Дело № 5-6736/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
19 июня 2018 года город Омск
Мировой судья судебного участка № 48 в Кировском судебном районе в городе Омске (г. Омск, ул. Седова, д. 57/1) Байдашина Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ в отношении должностного лица – председателя правления ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении специалиста эксперта отдела по защите прав субъектов персональных данных и надзора в сфере информационных технологий Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области (далее – Роскомнадзор по Омской области) № Х от 07.05.2018 года, председатель правления ˂Наименование организации˃ (далее – ˂Наименование организации˃) ˂ФИО˃ разместила на информационных стендах персональные данные заявителя ˂ФИО˃ и своими действиями совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.13.11 КоАП РФ.
Председатель правления ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃ в судебном заседании вину в инкриминируемом правонарушении не признала, пояснила, что юридическое лицо ˂Наименование организации˃ и она, как председатель правления, размещает информацию о своей деятельности в соответствии с требованиями законодательства на сайтах «Рефомра ЖКХ» и «ГИС ЖКХ». На информационных стендах, расположенных около дома ˂Наименование организации˃ вывешивает только объявления информационного характера (отключение водоснабжения, уборка снега и т.д.). В подъездах дома помещались для всеобщего обозрения жильцов объявления о проведении общих собраний собственников. Объявления от имени ˂Наименование организации˃ всегда заверены печатью и подписью председателя правления. Персональные данные заявителя ˂ФИО˃ на информационных стендах ˂Наименование организации˃ не размещало. Считает, что в действиях ˂Наименование организации˃ отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ.
Составитель протокола - специалист эксперта отдела по защите прав субъектов персональных данных и надзора в сфере информационных технологий Роскомнадзора по Омской области ˂ФИО˃, протокол об административном правонарушении поддержала, считала его законным и обоснованным.
Свидетель С С.Л., допрошенный в судебном заседании по ходатайству привлекаемого к ответственности лица, пояснил, что работает в ˂Наименование организации˃ уборщиком. Возле подъездов имеются информационные стенды, на которых вывешиваются различные объявления рекламного характера. ˂Наименование организации˃ вывешивает на указанные стенды только объявления информационного характера (отключение водоснабжения, уборка снега и т.д.). Никаких других объявлений, с указанием фамилий и инициалов жильцов ˂Наименование организации˃ на информационных стендах не размещает.
Свидетель Б И.М., допрошенный в судебном заседании по ходатайству привлекаемого к ответственности лица, пояснил, что работает в ˂Наименование организации˃ слесарем. У каждого подъезда дома имеются информационные стенды, на которых ˂Наименование организации˃ вывешивает на которых вывешиваются различные объявления рекламного характера. ˂Наименование организации˃ вывешивает на указанные стенды только объявления информационного характера (отключение водоснабжения, уборка снега и т.д.). На указанных стендах он никогда не видел объявлений ˂Наименование организации˃. Объявления от имени ˂Наименование организации˃ размещаются только в подъездах дома и они всегда заверены печатью и подписью председателя правления.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 года N 18-ФЗ, действующей на момент совершения административного правонарушения) персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О персональных данных", операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии п. 2 ст. 3 Федерального закона "О персональных данных", оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных допускается только с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Не допускается использование
доказательств, полученных с нарушением закона.
Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч.2 ст. 26.2 КоАП РФ, в т.ч показаниях потерпевшего, свидетелей, заключение эксперта, а также показаниях технических средств измерения, оформленных соответствующими документами.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ˂Наименование организации˃ - является юридическим лицом. Вид деятельности: управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе. Председатель правления - ˂ФИО˃ .
Как следует из материалов дела председатель правления ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃ 29.03.2018 года в 00-00 часов разместило на информационных стендах персональные данные заявителя ˂ФИО˃ .
Часть 2 статьи 13.11 КоАП РФ закрепляет в качестве основания применения административной ответственности за нарушение установленного законом порядка обработки персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных,
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в области защиты информации.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ (совокупность указанных в административно-правовой норме признаков, характеризующих внешнее проявление правонарушения, выраженное в совершении запрещенных действий или в невыполнении лицом своих правовых обязанностей) состоит в нарушении норм федерального законодательства, регулирующих вопросы работы с информацией о гражданах (персональными данными), нарушениями установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
В связи с этим обязательным признаком (элементом) объективной стороны состава административного правонарушения является деяние физического (юридического) лица, которое может выражаться в действии либо бездействии.
Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения: место, время, способ и средства совершения деяния, однако если какие-либо из них включены в диспозицию административно-правовой нормы, то они становятся обязательными для данного состава правонарушения, что учитывается при его квалификации.
