Судебная практика

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

 

21 октября 2021 года                                город Москва

 

Мировой судья судебного участка № 383 Мещанского района города Москвы, Коваль Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении

АО «НФП «Будущее», ИНН 7707492166, ОГРН 1147799009115, дата регистрации 09.06.2014 г., зарегистрированного по адресу: 127051, г. Москва, Цветной бульвар, д.2, привлекаемого к административной ответственности по ч. 6 ст. 13.11 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

АО «НПФ «Будущее», как правопреемник АО «Негосударственный пенсионный фонд «Русский Стандарт», допустило нарушение требований п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 № 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации», заключающееся в несоблюдении условий; обеспечивающих сохранность персональных данных при хранении их материальных носителей, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 13.11 КоАП РФ.

Законный представитель АО «НПФ «Будущее»- <ФИО>,в судебное заседание  явилась, возражала  относительно составленного протокола об административном правонарушении, представила письменный отзыв на протокол об административном правонарушении, указывая, что АО «НПФ «БУДУЩЕЕ» не является  оператором по обработке персональных данных представленных физических лиц. Бланки договоров об обязательном пенсионном страховании  размещены в свободном доступе на сайтах негосударственных пенсионных фондах. В представленных в материалы дела образцах договоров  об обязательном пенсионном страховании и согласий на обработку персональных данных отсутствует подпись и печать фонда заполнены только со стороны физических лиц. Само по себе заполнение с одной стороны договора не повлекло  возникновение правоотношений между сторонами фондом и физическим лицом. Документы, свидетельствующие заключение  договоров между фондов и указанными физическими лицами в материалах дела отсутствую и не представлены Управлением Роскомнадзора. Представленные доказательства Роскомнадзора не отвечает принципам допустимости, достоверности, поскольку при составлении протокола должностное лицо руководствовался  заявлением экологической ассоциации  «Чистый регион», при этом не были установлены значимые для дела обстоятельства, а именно фактические обстоятельства  появления документов в границах муниципального образования города Пятигорска, факт выезда  на свалку отходов экологической ассоциации «Чистый регион», основной деятельности которой, согласно данным налоговой инспекции является издание  книг, брошюр, газет,  порядок фиксирования и изъятия вещественных доказательств, отсутствие правовых отношений й  между фондом и представленными физическими лицами. 

Исследовав письменные материалы дела мировой судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 27.07.2006 г. №152-фз «О персональных данных» Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных дани требованиям настоящего Федерального закона, является федеральный орган исполнители власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологи и связи.

Согласно ч. 3 ст. 3 Закона обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Согласно статье 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); под обработкой персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.

В соответствии со ст. 11  Закона сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона Обработка биометрических персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии, в связи с осуществлением правосудия и исполнением судебных актов, в связи с проведением обязательной государственной дактилоскопической регистрации, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности, о государственной службе, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, о гражданстве Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6 ст. 13.11 КоАП РФ невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных сохранность персональных данных при хранении материальных носителей персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к персональным данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении персональных данных, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от семисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела в Управление поступило обращение от <ФИО>,содержащее факты несоблюдения АО «НПФ «Будущее» условий обеспечивающих сохранность персональных данных при хранении их материальных носителей, предусмотренных п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 № ( «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляем без использования средств автоматизации».

Из обращения Заявителя следует, что 28.07.2021 г. членами экологической ассоциации «Чистый Регион» в границах муниципального образования г. Пятигорска на свалке отходов были обнаружены документы, содержащие персональные данные граждан (заявления застрахованных лиц о переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд, заявления застрахованного лица о переходе в Пенсионный фонд РФ из негосударственного пенсионного фонда, поручения застрахованных лиц, коп паспортов, копии СНИЛС, подписанные согласия на обработку персональных данных граждан, договоры об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом).

Из текста обнаруженных документов следует, что оператором, осуществляющим обработку указанных выше персональных данных, является Негосударственный пенсионный фонд «Русский стандарт».

По сведениям ЕГРЮЛ Негосударственный пенсионный фонд «Русский Стандарт» в 2014 году стал правопредшественником АО «НПФ «Наше будущее» которое, в свою очередь, в 2016 году стало правопредшественником АО «НПФ «Будущее».

