Дело № 5-139-117/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
13 апреля 2018 года город Волгоград
Мировой судья судебного участка № 139 Волгоградской области Черкесова Л.Н., (400096, г. Волгоград, ул. Удмуртская, д. 91),
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, ˂ФИО˃,
защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, ˂ФИО˃,
старшего помощника прокурора Красноармейского района г. Волгограда ˂ФИО˃,
рассмотрев 10 апреля 2018 года в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, поступившее на судебный участок 20 марта 2018 года в отношении:
председателя ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃, <ДАТА4> привлекаемого к административной ответственности по ч. 2 ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
14 марта 2018 года прокуратурой Красноармейского района г. Волгограда возбуждено дело об административном правонарушении в отношении председателя ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃ по ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ, поскольку выявлены нарушения требований законодательства об обработке персональных данных.
Председатель ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃ в судебном заседании виновность в совершении административного правонарушения не признал, мировому судье пояснил, что в заявлении <ФИО1>, размещенном на официальном сайте товарищества, не содержится каких-либо запрещенных законом к распространению данных, в связи с чем отсутствует состав и событие административного правонарушения, на основании чего просил прекратить производство по делу, а в случае привлечения его к административной ответственности просил прекратить производство по делу по малозначительности с объявлением устного замечания.
Защитник председателя ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃ - ˂ФИО˃ в судебном заседании виновность ˂ФИО˃ в совершении административного правонарушения не признал, подтвердил доводы своего доверителя.
Старший помощник прокурора Красноармейского района г. Волгограда ˂ФИО˃ в судебном заседании доводы, изложенные в постановлении о возбуждении административного дела поддержала.
Выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, ˂ФИО˃, защитника лица привлекаемого к административной ответственности, ˂ФИО˃, старшего помощника прокурора Красноармейского района г. Волгограда ˂ФИО˃, изучив материалы дела, мировой судья считает, что действия председателя ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃ образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ, по следующим основаниям.
Прокуратурой Красноармейского района г. Волгограда в период с 22 февраля 2018 года по 14 марта 2018 года проведена проверка по жалобе <ФИО1> о нарушении законодательства об обработке персональных данных, в ходе которой в деятельности ˂Наименование организации˃ выявлены нарушения требований законодательства в указанной сфере правоотношений.
Согласно определению, содержащемуся в ст.2 «Конвенции о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера» (ETS №108), заключенной в г. Страсбурге 28 января 1981 года, «персональные данные» означают любую информацию об определенном или поддающемся определению физическом лице («субъект данных»).
В силу ст. 19 Гражданского кодекса РФ гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.
В соответствии с п.1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон о персональных данных) персональные данные - это любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Таким образом, к персональным данным лица следует относить, прежде всего, его фамилию, имя, отчество, год, месяц, дату и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессию, доходы, а также другую информацию, при которой возможно идентифицировать конкретное лицо.
Статья 7 Закона о персональных данных устанавливает требование, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Под оператором понимается государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (п.2 ст. 3 Закона о персональных данных).
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о персональных данных обработка персональных данных - это любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
В пункте 5 статьи 3 Закона о персональных данных под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.
Согласно ч.1 ст.9 Закона о персональных данных субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.
В силу ч.2 ст.5 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ) в зависимости от категории доступа к информации она подразделяется на общедоступную и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
В соответствии с п.2 ст.9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, является обязательным.
Таким образом, с учетом изложенных норм законодательства персональные данные являются конфиденциальной информацией, доступ к которой ограничен.
Установлено, что ˂Наименование организации˃ на официальном сайте товарищества (˂Ссылка на страницу сайта˃) размещено заявление <ФИО1> от 10 ноября 2017 года, в тексте которого содержатся его персональные данные, а именно: фамилия, имя, отчество, телефон и адрес проживания, что подтверждается актом проверки от 22 февраля 2018 года. Данное заявление согласно жалобе <ФИО1>, поступившей в прокуратуру района 14 февраля 2018 года, опубликовано без согласия субъекта на распространение его персональных данных в нарушение ст. 7 Закона о персональных данных.
В соответствии с ч. 1 ст.24 Закона о персональных данных лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.
В силу ч.1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Виновность председателя ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃ в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела, а именно:
- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 14 марта 2018 года (л.д. 3-6);
- актом проверки от 22 февраля 2018 года (л.д. 7-8);
- скриншотом (л.д. 10-12);
- жалобой <ФИО1> (л.д. 16-17);
- заявление <ФИО1> (л.д. 18-21).
Оценивая в совокупности исследованные по делу доказательства, мировой судья считает, что действия председателя ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃ следует квалифицировать по ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ, как обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
Доводы председателя ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃ и его защитника ˂ФИО˃ о том, что в действиях председателя ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃ отсутствует состав и событие административного правонарушения мировой судья находит несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании закона.
Довод председателя ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃ и его защитника ˂ФИО˃ о том, что дело об административном правонарушении подлежит прекращению по малозначительности с объявлением устного замечания мировой судья находит несостоятельным, поскольку:
Положениями ст. 23 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия согласно ч. 1 ст. 24 Конституции РФ не допускается.
В соответствии с п. 25 разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в Постановлении от 15 июня 2010 года № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации» к общественным интересам следует относить не любой интерес, проявляемый аудиторией, а, например, потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде.
Таким образом, в рассматриваемом случае публикация имени, фамилии, отчества, места регистрации, а также телефона <ФИО2> не служила общественному интересу. Обстоятельства, свидетельствующие о том, что сведения были распространены для защиты общественных интересов, не установлены.
При определении административного наказания, мировой судья исходит из характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих и (или) отягчающих административную ответственность председателя ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃, в соответствии со ст.ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ, в судебном заседании не установлено.
С учетом всех обстоятельств по делу мировой судья полагает необходимым назначить председателю ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃ наказание в виде административного штрафа.
Руководствуясь ст. ст. 13.11 ч. 2, 23.1, 29.10, 29.11 КоАП РФ, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать председателя ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃ виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ и подвергнуть его наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа: получатель УФК по Волгоградской области (Прокуратура по Волгоградской области, л/сч 04291356840), ИНН 3444048120, КПП 344301001, ОКТМО 18701000, Банк получателя Отделение Волгоград, г.Волгоград, р/счет 40101810300000010003, БИК 041806001, КБК 415 116 900 10 01 6000 140, назначение платежа: административный штраф.
Постановление может быть обжаловано в Красноармейский районный суд г. Волгограда через мирового судью судебного участка № 92 Волгоградскойобласти в течение 10 суток со дня получения его копии.
Согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5Кодекса РФ об административных правонарушениях. Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
Квитанцию об уплате штрафа необходимо предоставить на судебный участок № 92 Волгоградской области не позднее 60 суток с момента вступления настоящего постановления в законную силу.
На основании ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, - влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Мировой судья Л.Н. Черкесова
Источник: http://139.vol.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=80825283&delo_id=1500001
Согласие
Распространение
Часть 2 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
категорий:
Размещение копии обращения в прокуратуру, содержащей персональные данные субъектов
Хранение документов, содержащих персональные данные субъектов без их письменного согласия
Распространение в сети "Интернет" съемки о приеме врача
Отсутствие политики и требований к защите персональных данных на сайте
Отсутствие на сайте документа, определяющего политику
Обработка биометрических персональных данных работников без их письменного согласия