П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
09 октября 2014 г. г. Челябинск
Мировой судья судебного участка № 5 Советского района г. Челябинска Юлик М.А.,(ул.Свободы,74)
рассмотрев дело об административном правонарушении по ст.13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Открытого акционерного общества «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» (далее по тексту ОАО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>»), ОГРН <НОМЕР>, юридический адрес: <АДРЕС>, фактический адрес: <АДРЕС>,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно постановления заместителя прокурора <АДРЕС> области от <ДАТА2> о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.13.11 КоАП РФ в отношении ОАО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» <ДАТА3> в ходе осмотра в нежилом помещении, находящемся по адресу: <АДРЕС> рабочего места менеджера отдела лекарственного обеспечения, подключенного к информационной системе с использованием программного обеспечения «<ОБЕЗЛИЧЕНО>, усматривается, что в указанной программе осуществляется обработка персональных данных граждан, подлежащих льготному обеспечению лекарственными средствами. Программа содержит актуальные сведения о фамилии, имени, отчестве, дате рождения, медицинском диагнозе, № полиса ОМС, страховом индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования. Обработка персональных данных граждан осуществляется ОАО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» на собственном серверном оборудовании без получения согласия субъектов персональных данных.
ОАО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» в нарушение требований ст.9 Федерального закона «О персональных данных» от <ДАТА4><НОМЕР>, не являясь органом исполнительной власти, осуществляющим государственные полномочия по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения, без получения согласия субъектов персональных данных осуществляет сбор, хранение, использование информации о гражданах (обработку персональных данных), подлежащих льготному обеспечению лекарственными средствами.
Вышеуказанные факты свидетельствуют о совершении Открытого акционерного общества «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ - нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах.
Представители ОАО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» А.В., А.С<ФИО1> вину не признали в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ, свои возражения изложили в письменном объяснении.
Выслушав мнение участвующих в деле лиц, изучив материалы административного дела, суд на основании исследованных в совокупности доказательств, считает, что в действиях Открытого акционерного общества «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ.
Правонарушение, предусмотренное ст. 13.11 КоАП РФ выражается в нарушении установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
В соответствии с положениями Федерального закона от <ДАТА5> N 152-ФЗ (ред. от <ДАТА6>) "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. В случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни (ч. 1 статьи 6, ч. 7 статьи 9 Федерального закона "О персональных данных").
Согласно п. 3 ст. 3 Закона о персональных данных под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Согласно части 3 статьи 6 названного Закона оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (далее - поручение оператора).Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные настоящим Федеральным законом. В поручении оператора должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 4. ст.6. Закона о персональных данных, лицо осуществляющее обработку персональных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Однако, как в случае обработки данных самим оператора, обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных или наличия оснований для обработки персональных данных возлагается на оператора.
Согласно имеющейся в материалах дела копии государственного контракта от <ДАТА7><НОМЕР>, заключенным по результатам открытого аукциона между Министерством здравоохранения <АДРЕС> области (государственный заказчик) и ОАО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» (исполнитель), ОАО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» является уполномоченной фармацевтической организацией на организацию услуг по обеспечению лекарственными препаратами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и в соответствии с которым в обязанности государственного заказчика входит передача в ОАО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» данных регионального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, содержащего в том числе, персональных данных граждан, имеющих право на государственную социальную помощь.
Заключив данный государственного контракт, ОАО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» выступил в качестве оператора.
В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ОАО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» не распространяет персональные данные, а обрабатывает их по поручению оператора, что с учетом требований ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ позволяет сделать вывод об отсутствии в действиях ОАО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ.
Согласно ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению, если отсутствует состав административного правонарушения.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.29.9 КоАП РФ, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст.24.5 настоящего Кодекса выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах производство по административному делу в отношении Открытого акционерного общества «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» подлежит прекращению за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.24.5 ч.1 п.2, 29.9-29.11 КоАП РФ, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренным ст.13.11 КоАП РФ, в отношении Открытого акционерного общества «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Советский районный суд г.Челябинска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через мирового судью судебного участка № 5 Советского района г.Челябинска.
Мировой судья М.А.Юлик
Источник: http://sovchel5.chel.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=1562977&delo_id=1500001
Согласие
Специальные категории
категорий:
Размещение персональных данных пациента на спинке кровати
Опубликование в СМИ персональных данных
Нарушения при обработке персональных данных работников и иных лиц
Обработка персональных данных в оперативной сводке без согласия субъекта
Размещение на сайте персональных данных, в том числе специальной категории воспитанников Учреждения
Применение технологии распознавания лиц в г.Москве
Поручение обработки без согласия работников
Отсутствие письменного согласия пациентов
Передача персональных данных компании для ведения претензионно-исковой работы
Размещение статьи на сайте с указанием персональных данных обратившихся в больницу
Множество нарушений федерального закона «О персональных данных»