Судебная практика

Дело № 5-104-22/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

19 февраля 2019 года Волгоград, проспект Ленина 67а

 Мировой судья судебного участка № 104 Волгоградской области Е.В. Власова, рассмотрев единолично дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 13.11 КоАП РФ, в отношении ˂Должность˃ ˂ФИО˃, <ДАТА2> рождения, уроженки <АДРЕС>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <АДРЕС>,

УСТАНОВИЛ:

25 декабря 2018 года заместителем Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора ˂ФИО˃ вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, согласно которому в отношении ˂Должность˃ ˂ФИО˃ возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.13.11 КоАП РФ, в связи с тем, что установлен факт размещения на сайте ˂Наименование государственного органа˃ в разделе «Деятельность» на вкладке «Планы проведения плановых проверок» плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год, в котором в открытом доступе содержатся персональные данные о физических лицах с указанием их адреса регистрации, что является нарушением ст.7 Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ.

Заместитель Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора ˂ФИО˃ в судебном заседании первоначально просил привлечь ˂ФИО˃ к административной ответственности по ч.7 ст.13.11 КоАП РФ, однако в процессе исследования представленных доказательств подтвердил, что ˂Должность˃ не является субъектом данного правонарушения, в связи с чем, данное дело в отношении нее подлежит прекращению.

˂ФИО˃ в судебном заседании вину в инкриминируемом правонарушении не признала, пояснил, что информацию на сайте Комитета в разделе «Деятельность/Планы проведения плановых проверок/2019» размещает отдел организационной работы и делопроизводства совместно с отделом материально-технического обеспечения, в ее должностные обязанности как ˂Должность˃ входит подготовка определенной части Плана проведения проверок, в котором содержится полная информация относительно юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в необезличенном виде, который передается далее в структурные подразделения Комитета. При этом в ее полномочия не входит обезличивание данной информации, персональные данные корректируются при непосредственном размещении Плана проверок на сайте Комитета.

Исследовав материалы дела, выслушав ˂ФИО˃, Заместитель Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора ˂ФИО˃, свидетеля ˂ФИО˃, суд приходит к следующему.

Согласно ч.7 ст.13.11 КоАП РФ невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных требований или методов по обезличиванию персональных данных влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.

В соответствии с ч.2 ст. 29.4 КоАП РФ, при наличии обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии с положениями части 3 статьи 26.2 КоАП РФ использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается. В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно постановления о возбуждении производства об административном правонарушении, в ходе проведения природоохранной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в сфере обращения с персональными данными 25.12.2018 г. в 15 час. 00 мин. в помещении Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры (г. Волгоград, ул. КИМ, 8) в деятельности казанного органа власти выявлены нарушения.

Прокуратурой установлено, что в открытом источнике информации - на официальном сайте Комитета (˂Адрес ссылки на страницу сайта˃) в разделе «Деятельность» на вкладке «Планы проведения плановых проверок» размещен план проведения плановых проверок ЮЛ и ИИ на 2019 год.

Указанный документ доступен для просмотра и скачивания любым пользователем сети Интернет.

При этом, в указанном плане в открытом доступе содержатся данные о физических лицах: <ФИО1> (п. 45), <ФИО2> (п. 46), <ФИО3> (п. 9), а именно адреса регистрации данных граждан, соответственно: «<АДРЕС>

В соответствии со ст.ст.6,7 Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных. Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных данным Федеральным законом, и допускается в том числе в случае, если она осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15 данного Федерального закона, при условии обязательного обезличивания персональных данных. Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Сведения об адресе регистрации гражданина отнесены к персональным данным. Частью 7.2 статьи 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ закреплено, что ежегодные планы проведения плановых проверок размещаются федеральными органами исполнительной власти на своих официальных сайтах в сети "Интернет", за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О персональных данных» лица, виновные в нарушении его требований, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

Как следует из п. 3.1 должностного регламента начальника отдела Комитета ˂ФИО˃ в ее обязанности входит неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе, сведений, касающихся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающих их честь и достоинство. Исходя из п. 3.5 регламента подготовки и размещения информации о деятельности Комитета... (утв. приказа председателя Комитета от 31.03.2017 № 270) информационные материалы, подлежащие размещению на Портале, формируются структурными подразделениями комитета и подписываются руководителем структурного подразделения комитета, после чего на бумажном и электронном носителях направляются для согласования в отдел организационной работы и делопроизводства, затем передаются в отдел материально-технического обеспечения для размещения и фиксации в «Журнале регистрации информации, размещаемой на Портале

Согласно постановлению от 25.12.2018 года, ˂ФИО˃ при подготовке плана для размещения его на сайте не проконтролировала проведение обезличивания персональных данных трех физических лиц.

