Судебная практика

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 по делу об административном правонарушении

 

 Дело №5–97/2019 г.

 

23 января 2019 года                                           г.Владивосток

 

    Мировой судья судебного участка №19 Первореченского судебного района г.Владивостока Бухалова Е.Ю., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ˂ФИО˃, ХХХ года рождения, уроженца г.К., привлекаемого к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ч.1 и ч.2 ст.13.11 КоАП РФ,

                                                          Установил:  

    24.12.2018 года Сахалинским территориальным Управлением Роскомнадзора по Дальневосточному территориальному округу было установлено, что 22.10.2018 года в 12 час. 31 мин. на сайте ˂НАЗВАНИЕ САЙТА˃  была опубликована статья «Многодетная мать, нуждающаяся в выплатах на Сахалине, родила от «умершего» мужа», содержащая персональные данные Р., в том числе фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, сведения о гражданстве, судимости и политических взглядах. 14.11.2018 года Р. обратился в Сахалинское территориальное Управление Роскомнадзора по Дальневосточному территориальному округу с заявлением по факту размещения его персональных данных без его согласия. Администратором домена второго уровня ˂НАЗВАНИЕ ДОМЕНА˃ является ˂ФИО˃, зарегистрированный по адресу: ˂АДРЕС˃, ул.В, д.Х, кв.Х.

    Факт административного правонарушения подтверждается протоколом  №АП-27/09/3505 от 24.12.2018 года об административном правонарушении; заявлением Р. в Сахалинское территориальное Управление Роскомнадзора по Дальневосточному территориальному округу от 14.11.2018 года, в котором он просит привлечь к административной ответственности автора статьи, редакцию новостного сайта, юридическое лицо к административной ответственности за размещение его персональных данных без его согласия; копией паспорта Р.; объяснениями Р.; объяснениями П.; запросом о предоставлении сведений от 19.11.2018 года; ответом редактора сайта ˂НАЗВАНИЕ САЙТА˃  от 23.11.2018 года; ответом Сахалинского территориального Управления Роскомнадзора по Дальневосточному территориальному округу от 11.12.2018 года; скриншотами статьи «Многодетная мать, нуждающаяся в выплатах на Сахалине, родила от «умершего» мужа»; ответом Регионального сетевого информационного центра от 07.11.2018 года.

    В судебное заседание ˂ФИО˃ не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещён.

    Защитник ˂ФИО˃ – ˂ФИО˃ в судебном заседании вину ˂ФИО˃ не признал, производство по делу просил прекратить. Представил письменные возражения, согласно которым сведения о фамилии, имени, отчестве, гражданстве, дате и месте рождения не относятся к специальным категориям персональных данных и не могут быть ограничены в распространении; обработка специальных категорий персональных данных (сведения о политических взглядах и о судимости) допускается и без согласия субъекта, если они сделаны общедоступными самим субъектом; политические взгляды и сведения о судимости Р. были процитированы во множестве публикаций в сети Интернет. Кроме того, полагает, что ˂ФИО˃ не отвечает за действия, высказывания и статьи пользователей сайта, поскольку на сайте ˂НАЗВАНИЕ САЙТА˃  отсутствует служба модерации (цензуры); на сайте существует предварительная регистрация пользователей, которые и несут ответственность за свой контент. Также пояснил, что уполномоченный четой Р. юрист П. убедил автора статьи, что действует от имени их семьи, и предоставил множество документов, содержащих персональные данные семьи. Кроме того, журналист (автор статьи) имеет право пользоваться персональными данными субъектов без их согласия.

    Р. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещён.

    Положениями ст.23 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия согласно ч.1 ст.24 Конституции РФ не допускается.

    В соответствии с ч.1 ст.13.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

    Ответственность по ч.2 ст.13.11 КоАП РФ наступает за обработку персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

    Объектом данных административных правонарушений являются общественные отношения, складывающиеся в области защиты информации. Объективная сторона правонарушений состоит в нарушении норм федерального законодательства, регулирующих вопросы работы с информацией о гражданах (персональными данными).

    Отношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных».

    Согласно ст.3 названного Федерального закона персональными данными признаётся любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

    Обработкой персональных данных является любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

    В силу ч.1 ст.6 Федерального закона «О персональных данных» обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

    Частью 1 Федерального закона «О персональных данных» установлено, что субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и даёт согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.

    Согласно ч.4 ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 года №152-ФЗ, в случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью. Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности: 1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе; 2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных); 3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных; 4) цель обработки персональных данных; 5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных; 6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу; 7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных; 8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом; 9) подпись субъекта персональных данных.

    Таким образом, получение оператором от субъекта согласия на обработку персональных данных в любой, позволяющей подтвердить факт его получения, форме является обязательным.

