1);

обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем (п. 5 ч. 1);

обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно (п. 6 ч. 1);

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе.

В силу статьи 14 Закона субъект персональных данных имеет право на получение сведений, указанных в части 7 настоящей статьи, за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи. Субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав (ч. 1).

Сведения, указанные в части 7 настоящей статьи, должны быть предоставлены субъекту персональных данных оператором в доступной форме, и в них не должны содержаться персональные данные, относящиеся к другим субъектам персональных данных, за исключением случаев, если имеются законные основания для раскрытия таких персональных данных (ч.2)

Сведения, указанные в части 7 настоящей статьи, предоставляются субъекту персональных данных или его представителю оператором при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его представителя. Запрос должен содержать номер основного документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных или его представителя, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, сведения, подтверждающие участие субъекта персональных данных в отношениях с оператором (номер договора, дата заключения договора, условное словесное обозначение и (или) иные сведения), либо сведения, иным образом подтверждающие факт обработки персональных данных оператором, подпись субъекта персональных данных или его представителя. Запрос может быть направлен в форме электронного документа и подписан электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3).

Частью 7 статьи 14 Закона предусмотрено, что субъект персональных данных имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей:

1) подтверждение факта обработки персональных данных оператором;

2) правовые основания и цели обработки персональных данных;

3) цели и применяемые оператором способы обработки персональных данных;

4) наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании федерального закона;

5) обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен федеральным законом;

6) сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

7) порядок осуществления субъектом персональных данных прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

8) информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;

9) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;

10) иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.

Исходя из приведенных требований закона оператором обработки персональных данных является лицо, получающие персональные для конкретных целей, в предусмотренных законодательством случаях, данные предоставляются оператору самим субъектом персональных данных и с его согласия для достижения целей правоотношений между оператором и субъектом, определенных законом или договором.

Таким образом, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ исходя из норм Закона «О персональных данных», подлежат установлению отношения, возникшие между оператором и субъектом персональных данных, законодательство, которым указанные отношения регулируются, либо наличие договора между оператором и субъектом персональных данных, объем персональных данных имеющихся в распоряжении оператора в связи с возникшими отношениями, предоставленными самим субъектом персональных данных, а также возможность, предусмотренная законом на получение оператором персональных данных субъекта от третьих лиц на законных основаниях для достижения определенных целей правоотношений между оператором и субъектом.

При этом, невыполнение обязанности оператором по предоставлению информации субъекту персональных данных, влекущее административную ответственность (объективная сторона), состоит в установлении наличия в распоряжении оператора персональных данных субъекта, полученных в порядке установленных законом для достижения целей правоотношений, либо от субъекта персональных данных на основании договора, соблюдения порядка обращения субъекта за получением информации, установленного Законом, и отказа оператора от предоставления информации субъекту о его персональных данных.

В соответствии с ч. 1 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

В силу статьи 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано:

1) обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества;

2) осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса;

3) выполнять в порядке, предусмотренном законодательством, обязательства по договору;

4) обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме;

5) обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество;

6) обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью;

7) принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому;

8) представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами;

9) вести реестр членов товарищества и ежегодно в течение первого квартала текущего года направлять копию этого реестра в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса;

10) представлять в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в течение трех месяцев с момента государственной регистрации внесенных в устав товарищества изменений заверенные председателем товарищества и секретарем общего собрания членов товарищества копию устава товарищества, выписку из протокола общего собрания членов товарищества о принятии решения о внесении изменений в устав товарищества с приложением заверенных председателем товарищества и секретарем общего собрания членов товарищества копий текстов соответствующих изменений.

Аналогичные обязанности предусмотрены разделом 3 Устава ˂Наименование организации˃.

Таким образом, товарищество собственников жилья создается в целях совместного управления собственниками помещений общим имуществом многоквартирного жилого дома (жилых домов), и предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся жилыми помещениями в многоквартирном доме.

В указанных целях, и в рамках, установленных жилищным законодательством, ТСЖ вправе осуществлять сбор и обработку персональных данных, а именно, сведения о членах ТСЖ (для ведения реестра), сведения о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме (с целью формирования платежных документов на оплату коммунальных услуг).

