Решение по административному делу
Дело № 5-330/2014
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
08 июля 2014 года
410012, г. Саратов, ул. Б. Садовая, д. 158, к. 522
Мировой судья судебного участка № 2 Фрунзенского района г.Саратова Ряпухина Е.А.,
при секретаре ФИО,
с участием прокурора отдела по надзору в сфере экономики и природоохранного законодательства прокуратуры Саратовской области ФИО,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.11 КоАП РФ, в отношении ведущего специалиста-эксперта отдела водных ресурсов по Саратовской области НАИМЕНОВАНИЕ <ФИО1>, <ДАТА2> рождения, уроженки <АДРЕС>, зарегистрированной по адресу: <АДРЕС>, проживающей по адресу: <АДРЕС>
У С Т А Н О В И Л:
ФИО допустила нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), при следующих обстоятельствах.
Прокуратурой области по поручению Управления Генеральной прокуратуры в Южном федеральном округе проведена проверка соблюдения сотрудниками отдела НАИМЕНОВАНИЕ требований законодательства о защите персональных данных при проведении открытого аукциона на заключение договора водопользования в целях использования участка акватории Волгоградского водохранилища площадью 0,0116 кв.м.для размещения понтонов в районе с. <АДРЕС> Саратовского района Саратовской области.
В соответствии с Федеральным законом от 27.06.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон), персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О персональных данных» обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
Обработка персональных данных без согласия субъекта персональных данных допускается при наличии оснований, указанных в п.п. 2-11 ч.1 ст. 6 Закона.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона обработка персональных данных без согласия субъекта персональных данных допускается в случае, если она необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором РФ или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей.
Процедура заключения договора водопользования в части использования акватории водного объекта утверждена постановлением Правительства РФ от 14.04.2007№ 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона», пунктом 38 которого установлено, что протокол рассмотрения заявок должен содержать:
а) все зарегистрированные заявки с указанием имен (наименований) заявителей;
б) дату подачи заявок;
в) сведения о внесенных задатках;
г) все отозванные заявки;
д) имена (наименования) заявителей, признанных участниками аукциона;
е) имена (наименования) заявителей, которым было отказано в признании их участниками аукциона, с указанием причин такого отказа.
В протоколе рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе <НОМЕР> от <ДАТА5> (Наименование), размещенном в открытом доступе на сайте www.torgi.gov.ru, содержатся следующие категории персональных данных <ФИО2>: фамилия, имя, отчество, место жительства, почтовый адрес, серия и номер паспорта, даты выдачи паспорта, сведения о выдавшем паспорт органе, номер контактного телефона.
Вместе с тем, согласно положениям вышеуказанного законодательства место жительства, серия и номер паспорта, дата выдачи паспорта, сведения о выдавшем паспорт органе, номер контактного телефона, не являются обязательными при размещении протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе.
Кроме того, обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки (ст. 5 Закона).
Приказом <НОМЕР> от 31.01.2013 года Наименование назначены ответственные лица за размещение информации о проведении аукционов на право заключения договоров водопользования на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.torgi.gov.ru - <ФИО3> - заместитель начальника отдела и <ФИО1> - ведущий специалист-эксперт.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обработка (распространение) персональных данных гр. <ФИО2>, осуществляемая отделом Наименование, без согласия заявителя, является нарушением требований ст. 7 Закона.
Размещение протокола в свободный доступ осуществлено ФИО, которая являлась секретарем комиссии (в рамках взаимозаменяемости с <ФИО4>).
ФИО в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ, мировой судья определил рассмотреть дело в отсутствии ФИО.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" информация о гражданах (персональные данные) определяется как любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация (ч. 1 ст. 3 указанного Закона). Свойства данной информации - обеспечивать идентификацию конкретного лица - предопределяют отнесение ее к категории конфиденциальной, т.е. информации с ограниченным доступом. Обеспечения конфиденциальности персональных данных не требуется в случае обезличивания персональных данных (для статистических или иных научных целей), а также в отношении общедоступных персональных данных (ч. 3 ст. 6, ст. 7). Указанный режим персональной информации обусловливает необходимость правовой защиты ее конфиденциальной части.
Такая защита обеспечивается в первую очередь путем установления конституционного запрета осуществлять сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, а также требованием судебного решения для ограничения тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. ст. 23 и 24 Конституции РФ). Статьей 19 Конституции РФ запрещаются также любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Федеральный закон " О персональных данных" рассматривает согласие субъекта персональных данных на обработку сведений о его частной жизни в числе одного из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, включая информацию персонального характера.