    Согласно п.3 ст.9 Федерального закона «О персональных данных» обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 м части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, возлагается на оператора.

    Кроме того, согласно ст.7 Федерального закона «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    В силу ч.1 ст.10 Федерального закона «О персональных данных» обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

    Согласно ч.3 ст.10 Федерального закона «О персональных данных» обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.

    Как усматривается из материалов дела, 22.10.2018 года в 12 час. 31 мин. на сайте ˂НАЗВАНИЕ САЙТА˃  была опубликована статья «Многодетная мать, нуждающаяся в выплатах на Сахалине, родила от «умершего» мужа», содержащая персональные данные Р., в том числе фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, сведения о гражданстве, судимости и политических взглядах. 14.11.2018 года Р. обратился в Сахалинское территориальное Управление Роскомнадзора по Дальневосточному территориальному округу с заявлением по факту размещения его персональных данных без его согласия. В ходе проведённой Сахалинским территориальным Управлением Роскомнадзора по Дальневосточному территориальному округу проверки содержания статьи «Многодетная мать, нуждающаяся в выплатах на Сахалине, родила от «умершего» мужа» установлено наличие информации на Р. с указанием фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, сведений о гражданстве, судимости и политических взглядах. При даче объяснения Р. пояснил, что разрешения на публикацию своих персональных данных он не давал, в связи с чем считает, что его права нарушены. В ходе проверки Сахалинским территориальным Управлением Роскомнадзора по Дальневосточному территориальному округу было установлено отсутствие согласия Р. на обработку его персональных данных в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, что является нарушением принципов и правил обработки персональных данных.

    Оценивая в совокупности материалы дела, пояснения защитника, суд не усматривает обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, и приходит к выводу о том, что при рассмотрении дела вина ˂ФИО˃ в совершении вменяемых административных правонарушениях нашла своё подтверждение.

    Протокол № АП-27/09/3505 от 24.12.2018 года об административном правонарушении составлен без существенных нарушений требований ст.28.2 КоАП РФ, в связи с чем может служить правовым основанием для привлечения ˂ФИО˃ к административной ответственности.     

    Все имеющиеся в деле доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины ˂ФИО˃ в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 и ч.2 ст.13.11 КоАП РФ.

    Таким образом, в действиях ˂ФИО˃ усматриваются признаки административных правонарушений, предусмотренных частью 1 и частью 2 ст.13.11 КоАП РФ.

    Суд не может принять доводы защитника ˂ФИО˃ – ˂ФИО˃, поскольку изложенные им обстоятельства не опровергают обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, и противоречат обстоятельствам, установленным материалами административного дела, а потому расцениваются судом как способ защиты ˂ФИО˃, направленный на избежание привлечения к административной ответственности.

    Доводы защитника о том, что ˂ФИО˃ не отвечает за действия, высказывания и статьи пользователей сайта являются необоснованными.

    В соответствии с Правилами регистрации доменных имен в доменах.RU и.РФ, утверждённых Администратором домена верхнего уровня RU – Автономной некоммерческой организацией «Координационный центр национального домена сети Интернет», администратор домена осуществляет администрирование домена, то есть определяет порядок наполнения сайта, и без его участия в какой-либо степени не происходит размещение контента в Интернет-ресурсе.

    Право администрирования существует в силу договора о регистрации доменного имени и действует с момента регистрации доменного имени в течение срока действия регистрации.

    Поскольку фактическое использование ресурсов сайта невозможно без участия в той или иной форме администратора домена, являющегося лицом, создавшим соответствующие технические условия для посетителей своего интернет-ресурса, владелец домена несёт ответственность за содержание размещенной на соответствующем сайте информации.

    Как отметил Верховный Суд РФ в постановлении от 24.04.2015 года №305-АД15-2693, владелец (администратор) домена с соответствующим именем отвечает за любые действия, совершенные с использованием такого домена, в том числе за направление с его использованием электронных сообщений.

    Доводы защитника о том, что сведения о фамилии, имени, отчестве, гражданстве, дате и месте рождения не относятся к специальным категориям персональных данных и не могут быть ограничены в распространении, а так же о том, что обработка специальных категорий персональных данных (сведения о политических взглядах и о судимости) допускается и без согласия субъекта, если они сделаны общедоступными самим субъектом, являются несостоятельными и основаны на неверном толковании норм права.

    Ссылка защитника на то, что уполномоченный четой Р. юрист П. убедил автора статьи, что действует от имени их семьи, и предоставил множество документов, содержащих персональные данные семьи, не нашла своего подтверждения и опровергается материалами дела.

    Доводы о том, что журналист (автор статьи), имеет право пользоваться персональными данными субъектов без их согласия также являются несостоятельными.   