При этом, в силу статьи 143 ЖК РФ членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья (ч. 1).

Реестр членов товарищества собственников жилья должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать членов товарищества и осуществлять связь с ними, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (ч.4).

Член товарищества собственников жилья обязан предоставить правлению товарищества достоверные сведения, предусмотренные частью 4 настоящей статьи, и своевременно информировать правление товарищества об их изменении (ч. 5).

На основании статьи 143.1 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены настоящим Кодексом и уставом товарищества, обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества (ч. 1).

Члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться со следующими документами:

1) устав товарищества, внесенные в устав изменения, свидетельство о государственной регистрации товарищества;

2) реестр членов товарищества;

3) бухгалтерская (финансовая) отчетность товарищества, сметы доходов и расходов товарищества на год, отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок);

4) заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

5) документы, подтверждающие права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе;

6) протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества;

7) документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;

8) техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением данным домом документы;

9) иные предусмотренные настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренние документы товарищества (ч. 3 ст. 143.1 ЖК РФ).

Таким образом, обязанность по сбору персональных данных о членах семьи и составе семьи собственников и нанимателей жилых помещений (кроме количества проживающих) для товарищества собственников жилья законом не установлена.

Каких-либо доказательств, подтверждающих, что ˂ФИО˃ передавала ˂Наименование организации˃ свои персональные данные, персональные данные членов ее семьи, либо сами члены семьи ˂ФИО˃ передавали свои персональные данные ТСЖ и давали согласие на их обработку и хранение с определенными целями, материалы дела не содержат.

Также материалы дела не содержат сведений о том, что ТСЖ, либо общим собранием собственников помещений многоквартирного дома было принято решение об оказании услуг по сбору, хранению и обработке персональных данных о составе семей собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме.

Кроме того, материалы дела не содержат сведений о наличии заключенного между ˂ФИО˃ и ˂Наименование организации˃ какого-либо договора (договора на оказание жилищно-коммунальных услуг), содержащие ее персональные данные, сведения о членах ее семьи и их персональные данные.

˂ФИО˃ в судебном заседании пояснила, что собственником жилого помещения и членом ТСЖ не является, ни свои данные, ни данные своих детей или иных членов семьи в ТСЖ не передавала, договор на оказание услуг с ТСЖ не заключала.

Выводы мирового судьи о том, что при формировании квитанций на оплату коммунальных услуг ТСЖ производится сбор персональных данных, которые и должны предоставляться субъекту, нельзя признать в полной мере обоснованными.

Отношения по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются статьями 153-155 ЖК РФ, устанавливающие лиц, обязанных производить оплату коммунальных услуг, лицу их предоставляющему.

В силу указанных норм закона обязанность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателей и собственников жилых помещений.

Таким образом, для целей формирования платежных документов, необходимы персональные данные (фамилия, имя, отчество, сведения о собственности, о площади жилого помещения) только относительно собственников и нанимателей помещений.

Платежные документы, примерная форма которых утверждена приказом Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр, не содержат сведений о персональных данных членов семьи собственника или нанимателя (Ф.И.О., год рождения, иные сведения), а лишь содержат информацию о количестве проживающих.

Выводы мирового судьи о наличии у ТСЖ сведений о лицах, зарегистрированных в жилых помещениях, также нельзя признать обоснованными.

Порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, установлены Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713.

Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, являются территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Кром того, постановлением от 17.07.1995 № 713 утвержден Перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Перечня, к ответственным лицам относятся собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.

До 16 апреля 2018 года действовал Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288, в соответствии с пунктом 82 которого лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов, с учетом положений пункта 30 Регламента, заполняют карточку регистрации по форме N 9 (приложение N 13 к Регламенту), поквартирную карточку по форме N 10 (приложение N 7 к Регламенту) или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме N 11 (приложение N 8 к Регламенту), адресные листки прибытия по форме N 2 (приложение N 5 к Регламенту), листок статистического учета прибытия по форме N 12П и листок статистического учета выбытия по форме N 12В к ним (приложение N 12 к Регламенту) - на лицо, подлежащее статистическому наблюдению.

