ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
пос. Глушково 15 февраля 2018 года
Мировой судья судебного участка Глушковского судебного района Курской области Сумщенко О.П.,
с участием законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, К***а В.И. по доверенности,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.13.11 КоАП РФ, в отношении
Общества с ограниченной ответственностью «Ж***» (ООО «Ж***»), ИНН: <НОМЕР>, ОГРН: <НОМЕР>, адрес местонахождения: ..., дата государственной регистрации:<ДАТА2>,
УСТАНОВИЛ:
Начальником отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи , информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области (Управление Роскомнадзора по Курской области) <ФИО1> составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.13.11 КоАП РФ, в связи с выявленным 18 декабря 2017 года в 11 часов 00 минут административным правонарушением, совершенным ООО «Ж***», указав нижеследующее.
ОМВД России по Глушковскому району направило в Управление Роскомнадзора по Курской области материалы, по результатам рассмотрения которых выявлено нарушение ст.9 Федерального закона №152 «О персональных данных», а именно: установлено, что 8 декабря 2017 года в ОМВД России по Глушковскому району поступило заявление директора ООО «Ж***» <ФИО2> о том, что <ОБЕЗЛИЧЕНО> незаконно получило информацию о персональных данных граждан - потребителей коммунальных услуг, которая ранее находилась на центральном компьютере ООО «Ж***». Из показаний юриста ООО «Ж***» <ФИО3> персональные данные получателей коммунальных услуг ранее содержались в центральном компьютере ООО «Ж***». В ходе проверки было установлено, что соглашения о получении, обработке и хранении персональных данных получателей коммунальных услуг ООО «Ж***» и <ОБЕЗЛИЧЕНО> с гражданами не получали, о чем свидетельствует объяснение гражданки <ФИО4> и контролера ООО «Ж***» <ФИО5>
Таким образом, Управление Роскомнадзора по Курской области считает, что в действиях ООО «Ж***» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.13.11 КоАП РФ.
В судебном заседании законный представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, К*** В.И., выступающий по доверенности, просил суд дело производством прекратить в связи с отсутствием в действиях ООО «Ж***» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.13.11 КоАП РФ, мотивировав свою позицию тем, что 08 декабря 2017 года директор ООО «Ж***» обратился в ОМВД по Глушковскому району с заявлением (сообщением) о преступлении, в котором просил привлечь к уголовной ответственности, предусмотренной ст.272 УК РФ, должностных лиц <ОБЕЗЛИЧЕНО> и изложил информацию о том, что ООО «Ж***» имеет договорные отношения по представлению коммунальных услуг, с гражданами, проживающими в частных и многоквартирных домах поселка <Название>. В указанных договорах содержатся сведения о получателях коммунальных услуг- физических лицах. В частности: фамилия, имя, отчество, адрес, сведения об имущественном положении (квартирах и домах, принадлежащих получателям коммунальных услуг). Также на каждого получателя коммунальных услуг заведены лицевые счета. В соответствии с п.1 ч. 1 ст.3 Федерального закона «О персональных данных» указанные сведения отнесены к персональным данным, а в соответствии с п.3 ч.1 ст.3 этого же закона, персональные данные могут быть использованы только с письменного согласия субъекта персональных данных. Все эти сведения занесены в базу данных, которая размещена в компьютерах, принадлежащих ООО «Ж***» и используется ограниченным кругом лиц - работников ООО «Ж***» исключительно для расчета платежей за предоставленные коммунальные услуги. Начиная с октября 2017 года и по настоящее время клиенты ООО «Ж***» п.<Наименование> начали получать квитанции об оплате коммунальных услуг от <ОБЕЗЛИЧЕНО> с указанием всех необходимых реквизитов, в том числе и данных, которые отнесены законом к персональным данным. Таким образом, <ОБЕЗЛИЧЕНО> явно незаконно получило компьютерную информацию о персональных данных граждан потребителей коммунальных услуг, не имея от ООО «Ж***» и граждан, субъектов персональных данных, обязательных в этом случае письменных разрешений на получение и использование их персональных данных.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона Российской Федерации "О персональных данных" под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Оператором признается государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
Из положений статьи 5 названного Закона следует, что обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе.
Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.
Пунктом 5 части 1 статьи 6 данного федерального закона предусмотрено, что обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в случае если она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 года N 152-ФЗ (ред. от 04.06.2011) "О персональных данных", обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласия субъекта персональных данных, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, не требуется в следующих случаях:
2) обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных;
5.1) обработка персональных данных необходима управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, осуществляющим в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации управление многоквартирными домами, либо лицам, с которыми собственники помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении многоквартирным домом заключили договоры оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данномдоме, либо лицам, с которыми собственники помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении или собственники жилых домов заключили договоры о предоставлении коммунальных услуг, либо лицам, привлеченным на основе договоров, для осуществления расчетов с собственниками помещений в многоквартирном доме, собственниками жилых домов, нанимателями жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, жилых домах и коммунальные услуги.
Согласно положениям статьи 7 приведенного закона операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу положений части 16 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации при привлечении лицами, указанными в части 15 настоящей статьи, представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.
В соответствии с ч.15 ст.155 ЖКРФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.2014 N 924/пр утверждены Методические рекомендации по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В платежном документе указываются обязательные сведения, в соответствии с пунктом 69 Правил предоставления коммунальных услуг: почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя); наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет: оплачиваемый месяц. Помимо этих сведений, в титульной части платежного документа рекомендуется указывать необходимые для расчета размера платы сведения: об общей площади нежилого помещения, жилого помещения, собственником которого (или нанимателем - в помещениях государственного, муниципального жилищного фонда) является потребитель услуг; о количестве граждан, постоянно проживающих в помещении, наименование, номер банковского счета и банковские реквизиты организации - исполнителя услуг и каждой из организаций - исполнителей других услуг, если платежный документ содержит информацию по расчету платежей в адрес нескольких исполнителей услуг, а также суммы, предъявленные потребителю исполнителем (исполнителями) к оплате за расчетный период; суммы задолженности, сведения о перерасчетах и справочная информация, используемая при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Статей 17 ФЗ "О персональных данных" предусмотрено право на обжалование действий или бездействия оператора, где указано, если субъект персональных данных считает, что оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований настоящего Федерального закона или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.
