Судебная практика

Постановление

                                           дело №5/6- 273/2018

 

 6 апреля 2018 года                                        г.Белгород

 

Мировой судья судебного участка №6 Западного округа г.Белгорода С.И.Алейник, с участием представителей лица привлекаемого к ответственности: ˂ФИО˃ и ˂ФИО˃ рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении: ˂Наименование учреждения˃ привлекаемого к ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст.13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

                                   Установил:

Управлением Роскомнадзора по Белгородской области ˂Наименование учреждения˃ привлечено, согласно протоколу от 2.04.2018 года, к административной ответственности за обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработку персональных данных, несовместимую с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

 Согласно протоколу, личные дела <ФИО1> и <ФИО2> не содержат согласие родственников работников на обработку их персональных данных.

В судебном заседании представители ˂Наименование учреждения˃ не признали вину, мотивируя неполнотой проверки, проведенной в отношении Учреждения. Проверяющий не требовал представления данных о согласии родственников <ФИО1> и <ФИО2> на обработку их персональных данных, хотя таковые имелись на момент проверки.

В подтверждение своих возражений представили оригиналы личных дел, которые содержат согласие родственников на обработку персональных данных.

Оценив исследованные доказательства, мировой судья приходит к выводу,  что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых был составлен протокол об административном правонарушении.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Материалы дела не содержат данных об истребовании личных дел в полном объеме, их проверке и установлению факта отсутствия в личных делах <ФИО1> и <ФИО2> согласия их родственников на обработку персональных данных. Напротив, должностные лица Учреждения  представили данные, отсутствие которых вменяется Учреждению.

Таким образом, должностным лицом Управления Роскомнадзора по Белгородской области, меры к всестороннему, полному и объективному расследованию дела не приняты, все юридически значимые обстоятельства, необходимые для правильного разрешения дела, не исследованы.

В соответствии с частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом данных административных правонарушений являются общественные отношения, складывающиеся в области защиты информации. Объективная сторона правонарушений состоит в нарушении норм федерального законодательства, регулирующих вопросы работы с информацией о гражданах (персональными данными).

Из представленных суду данных следует, что на  момент проверки личные дела <ФИО1> и <ФИО2> содержали согласие родственников работников на обработку их персональных данных.

Факт совершения   административного правонарушения не подтверждается собранными по делу доказательствами, исследованными мировым судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Напротив представленные оригиналы личных дел полностью опровергают обстоятельства, изложенные должностным лицом в протоколе об административном правонарушении.

Положениями ст. 23 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия согласно ч. 1 ст. 24 Конституции РФ не допускается.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона "О персональных данных" персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О персональных данных" операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 Поскольку объективная сторона правонарушения состоит в нарушении требований законодательства, регулирующих вопросы работы с информацией о гражданах (персональными данными). При этом согласно п. 3 и п. 5 ст. 3 ФЗ от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных, а под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц. Кроме того, согласно ст. 7 указанного закона обязанность не раскрывать персональные данные третьим лицам без согласия субъекта персональных данных относится не только к операторам, но и к иным лицам, получившим доступ к персональным данным.

   Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.( ст.24.1 КоАП РФ)

            Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.

            В ходе составления протокола об административном правонарушении, должностное лицо не приняло во внимание наличие возражений со стороны руководителя Учреждения, не приобщило к материалам дела имеющиеся данные о согласии родственников на обработку персональных данных, то есть не приняло мер к всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств  дела, что повлекло составление протокола на основе неполных данных.

             Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (части 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

             По результатам рассмотрения дело об административном правонарушении может быть прекращено. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса;

            Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  за отсутствием состава административного правонарушения, так как в действиях Учреждения отсутствует объективная сторона правонарушения.

            На основании изложенного, руководствуясь ст.29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

                                        Постановил:

Прекратить производство по делу в отношении ˂Наименование учреждения˃, привлекаемого к ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст.13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствием состава административного правонарушения на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы в Октябрьский районный суд г. Белгорода через мирового судью судебного участка № 6 Западного округа г. Белгорода.

 Мировой судья С.И.Алейник

                                                            

Источник: http://zapad6.blg.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=44852150&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
ч.1 ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок №6 Западного округа г.Белгорода
Судья
Алейник С.И.
Дата решения
2018-04-06
Категории
Отсутствие состава административного правонарушения
Часть 1 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Другие дела из подобных
категорий:

Передача персональных данных собственников помещений в многоквартирных домах в рамках договора на техническое обслуживание

Предоставление заведующей МДОУ сотруднику полиции копии персональных данных воспитанника

Акт проверки признан недопустимым доказательством

Размещение на электронной площадке документов, содержащих персональные данные

Обработка персональных данных родственников работников в объеме, превышающем допустимый

Помещение объявлений информационного характера в почтовые ящики, в которых указаны, в том числе персональные данные

Отправка на электронные адреса собственников МКД письма, содержащего персональные данные субъекта

Звонки и сообщения субъекту из банка

Размещение персональных данных учащихся на сайте образовательного учреждения

Предоставление управляющей компанией реестра должников организации в силу договора

Наличие в сети "Интернет" базы данных вследствие уязвимости системы

На сайте раскрыты персональные данные собственников жилых помещений

Обработка организацией персональных данных граждан - потребителей коммунальных услуг, для изготовления квитанций

Пост с раскрытием персональных данных в социальной сети

Обработка персональных данных в связи с начислением платы за ТКО