В случае, когда лицу инкриминируется совершение действий, направленных на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (распространение персональных данных), либо совершение действий, направленных на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц (предоставление персональных данных), в предмет доказывая входят:
обязательный признак – лицо, либо круг лиц, которым лицом были предоставлены персональные данные (в том случае, если инкриминируется совершение действий по предоставлению персональных данных);
время и дата распространения, предоставления персональных данных, место, способ и средства совершения правонарушения.
В протоколе об административном правонарушении, ни в иных материалах дела конкретных сведений о времени (и дате) совершения административного правонарушения, месте и способе совершения вмененного в вину юридическому лицу, не имеется.
Представитель Роскомнадзора по Омской области в судебном заседании пояснила, что считает время и дату совершения административного правонарушения – 29.03.2018 года 00-00 часов, день следующий за днем обращения ˂ФИО˃ 28.03.2018 года.
Нарушение установленного порядка обработки персональных данных, выразившееся в передаче персональных данных третьему лицу без согласия субъекта персональных данных, не является длящимся правонарушением, поскольку оно характеризуется совершением конкретных действий, имеющих определенные дату и время их совершения, выяснение которых входит в предмет доказывания по настоящему делу и влияет на правильность исчисления срока давности привлечения к административной ответственности, установленного в ст. 4.5 КоАП РФ для этой категории дел. То есть правонарушение считается оконченным с момента распространения персональных данных (посредством размещения, в том числе, в сети Интернет, с момента предоставления их определенному лицу (или определенному кругу лиц).
Мировой судья приходит к выводу о недоказанности объективной стороны вменяемого председателем правления ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃ административного правонарушения, поскольку в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения, путем предоставления соответствующих доказательств, время и дата совершения председателем правления ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃, административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ, место и способ совершения административного правонарушения – размещение на информационных стендах персональных данных заявителя ˂ФИО˃ с нарушением требований ФЗ «О персональных данных».
Для установления виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ, правильной юридической оценки действиям лица, необходимо установить все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, применительно к положениям ФЗ "О персональных данных" на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств.
В судебном заседании установлено, что 29.03.2018 года в Управление Роскомнадзора по Омской области поступило обращение ˂ФИО˃ о нарушении председателем правления ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃ ФЗ «О персональных данных» с предоставлением фотографий на которых в объявлениях указана фамилия собственника ˂ФИО˃ и номер квартиры.
При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
В части 3 статьи 26.2 КоАП РФ указано, что не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В силу ч. 1, 2 ст. 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам относятся материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.
По смыслу части 2 статьи 26.7 КоАП РФ фотоматериалы относятся к документам и признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Такие документы, наряду с иными доказательствами по делу об административном правонарушении, должны оцениваться с точки зрения их относимости и допустимости. Допустимость документа в качестве доказательства по делу об административном правонарушении определяется, прежде всего, путем установления законности способа его получения и приобщения к делу. При определении относимости такого документа к делу тщательному анализу должно подвергаться содержание документа, его объективная связь с обстоятельствами дела, полнота, последовательность и непротиворечивость содержащихся в нем данных.
Представленные в материалы дела фотографии не позволяют установить, где, кем, по какому поводу, с применением каких технических средств и в каких условиях проводилось фотографирование.
По смыслу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ такие фотографии не могут быть положены в основу вывода о виновности юридического лица в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Роскомнадзором по Омской области не представлены доказательства о наличии события по вмененному административному правонарушению, в т.ч. о времени и дате, месте и способе совершения председателем правления ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃ административного правонарушения, а также материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих вину должностного лица.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, к которым законодателем отнесено и отсутствие состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении в отношении председателя правления ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃ подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9- 29.11, 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица – председателя правления ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃ прекратить в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Кировский районный суд города Омска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, путем подачи жалобы через мирового судью.
Мировой судья Ю.В.Байдашина
Источник: http://48.oms.msudrf.ru/modules.php?name=info_pages&id=2567
Прекращение производства по делу
Часть 2 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
категорий:
Размещение на сайте персональных данных должника
Обработка персональных данных посетителей
Размещение на доске почета персональных данных без согласия
Отсутствие политики на сайте в отсутствие сбора персональных данных через сайт
Обработка персональных данных в оперативной сводке без согласия субъекта
Отсутствие в личных делах работников согласий
Обработка персональных данных пациентов без их письменного согласия
Обработка персональных данных несовместимая с целями сбора персональных данных, а также без согласия
Обработка персональных данных при оказании услуг без письменного согласия
Предоставление персональных данных работников с согласия, оформленного с нарушением закона
Размещение на электронной площадке документов, содержащих персональные данные