С 17 апреля 2018 года вступил в силу Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 31.12.2017 N 984, в соответствии с пунктом 23 которого государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется органами регистрационного учета.

В предоставлении государственной услуги принимают участие лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, многофункциональные центры при наличии соответствующего соглашения о взаимодействии, и организации федеральной почтовой связи (п. 24).

Заявление о регистрации по месту жительства представляется лично лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, за исключением случая подачи заявления в форме электронного документа с использованием Единого портала.

Должностное лицо органа регистрационного учета, ответственное за прием документов, при поступлении из многофункциональных центров в электронной форме сведений, содержащихся в документах, предусмотренных подпунктом 99.4 пункта 99 Административного регламента, рассматривает их в день поступления и обеспечивает посредством системы "Мир" обработку сведений, поступивших в электронной форме, на предмет контроля целостности (п. 100.1).

Сведения, указанные в заявлениях о регистрации, снятии с регистрационного учета, поданных в форме электронного документа, после проведенной проверки в течение рабочего дня сохраняются в системе "Мир" (п. 103).

Должностное лицо органа регистрационного учета в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения при регистрации гражданина по месту жительства вносит в паспорт гражданина, зарегистрированного по месту жительства и не снявшегося с регистрационного учета по прежнему месту жительства, посредством системы "Мир" с использованием специального принтера одновременно штамп о снятии с регистрационного учета по месту жительства и штамп о регистрации по месту жительства; распечатывает свидетельство о регистрации по месту жительства (для лиц, не достигших 14-летнего возраста), которому присваивает учетный номер, соответствующий номеру заявления о регистрации по месту жительства (п. 118.2.1).

Передает в срок не позднее дня, следующего за днем оформления, ответственным лицам для последующей передачи зарегистрированным гражданам либо непосредственно выдает данным гражданам (их законным представителям):

свидетельство о регистрации по месту пребывания.

паспорт,

свидетельство о регистрации по месту жительства (для лиц, не достигших 14-летнего возраста) (п. 118.5.1-118.5.3).

Поскольку действующим с 17 апреля 2018 года Административным регламентом, утвержденным приказом МВД России от 31.12.2017 N 984 не предусмотрено ведение домовых (поквартирных) книг, заполнение которых ранее осуществлялось собственниками или уполномоченными ТСЖ лицами, с обязательным удостоверением органами регистрационного учета, то с указанного времени каких-либо объективных данных, подтвержденных уполномоченными органами регистрационного учета, содержащих сведения о лицах, зарегистрированных в конкретном жилом помещении, в связи с отсутствием домовой или поквартирной книги в распоряжении ТСЖ, получено быть не может. В соответствии с действующим законодательством сведения о регистрации по месту жительства могут быть получены исключительно в органах внутренних дел.

Кроме того, как указано ранее, в соответствии с п. 2 Перечня, к ответственным лицам относятся собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.

Материалы дела не содержат сведений о том, что правлением ˂Наименование организации˃, либо общим собранием собственников помещений многоквартирного дома назначено (избрано) уполномоченное лицо, ответственное за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации.

Кроме того, в силу статьи 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел ведет базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - база данных), содержащий в себе информацию, полученную от граждан, федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных полномочных органов, органов местного самоуправления, а также учреждений, осуществляющих в соответствии со статьей 5 настоящего Закона регистрацию и снятие граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальные органы вправе осуществлять обработку персональных данных, содержащихся в базе данных, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Информация, содержащаяся в базе данных, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной тайне, коммерческой тайне и иной охраняемой законом тайне, а также законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

Адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается.

Таким образом, права на получение от органов регистрационного учета информации о лицах зарегистрированных по месту жительства, ТСЖ не имеет.

При рассмотрении дела мировым судьей указанные обстоятельства не устанавливались, в связи с чем вывод мирового судьи о том, что ТСЖ устанавливает персональные данные в отношении граждан, зарегистрированных в многоквартирном доме, нельзя признать обоснованными.