Из данного основополагающего принципа согласия могут иметь место исключения, предусмотренные в законодательном порядке, в том числе в связи с осуществлением правосудия, а также в случаях, предусмотренных законодательством РФ о безопасности, оперативно-розыскной деятельности, государственной службе, уголовно-исполнительным законодательством РФ, законодательством РФ о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, а также в случаях, связанных с медицинскими и медико-профилактическими целями (п. п. 2 - 7 ч. 2 и ч. 3 ст. 10, ч. 2 ст. 11, п. п. 2 - 5 ч. 3 ст. 12 Федерального закона "О персональных данных").
Упомянутый Федеральный закон регулирует данный порядок, устанавливая принципы и условия обработки персональных данных (ст. 5, ч. 1 ст. 6; ст. ст. 9 - 13), обеспечивающие, в том числе порядок реализации права субъекта данных на согласие; порядок осуществления иных прав субъекта персональных данных, включая право на доступ субъекта к своим персональным данным (ст. 14); права субъекта данных при обработке его персональных данных (ст. ст. 15 - 16); право на обжалование действий или бездействия оператора (ст. 17); обязанности оператора по обработке персональных данных (ст. ст. 18 - 22).
Процедура заключения договора водопользования в части использования акватории водного объекта утверждена постановлением Правительства РФ от 14.04.2007№ 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона», пунктом 38 которого установлено, что протокол рассмотрения заявок должен содержать:
а) все зарегистрированные заявки с указанием имен (наименований) заявителей;
б) дату подачи заявок;
в) сведения о внесенных задатках;
г) все отозванные заявки;
д) имена (наименования) заявителей, признанных участниками аукциона;
е) имена (наименования) заявителей, которым было отказано в признании их участниками аукциона, с указанием причин такого отказа.
Объектами правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ являются общественные отношения, складывающиеся в области защиты информации. Объективная сторона правонарушений состоит в нарушении норм федерального законодательства, регулирующих вопросы работы с информацией о гражданах (персональными данными).
В судебном заседании установлено, что в отделе Наименование выявлены нарушения установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
Вина ведущего специалиста-эксперта отдела Наименование ФИО подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 01.07.2014 года, объяснением ФИО, должностным регламентом ФИО, приказом <НОМЕР> от 21.01.2013 года «О размещении информации о проведении аукционов на право заключения договоров водопользования на официальном сайте Российской Федерации в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.torgi.gov.ru», приказом <НОМЕР> от 30.04.2014 года «О внесении изменений в приказ Наименование от 21.01.2013 года № 6 «О размещении информации о проведении аукционов на право заключения договоров водопользования на официальном сайте Российской Федерации в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.torgi.gov.ru», приказом <НОМЕР> от 22.08.2012 года «О реализации полномочий и распределении функций по предоставлению (прекращению) права пользования водными объектами в Нижне-Волжском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность ФИО, обстоятельства совершения правонарушения.
К смягчающим обстоятельствам относится признание вины в совершении административного правонарушения.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств не имеется.
Так же мировой судья учитывает общественную опасность данного правонарушения.
С учетом изложенного, мировой судья считает возможным назначить наказание в виде штрафа в минимальном размере.
Руководствуясь ст.ст. 13.11, 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья,
П О С Т А Н О В И Л:
<ФИО1> признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ.
<ФИО1> назначить наказание в виде административного штрафа в размере 500 (пятьсот) рублей, который в течение 60 дней с момента вступления постановления в законную силу перечислить на следующие реквизиты: р/с 40101810300000010010 УФК по Саратовской области (Прокуратура Саратовской области л/с 04601103100) Банк ГРКЦ ГУ Банка России по Саратовской области г. Саратов ИНН 6450014678 КПП 645001001 БИК 046311001 КБК 41511690010016000140 ОКТМО 63701000.
Квитанцию об уплате штрафа предоставить на судебный участок № 3 Фрунзенского района г. Саратова.
Постановление может быть обжаловано во Фрунзенский районный суд г.Саратова в течение 10 дней со дня его получения.
Мировой судья Е.А. Ряпухина
Источник:http://118.sar.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=2057575&delo_id=1500001
Разглашение
Распространение
категорий:
Размещение гражданином в социальной сети персональных данных субъектов без их согласия
Размещение персональных данных педагога в сети "Интернет" в разделе "Новости"
Размещение данных работника на сайте школы
Отсутствие в свободном доступе (в.т.ч. на сайте) Политики в отношении обработки персональных данных
Неисполнение обязанности по предоставлению доступа к политике
Размещение персональных данных на сайте муниципального органа
Документы, содержащие персональные данные физических лиц, обнаружены на свалке
Наличие базы данных (100 000 записей), содержащей персональные данные клиентов, в сети "Интернет"
Взыскание морального вреда за размещение персональных данных в газете
Размещение на сайте фото, иных персональных данных субъекта, переписки в мессенджере
Наличие в сети "Интернет" базы данных вследствие уязвимости системы