    Как следует из пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2010 года №16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» предусмотрен запрет на распространение в средствах массовой информации сведений о личной жизни граждан, если от них самих или от их законных представителей не было получено на то согласие, за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов. При этом к общественным интересам следует относить не любой интерес, проявляемый аудиторией, а, например, потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде.

    В данном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации обращено внимание судов на необходимость проводить разграничение между сообщением о фактах (даже весьма спорных), способным оказать положительное влияние на обсуждение в обществе вопросов, касающихся, например, исполнения своих функций должностными лицами и общественными деятелями, и сообщением подробностей частной жизни лица, не занимающегося какой-либо публичной деятельностью. В то время как в первом случае средства массовой информации выполняют общественный долг в деле информирования граждан по вопросам, представляющим общественный интерес, во втором случае такой роли они не играют.

    Суд считает, что в рассматриваемом случае публикация персональных данных Р. посягает на гарантированное статьей 23 Конституции Российской Федерации право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а также нарушает требование  Конституции Российской Федерации о том, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

    Объективных доказательств того, что в данном случае у автора статьи имелись исключительные обстоятельства для распространения в средстве массовой информации вышеуказанных сведений в связи с защитой общественных интересов применительно к положениям пункта 5 части 1 статьи 49 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации», суд не усматривает.

    На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности не истёк.

    В соответствии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11названного Кодекса, составляет три месяца.

    Из разъяснения, данного в п.14 постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днём обнаружения правонарушения).

    Соответственно срок давности привлечения ˂ФИО˃ к административной ответственности начал течь с 23.10.2018 года, и в данном случае истекает 24.01.2019 года.  

    Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом в ходе рассмотрения дела не выявлено.

    Неустранимых сомнений в виновности ˂ФИО˃ судом в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении также не выявлено.

    Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, - не усматриваются.

    Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, - не усматриваются.

    При назначении административного наказания суд так же учитывает личность правонарушителя, и полагает возможным наложить наказание в минимальном пределе санкций, предусмотренных ч.1 и ч.2 ст.13.11 КоАП РФ.

    Руководствуясь ст.ст.4.1 - 4.3, 29.10, 29.11 КоАП РФ,     

                                                         Постановил:

    Признать ˂ФИО˃ виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.13.11 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде предупреждения.

    Признать ˂ФИО˃ виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.13.11 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

    Постановление может быть обжаловано в Первореченский районный суд г.Владивостока в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

    В соответствии со ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее

60-ти дней со дня вступления постановления в законную силу. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в указанный срок, лицо, не уплатившее административный штраф, может быть привлечено к административной ответственности по ст.20.25 ч.1 КоАП РФ, предусматривающей наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее тысячи рублей либо административного ареста на срок до пятнадцати суток.

      Штраф подлежит оплате по реквизитам:

Получатель: Управление федерального казначейства по Хабаровскому краю (Управление Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу)

ИНН: 2721116615   КПП: 272101001   Код ОКТМО: 08701000  

Банк получателя: Отделение Хабаровск г.Хабаровск

БИК: 040830011 

Лицевой счёт: 04221А19130                                          

Номер счёта получателя платежа: 40101810300000010001

КБК: 09611690040046000140

УИН: 09600000000014842931

 

Мировой судья

                  Е.Ю. Бухалова

Источник: http://19.prm.msudrf.ru/modules.php?name=info_pages&id=2946

Информация по делу
Статьи
ч.1,2 ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок №19 Первореченского судебного района г.Владивостока
Судья
Бухалова Е.Ю.
Дата решения
2019-01-23
Категории
Сайт
Согласие
Специальные категории
Распространение
Часть 1 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Часть 2 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Другие дела из подобных
категорий:

На сайте ООО отсутствуют документы, определяющие политику

Обработка специальной категории персональных данных работников без их письменного согласия

Размещение персональных данных учащихся образовательного учреждения на сайте

Обработка персональных данных жителей частных домовладений в силу агентского договора

Рассылка по электронной почте информации, содержащей персональные данные

Не приняты необходимые меры по защите персональных данных

Размещение на сайте договора управления многоквартирным домом, содержащего персональные данные субъекта

Обработка персональных данных в спортивном учреждении с нарушением законодательства в области персональных данных

Обработка персональных данных близких родственников в анкете соискателя

Опубликование в газете информации, относящейся к персональным данным

Сайт заблокирован, т.к. с его помощью незаконно распространялись персональные данные

Обработка персональных данных субъектов без их согласия в письменной форме

На сайте ТСЖ опубликован реестр членов, принявших  участие  в  общем  собрании 

Осуществлен сбор персональных данных гражданки от третьих лиц

Обработка специальной категории персональных данных, касающихся религиозных убеждений в отсутствие письменного согласия