При изложенных обстоятельствах ТСЖ не является оператором персональных данных, связанных с регистрацией по месту жительства, поскольку не осуществляет регистрационный учет, в том числе не собирает документы для передачи уполномоченным органам регистрационного учета, и не хранит указанные сведения.

Кроме того, в силу Закона «О персональных данных» информация предоставляется оператором субъекту на основании его запроса, который должен отвечать требованиям, установленным части 3 статьи 14 Закона.

Каких-либо доказательств направления ˂ФИО˃ запроса в адрес ТСЖ, или председателя о предоставлении информации, материалы дела не содержат.

В силу Закона «О персональных данных» сведения, предоставляемые оператором субъекту персональных данных не должны содержаться персональные данные, относящиеся к другим субъектам персональных данных, за исключением случаев, если имеются законные основания для раскрытия таких персональных данных (часть 2 статьи 14 Закона), в связи с чем справка о составе семьи не может быть отнесена к информации исключительно о субъекте персональных данных.

Частью 4 статьи 13.11 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение обязанности по предоставлению информации, субъекту персональных данных, при этом конкретный перечень информации, который обязан предоставить оператор, предусмотрен частью 7 статьи 14 Закона «О персональных данных», а также иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.

При рассмотрении дела мировым судьей не было установлено, какая именно информация, указанная в части 7 статьи 14 Закона «О персональных данных», либо предусмотренная иными федеральными законами, не была предоставлена ˂Должность˃ ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃ ˂ФИО˃

Жилищное законодательством, которым регулируются отношения между ТСЖ и лицами, имеющими право пользования помещениями в многоквартирном доме, в котором создано ТСЖ, либо иным федеральным законом, не установлена какая-либо форма справки о составе семьи, а также обязанность ТСЖ выдавать указанные справки и, соответственно получать персональные данные для их выдачи.

Таким образом, безусловные доказательства, подтверждающие наличие в действиях ˂Должность˃ ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃ состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 13.11 КоАП РФ, в материалах дела отсутствуют.

Принимая во внимание изложенное, учитывая требования статей 1.5, 1.6 КоАП РФ, прихожу к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление о привлечении ˂ФИО˃ к административной ответственности по части 4 статьи 13.11 КоАП РФ, что влечет отмену постановления мирового судьи и прекращение производства по делу, на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решила:

постановление мирового судьи судебного участка № 4 Лысьвенского судебного района Пермского края от 21 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица ˂Должность˃ ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃ прекратить.

Судья (подпись)

Копия верна.

Судья Н.Р. Войтко

 

Источник: https://lysva--perm.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=20374352&delo_id=1502001&new=0&text_number=1

Информация по делу
Статьи
ч.4 ст.13.11 КоАП РФ
Суд
Лысьвенский городской суд Пермского края
Судья
Войтко Н.Р.
Дата решения
2019-07-25
Категории
Часть 4 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Отсутствие состава административного правонарушения
Прекращение производства по делу
Запрос субъекта
Другие дела из подобных
категорий:

Истребование в МВД персональных данных для составления протокола

Письменная форма согласия не отвечает требованиям законодательства в области персональных данных

Предоставление информации по запросу субъекта

Истребование фото с паспортом в руках и заполненного заявления

Обществом не проведено ознакомление работников, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства РФ о персональных данных

При заполнении  медицинской карты амбулаторного больного указаны персональные данные, полученные не от субъекта

Незаконное ведение личных карточек работника

Невыполнение Оператором требований Роскомнадзора об уничтожении незаконно полученных персональных данных субъектов

Предоставление персональных данных в силу уступки прав требования

Отсутствие в тексте договора на выпуск карт обязательных условий

Направление в ИФНС обращения с приложением копии паспорта гражданина РФ

Ответ на запрос субъекта не содержит все сведения, предусмотренные законом

Привлечение к административной ответственности за  нарушения, выявленные согласно актам

Передача архива с персональными данными

Несоблюдение Оператором условий, обеспечивающих сохранность персональных данных