Кроме того, согласно Письма Минкомсвязи России от 24.03.2016 N 111 1-1-5405 "О разъяснении норм федерального законодательства" "О персональных данных" в соответствии с частью 2 статьи 9 Закона допускается обработка персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Закона. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона, допускается обработка персональных данных без согласия субъекта персональных данных, если она необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 6 Закона допускается обработка персональных данных без согласия субъекта персональных данных, если она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, в том числе в случае реализации оператором своего права на уступку прав (требований) по такому договору, а также для заключения договора но инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.
Претензий к содержанию платежных документов от жителей п. <Название>, являющихся клиентами по договору потребления коммунальных услуг не поступало, никем из них с момента возникновения правоотношений по оказанию и оплате коммунальных услуг с 2005 года не оспаривалась и правомерность действий ООО "Ж***» по заключению договоров, обработка его персональных данных осуществлялась для ежемесячного выпуска квитанций и доставке их ему для исполнения обязанности по оплате коммунальных услуг, на что его согласия не требуется. Это указывает на правомерность действий ООО "Ж***». Таким образом, ООО «Ж***» - оператор, получивший доступ к персональным данным в законном порядке, заключив с клиентом договор на потребление коммунальных услуг, юридическое лицо, которому в соответствии с нормами ЖК РФ, уставом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, учитывая положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, ООО «Ж***» вправе осуществлять сбор, хранение и обработку персональных данных жильцов такого многоквартирного дома в объеме, необходимом для исполнения возложенных на него обязанностей, в том числе по подготовке и выставлению платежных документов на оплату коммунальных услуг.
Выслушав доводы законного представителя юридического лица, изучив материалы дела об административном правонарушении, мировой судья приходит к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судья в соответствии с ч 2 ст.2.1, ст.24.5 и 26.1 КоАП РФ выясняет, какие обстоятельства подлежат выяснению, а также обстоятельства, исключающие производство, на основе оценки всех обстоятельствах дела - устанавливает, виновно ли лицо, совершившее противоправное деяние, имеется ли в действиях (бездействии) этого лица умысел или неосторожность.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Статья 13.11 КоАП РФ закрепляет в качестве основания применения административной ответственности нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в области защиты информации.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ (совокупность указанных в административно-правовой норме признаков, характеризующих внешнее проявление правонарушения, выраженное в совершении запрещенных действий или в невыполнении лицом своих правовых обязанностей) состоит в нарушении норм федерального законодательства, регулирующих вопросы работы с информацией о гражданах (персональными данными), нарушениями установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
В случае, когда лицу инкриминируется совершение действий, направленных на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (распространение персональных данных), либо совершение действий, направленных на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц (предоставление персональных данных), в предмет доказывая входят:
обязательный признак - лицо, либо круг лиц, которым лицом были предоставлены персональные данные (в том случае, если инкриминируется совершение действий по предоставлению персональных данных), время и дата распространения, предоставления персональных данных, место, способ и средства совершения правонарушения.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ "О персональных данных" под персональными данными понимается любая информация, относящаяся прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.
Оператор персональных данных - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
Обработка персональных данных - это действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных.
Согласно ч.ч.15,16 ст.155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. При привлечении лицами, указанными в части 15 настоящей статьи, представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 27 июля 2006 года "О персональных данных" операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пп. 2 - 11 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 10 и ч. 2 ст. 11 настоящего Федерального закона.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что при наличии договорных отношений, в том числе, об оказании коммунальных услуг, не требуется согласие на обработку персональных данных, поскольку такие данные используются юридическим лицом в целях исполнения договора.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Согласно п.7 Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных указанными Правилами.
Таким образом, при установленных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные законом основания для привлечения ООО «Ж***» к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.13.11 КоАП РФ, поскольку отсутствует состав административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, п.2 ч.1 ст.29.9, 20.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.13.11 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ж***» прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Глушковский районный суд Курской области через мирового судью судебного участка Глушковского судебного района Курской области в течение десяти суток с момента получения копии постановления.
Мировой судья: О.П. Сумщенко
Источник: http://glushkovsky.krs.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=22124111&delo_id=1500001
Отсутствие состава административного правонарушения
Принятие мер, предусмотренных законом
Согласие
Прекращение производства по делу
Предоставление
Обязанность оператора
Часть 2 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Порядок хранения
категорий:
Предоставление данных, истечение срока давности
Размещение персональных данных члена профсоюза в социальной сети "Одноклассники"
Письменная форма согласия работника не соответствует ч.4 ст.9 ФЗ "О персональных данных"
Оператор не обеспечил сохранность персональных данных, что повлекло случайный к ним доступ
Передача страховой компанией персональных данных субъекта в ТФОМС по ошибке
Несоответствие согласия работника на передачу персональных данных требованиям закона
Обрабатываемые персональные данные не указаны в уведомлении
Размещение персональных данных учащихся образовательного учреждения на сайте
Предоставление персональных данных члена ТСЖ третьему лицу
Предоставление доступа к персональным данным, содержащимся в журнале
Непредоставление ответа на запрос Управления Роскомнадзора
Передача персональных данных должников по договору уступки права требования