В протоколе об административном правонарушении должностным лицом указано, что АО «НПФ «Будущее» в ответе на информационный запрос Управления от 06.08.2021 г. № 9354-09/26 подтвердило факт осуществления обработки персональных данных  физических лиц в целях оформления договоров об обязательном пенсионном страховании от имени АО «НПФ «Русский Стандарт» в рамках Агентского договора от 26.03.2012 № 02.

При этом для ЗАО «Банк Русский Стандарт» п. 2.1.3 указанного агентского договора установлена обязанность по обеспечению сохранности договоров обязательного пенсионного страхования, оформленных на бумажных носителях, и заключенных от имени фонда, а п. 2.4.1 данного агентского договора для АО «НПФ «Русский Стандарт» установлено право проведения выборочных проверок полноты информации, поступающей от ЗАО «Банк Русский Стандарт».

Факт существования и осуществления контроля со стороны АО «Негосударственный пенсионный фонд «Русский Стандарт» за передаваемыми заключенными договорами подтвержден приложением №2 к Агентскому договору от 26.03.2012 № 02, включающим Ежедневный реестр заключенных договоров обязательного пенсионного страхования.

Документов, подтверждающих факт уничтожения аннулированных по разным причинам договоров обязательного пенсионного страхования за период 2012-2013 г.г., а также иных документов, подтверждающих истечение сроков хранения актов списания, АО «НПФ «Будущее», не представило.

В соответствии с п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г.№687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации», оператор, осуществляющий обработку персональных данных на бумажных носителях обязан обеспечивать надлежащие условия для сохранности персональных данных при хранении их материальных носителей и исключающие несанкционированный доступ к ним.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу ч. 1 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют действия, выразившиеся в нарушении установленного порядка обработки персональных данных.

Между тем, из представленных в материалы дела документов невозможно установить, что между АО «НПФ «Будущее», как правопреемника АО «НПФ «Русский Стандарт» и приведенными физическими лицами имелись договорные отношения, а у привлекаемого лица, возникла обязанность по обработке и хранению персональных данных. Копии договоров об обязательном пенсионном страховании не содержат подписи и печати фонда,  таким образом не позволяют прийти к выводу о том, что  между сторонами были договорные отношения.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что безусловных доказательств,  позволяющих установить вину АО «НПФ «Будущее» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 13.11 материалы дела не содержат, судом не установлены, обнаружение персональных данных неустановленных физических лиц, само по себе не подпадает  под состав административного правонарушения.

Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9, п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 13.11 КоАП РФ, в отношении АО «НПФ «Будущее» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Мещанский районный суд г. Москвы в течение десяти дней со дня получения копии постановления через мирового судью.

 

Мировой судья                                    Ю.Н. Коваль

 

Источник:https://mos-sud.ru/383/cases/admin/details/dcb00209-7860-45f5-9d1c-3fd85d24cf68?documentMainArticle=13.11&formType=fullForm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация по делу
Статьи
ч.6 ст. 13.11 Кодекса РФ об АП
Суд
Судебный участок № 383 Мещанского района города Москвы
Судья
Коваль Ю.Н.
Дата решения
2021-10-21
Категории
Часть 6 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Прекращение производства по делу
Другие дела из подобных
категорий:

Обработка персональных данных несовершеннолетних без согласия в письменной форме

Несоответствие согласия работника на передачу персональных данных требованиям закона

Хранение документов, содержащих персональные данные субъектов способом не обеспечивающим сохранность

Запрос копии паспорта при рассмотрении заявления потребителя коммунальных услуг

Размещение плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на сайте Министерства, содержащего сведения о местах жительства индивидуальных предпринимателей

Указание в исковом заявлении персональных данных

Невыполнение обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих сохранность персональных данных

Письменное согласие работника на передачу персональных данных не соответствует требованиям законодательства

Распространение персональных данных несовершеннолетнего

Обработка персональных данных, содержащихся в резюме, поступившем на электронную почту, без согласия соискателя

Размещение на стойке регистратуры в поликлинике листков для записей с обратной стороны которых имелись персональные данные пациентов

В деятельности учреждения выявлены нарушения

Невыполнение оператором требований законодательства по соблюдению условий, обеспечивающих сохранность персональных данных при хранении материальных носителей

Обработка персональных данных в оперативной сводке без согласия субъекта

Оператором не исполняются требования федерального закона "О персональных данных"