Дело № 5-170/2023 УИД 42MS0143-01-2023-002049-58
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Мыски 18 апреля 2023 года
Мировой судья судебного участка № 1 Мысковского городского судебного района г. Мыски Кемеровской области Смирнова Е.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ, в отношении:
ФИО1, <ДАТА2> рождения, уроженца <ОБЕЗЛИЧЕНО>, работающего <ОБЕЗЛИЧЕНО> зарегистрированной по адресу: <АДРЕС>, паспорт <НОМЕР>,
УСТАНОВИЛ:
ФИО, являясь должностным лицом, совершил административное правонарушение - обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработку персональных данных, несовместимых с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 17.13 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, при следующих обстоятельствах.
Так, Прокуратурой города Мыски в ходе проверки исполнения <ОБЕЗЛИЧЕНО> требований законодательства, регламентирующего порядок размещении информации, содержащей персональные данные, связанной с предоставлением услуг <ОБЕЗЛИЧЕНО>, выявлены нарушения законодательства о персональных данных.
Отношения, связанные с обработкой юридическими лицами и физическими лицами персональных данных, с использованием средств автоматизации, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках, или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Федеральный закон № 152-ФЗ).
В соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона №152-ФЗ персональными данными признается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных): его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (пункт 3 статьи 3 Федерального закона №152-ФЗ).
Распространение персональных данных - действия, направленные на передачу персональных данных определенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом.
В соответствии с нормой пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона № 152-ФЗ обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в случае, если она осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
Согласно положениям статьи 7 Федерального закона №152-ФЗ операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу части 1 статьи 19 Федерального закона № 152-ФЗ оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.
В результате проверки установлено, что на основании договора от <ДАТА4> <НОМЕР> объекты <ОБЕЗЛИЧЕНО>, являющиеся муниципальным имуществом Мысковского городского округа, переданы на праве оперативного управления <ОБЕЗЛИЧЕНО>.
Между собственниками жилых помещений и <ОБЕЗЛИЧЕНО> заключены договоры по оказанию услуг водоснабжения. Таким образом, при заключении договора водоснабжения <ОБЕЗЛИЧЕНО> получает от физических лиц их персональные данные: фамилию, имя, отчество, адрес, данные о площади помещения, находящегося в собственности лица, реквизиты документа, подтверждающие права на жилые помещения.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 6 Федерального закона №152-ФЗ, оператор, а в данном случае - <ОБЕЗЛИЧЕНО> может обрабатывать персональные данные с согласия субъекта таких данных.
<ОБЕЗЛИЧЕНО> являясь в силу вышеприведенных обстоятельств оператором, обрабатывающим персональные данные, обязано обеспечить конфиденциальность таких данных, не допуская их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания (статья 7 Федерального закона <НОМЕР>). Распространение персональных данных - действия, направленные на передачу персональных данных определенному кругу лиц (передача персональных данных) или ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом.
Таким образом, <ОБЕЗЛИЧЕНО> не вправе без согласия граждан - субъектов персональных данных ни передавать их персональные данные третьим лицам (независимо от целей), ни обнародовать.
Прокурором установлено, что <ОБЕЗЛИЧЕНО> в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте «<ОБЕЗЛИЧЕНО> (<ОБЕЗЛИЧЕНО>) раскрыло информацию о собственниках жилых помещений. При просмотре указанного сайта установлено, что при вводе адреса жилого помещения, отображается номер лицевого счета потребителя, а также полное указание на его фамилию, имя и отчество.
К обезличенным персональным данным относятся данные, в отношении которых невозможно определить их принадлежность к конкретному лицу, а если неизвестно, кому именно принадлежат эти данные, то режим конфиденциальности снимается.
Полученные в результате проверки фактические данные свидетельствуют о том, что размещенные на официальном сайте <ОБЕЗЛИЧЕНО> в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведения содержат информацию о самом собственнике недвижимого имущества - квартиры, месте его жительства. Следовательно, указанная информация не является обезличенной, размещена в свободном доступе для неопределенного круга лиц.
В Договорах на оказание услуг <ОБЕЗЛИЧЕНО>, заключенных собственниками жилых помещений с <ОБЕЗЛИЧЕНО> отсутствуют положения о согласии собственников помещений в домах на распространение вышеуказанных персональных данных Водоснабжающей организацией. Сведения о согласии на распространение не получены и в результате настоящей проверки.
