Судебная практика

Дело <НОМЕР>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

           

 31 августа 2017 г.            г. Хабаровск, ул. Специалистов, 67а

Мировой судья судебного района «Железнодорожный район города Хабаровска» судебного участка № 5 Андрианова С.Э.,

рассмотрев в помещении судебного участка № 5 Железнодорожного района г.Хабаровска (г.Хабаровск, ул.Специалистов,67а),

дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в редакции от 17.04.2017, с изм. от 23.05.2017), в отношении <ОБЕЗЛИЧЕНО>» Д*** <ФИО1>, <ДАТА4>,

 

УСТАНОВИЛ:

В отношении <ОБЕЗЛИЧЕНО> Д*** <ФИО> и.о. прокурора Железнодорожного района г. Хабаровска вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в редакции на 02.06.2017), согласно которому в ходе проверки прокуратурой Железнодорожного района г. Хабаровска установлено, что <ОБЕЗЛИЧЕНО> Д*** <ФИО> 02.06.2017 направила письмо <НОМЕР> начальнику следственного управления УМВД России по Хабаровскому краю <ФИО3>. Указанное письмо содержало персональные данные <ФИО4>: сведения о фамилии, имени, отчестве гражданина: сведения о том, какой <ОБЕЗЛИЧЕНО> посещает ребенок <ФИО4>; сведения о том, что <ФИО4> направлены обращения в государственные органы в порядке, предусмотренном законодательством об обращениях граждан в Российской Федерации. Согласие на предоставление своих персональных данных указанному лицу <ФИО4> не давала. <ФИО3> не является непосредственным руководителем <ФИО4>, по данной причине ее персональные данные не были известны указанному начальнику. При передаче письма в рамках внутреннего делопроизводства в УМВД России по Хабаровскому краю непосредственному руководителю <ФИО4> с письмом ознакомилось большое число граждан. Таким образом, Д*** <ФИО> допущено предоставление персональных данных <ФИО4> без ее согласия, что является нарушением права на конфиденциальность персональных данных последней.

Д*** <ФИО> с постановлением и.о. прокурора не согласилась, вину не признала. Представила письменные объяснения по делу. Дополнительно суду пояснила, что из анкеты <ФИО4> ей известно, что <ФИО4> замещала должность заместителя начальника следственного управления УМВД России по Хабаровскому краю, именно поэтому письмо было адресовано начальнику следственного управления УМВД России по Хабаровскому краю. О том, что <ФИО4> уже работает в другом структурном подразделении, ей не было известно. Начальнику следственного управления УМВД России по Хабаровскому краю <ФИО3> были известны персональные данные <ФИО4>, поскольку она ранее замещала должность его заместителя. Считает, что данное обращение является жалобой на действия <ФИО4> Она получила письменный ответ на свое обращение от 02.06.2017 от начальника следственного управления УМВД России по Хабаровскому краю <ФИО3> о том, что <ФИО4> уволена со службы.

Старший помощник прокурора Железнодорожного района г. Хабаровска <ФИО5> поддержала обстоятельства, изложенные в постановлении и.о. прокурора Железнодорожного района г. Хабаровска. Суду пояснила, что заявление <ФИО4> от 18.07.2016 о согласии на обработку, использование и передачу ее персональных данных, относится к персональным данным <ФИО6>. В то время как в обращении от 02.06.2017 речь идет о персональных данных <ФИО6>. Обращение Д*** <ФИО> от 02.06.2017 по своему содержанию не является жалобой на действия должностного лица. Направление персональных данных даже одному лицу является распространением персональных данных. 

Выслушав Д*** <ФИО> старшего помощника прокурора <ФИО5>, изучив представленные материалы дела, проанализировав их, мировой судья приходит к следующему выводу. 

Статья 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в редакции от 17.04.2017, с изм. от 23.05.2017) предусматривает административную ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с персональными данными, включая передачу (распространение, предоставление, доступ) персональных данных.

Федеральным законом от 07.02.2017 N 13-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в силу с 01.07.2017, ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях изложена в новой редакции, обработка персональных данных, в том числе распространение персональных данных, с нарушением закона, влечет наказание для должностных лиц в виде предупреждения или наложения административного штрафа от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Поскольку в силу ст. 1.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения, и закон, отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет, суд полагает, что применению в данном случае подлежит статья 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях в редакции от 17.04.2017, с изм. от 23.05.2017.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в области защиты информации. Предметом правонарушения является порядок сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных). Данный порядок определяет Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", устанавливая принципы и условия обработки персональных данных, обеспечивающие в том числе порядок реализации права субъекта данных на согласие; порядок осуществления иных прав субъекта персональных данных, включая право на доступ субъекта к своим персональным данным; права субъекта данных при обработке его персональных данных; право на обжалование действий или бездействия оператора; обязанности оператора по обработке персональных данных.