Свидетель <ФИО4> в судебном заседании показал, что он является ˂Должность˃. 31.10.2018 года им была направлена служебная записка начальнику отдела материально-технического обеспечения, согласно которой в соответствии с Приказом Комитета № 270 от 31.03.2017 года им была направлена информация для размещения в разделе «Деятельность/Планы проведения плановых проверок/2019» в электронном виде. Данная информация содержала сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях в необезличенном виде, поскольку в его обязанности не входит корректировка и обезличивание персональных данных, указанных в данном Плане проверок. Информацию на сайте Комитета в разделе «Деятельность/Планы проведения плановых проверок/2019» размещает отдел организационной работы и делопроизводства, которые и должны производить обезличивание данных в соответствии с действующим законодательством. В должностные обязанности ˂ФИО˃, также как и в его, входит только подготовка и направление Плана проверок в соответствующие структурные подразделения Комитета, обезличивание персональных данных и контроль за этим в их компетенцию не входит. Согласно материалам дела и пояснениям ˂ФИО˃, свидетеля <ФИО4>, информацию на сайте Комитета в разделе «Деятельность/Планы проведения плановых проверок/2019» размещает отдел организационной работы и делопроизводства совместно с отделом материально-технического обеспечения. В должностные обязанности ˂ФИО˃ как ˂Должность˃ входит подготовка Плана проведения проверок, в котором содержится полная информация относительно юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в необезличенном виде, который передается для согласования в структурные подразделения Комитета, после чего подлежит размещению на сайте. При этом ни в Регламенте подготовки и размещения информации о деятельности Комитета, ни в Положении об ˂Наименование отдела˃, ни в должностном регламенте ˂Должность˃ не предусмотрен контроль ˂Должность˃ за проведением обезличивания персональных данных лиц, указанных в подготовленном для размещения на сайте Комитета плане проверок. Таким образом, суд приходит к выводу, что ˂ФИО˃ не является субъектом данного правонарушения, поскольку в ее обязанности не входит контроль за проведением обезличивания персональных данных лиц, указанных в подготовленном для размещения на сайте Комитета плане проверок.

В соответствии с пп. 1, 2 п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких данных, мировой судья приходит к выводу, что поскольку ˂ФИО˃ не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.13.11 КоАП РФ, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 24.5. КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ˂Должность˃ ˂ФИО˃ по ч. 7 ст. 13.11 КоАП РФ прекратить по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава правонарушения. Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Краснооктябрьский районный суд г. Волгограда.

Мировой судья:                                                  Е.В. Власова

Источник: http://104.vol.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=89768085&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
ч. 7 ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок № 104 Волгоградской области
Судья
Власова Е.В.
Дата решения
2019-02-19
Категории
Отсутствие состава административного правонарушения
Часть 7 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Прекращение производства по делу
Государственный или муниципальный орган
Другие дела из подобных
категорий:

Размещение персональных данных в социальной сети

Согласие работника составлено не по форме ч.4 ст.9 ФЗ "О персональных данных"

Размещение на сайте не обезличенного плана проверок

Размещение плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на сайте Министерства, содержащего сведения о местах жительства индивидуальных предпринимателей

Использование адреса электронной почты при направлении обращения заявителю

Размещение персональных данных на сайте муниципального органа

Сбор персональных данных работника из открытых источников в целях исполнения законодательства о противодействии коррупции

Размещение «Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства -получателей поддержки муниципального района" на сайте без обезличивания персональных данных

Невыполнение Оператором, являющимся государственным органов обязанности по обезличиванию персональных данных

Фото паспорта на телефон при проведении проверки

Обработка персональных данных, содержащихся в резюме, поступившем на электронную почту, без согласия соискателя

Письменное согласие не соответствует требованиям законодательства о персональных данных

Выражение согласия на обработку биометрических данных учащихся родителями

Отсутствие письменного согласия в амбулаторной карте пациента

Невыполнение обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих сохранность персональных данных