Таким образом, <ОБЕЗЛИЧЕНО> распространило информацию о гражданах (персональные данные) без их согласия, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
Распоряжением председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом от <ДАТА5> <НОМЕР> на должность директора <ОБЕЗЛИЧЕНО> назначен ФИО.
Согласно уставу <ОБЕЗЛИЧЕНО> директор предприятия несет гражданскую, административную, уголовную ответственность за нарушение требований федерального законодательства.
Своими действиями ФИО совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ.
В судебное заседание ФИО не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявлял, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. ФИО 1 представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и применении положений ст. 2.9 КоАП РФ либо ст. 4.1.1 КоАП РФ при назначении наказания.
Помощник прокурора г. Мыски ФИО2 настаивала на привлечении ФИО1 к ответственности, возражала против применения к ФИО.1 при назначении наказания положений ст. 2.9 КоАП РФ либо ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Вина ФИО1 подтверждается материалами дела:
- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА6> г;
- приказом о приеме на работу ФИО1;
- распоряжением о назначении на должность ФИО1;
- скриншотами страниц в сети Интернет с официального сайта <ОБЕЗЛИЧЕНО>;
- выпиской из ЕГРЮЛ;
- свидетельством постановке на учет в налоговом органе;
- справкой о результатах проверки от <ДАТА7>;
Совокупность исследованных судом доказательств позволяет считать вину <ФИО2> доказанной.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФИО1 судом установлено не было. Смягчающим суд признает признание вины, раскаяние.
В связи с изложенным суд полагает необходимым назначить наказание в виде административного штрафа.
Суд полагает, что отсутствуют основания для применения нормы ст.2.9 КоАП РФ о малозначительности по следующим основаниям.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу п.21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 (в редакции от 19 декабря 2013 года) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Вмененное заявителю административное правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку представляет угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных.
Оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ не имеется.
При рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение необходимо учитывать, что преференция, установленная статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является исключительной.
Поскольку вменяемое должностному лицу административное правонарушение представляет угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, то в представленной ситуации оснований для замены назначенного административного штрафа на предупреждение, не имеется.
При назначении наказания суд учитывает в совокупности характер совершенного административного правонарушения против порядка управления, отсутствие отягчающих и наличие смягчающих ответственность обстоятельств, данные о личности ФИО1
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 13.11 ч. 1, 29.9, 29.10 КоАП РФ
ПОСТАНОВИЛ:
ФИО1 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа:
ИНН 4205037961 КПП 420501001 Наименование банка: ОТДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВО БАНКА РОССИИ//УФК по Кемеровской области - Кузбассу г. Кемерово БИК 013207212 Расчетный счет: 03100643000000013900 Корреспондирующий счет: 40102810745370000032 Наименование получателя: УФК по Кемеровской области - Кузбассу (Управление по обеспечению деятельности мировых судей в Кузбассе л/с 04392004130)
ОКТМО 32728000
КБК 874 116 01133 01 9000 140
Штраф должен быть уплачен в 60-дневный срок со дня вступления постановления в законную силу.
Копия квитанции об уплате штрафа в 3-дневный срок представляется лицом, привлеченным к ответственности, мировому судье, вынесшему постановление.
При неуплате штрафа в срок материалы для уплаты штрафа направляются судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток с момента получения его копии в Мысковский городской суд Кемеровской области путем подачи жалобы мировому судье судебного участка № 1 Мысковского городского судебного района Кемеровской области или непосредственно в Мысковский городской суд Кемеровской области.
Мировой судья Е.А. Смирнова
Источник: http://1101.kmr.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=123486695&case_number=122548209&delo_id=1500001
Разглашение
Распространение
Часть 1 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
категорий:
Размещение персональных данных на оборотной стороне счета на оплату ЖКУ
Размещение в социальной сети копии доверенности
Передача сведений из похозяйственной книги предпринимателю
Наличие базы данных (100 000 записей), содержащей персональные данные клиентов, в сети "Интернет"
Размещение на сайте Оператора документов, содержащих персональные данные субъектов
Нарушение нескольких статей федерального закона "О персональных данных"
Размещение на официальном сайте сельского поселения персональных данных
Размещение копии судебного акта на сайте организации
Размещение плана проверок на сайте с указанием адреса места жительства ИП