Объективная сторона правонарушений состоит в нарушении норм федерального законодательства, регулирующих вопросы работы с информацией о гражданах (персональными данными).

В целях Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" используются следующие основные понятия:

персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.

Согласно п. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных, включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно.

Согласно  Федеральному закону от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления; заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц; должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

При рассмотрении дела судом установлено, что 02.06.2017 <ОБЕЗЛИЧЕНО> Д*** <ФИО> направила обращение начальнику следственного управления УМВД России по Хабаровскому краю <ФИО3> об оказании содействия в решении конфликта с участием должностного лица <ФИО4>, а также содержащее сообщение о поведении сотрудника полиции при решении личных вопросов.

При этом указанное обращение не содержало персональных данных <ФИО4> и ребенка <ФИО4> в контексте Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".

Сведения о фамилии, имени, отчестве <ФИО4> были известны должностному лицу <ФИО3>, поскольку ранее <ФИО4> замещала должность в УМВД России по Хабаровскому краю.

Д*** <ФИО> реализуя свое конституционное право, закрепленной в ст. 33 Конституции Российской Федерации, на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, направила в письменной форме должностному лицу государственного органа, на которое возложено осуществление публично значимых функций, обращение об оказании содействия в решении конфликта с участием должностного лица <ФИО4>, а также содержащее сообщение о поведении сотрудника полиции при решении личных вопросов.

Как следует из объяснений Д*** <ФИО> на данное обращение в установленный законом срок она получила ответ.

То обстоятельство, что данное обращение было направлено не по принадлежности, не свидетельствует о незаконности действий Д*** <ФИО>

В соответствии с ч.1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, административная ответственность наступает при наличии состава административного правонарушения, включающего в себя: 1) объект - то, на что направлено административное правонарушение; 2) объективная сторона административного правонарушения; 3) субъект административного правонарушения - физические лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет, не признанные невменяемыми; 4) субъективная сторона административного правонарушения.

Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов состава административного правонарушения исключает возможность привлечения к административной ответственности.

Учитывая вышеизложенное, в действиях Д*** <ФИО> отсутствуют признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем, мировой судья приходит к выводу об отсутствии состава административного правонарушения.

Производство по делу подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

     На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья

ПОСТАНОВИЛ:

   Производство по делу об административном правонарушении в отношении <ОБЕЗЛИЧЕНО>» Д*** <ФИО1> по ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекратить по п.2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

  Постановление может быть обжаловано в Железнодорожный районный суд г.Хабаровска через судебный участок № 5 Железнодорожного района г.Хабаровска в течение  10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

   Мировой судья                                                     С.Э. Андрианова

Источник: http://5.hbr.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=1530262&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
ст.13.11. КоАП РФ
Суд
Судебный участок № 5 Железнодорожного района г.Хабаровска
Судья
Андрианова С.Э.
Дата решения
2017-08-31
Категории
Отсутствие состава административного правонарушения
Согласие
Прекращение производства по делу
Предоставление
Другие дела из подобных
категорий:

Сообщение в статье (СМИ) персональных данных субъекта

Требование о предоставлении персональных данных – копий поквартирных карточек

Взыскание морального вреда за размещение персональных данных в газете

Несоответствие согласия работника на передачу персональных данных требованиям закона

Согласие работников оформлено с нарушение требований к его содержанию

Несоответствие форм согласий;ненадлежащее хранение

Почтовое обращение субъекта о направлении информации

Размещение плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на сайте Министерства, содержащего сведения о местах жительства индивидуальных предпринимателей

Обществом не проведено ознакомление работников, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства РФ о персональных данных

Обжалование решения РКН об отсутствии состава административного правонарушения

Письменные согласия на обработку персональных данных законных представителей учеников школы не отвечают требованиям ч.4 ст. 9 Федерального закона «О персональных данных»

Отказ в предоставлении согласия на обработку биометрических персональных данных для оформления паспорта моряка

Обработка персональных данных на сайте госуслуг

Незаконная обработка персональных данных субъекта посредством направления смс-сообщений с предложением об оформлении кредита

Отсутствие на сайте и стенде школы политики