Судебная практика

Дело № 5-104-22/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

19 февраля 2019 года Волгоград, проспект Ленина 67а

 Мировой судья судебного участка № 104 Волгоградской области Е.В. Власова, рассмотрев единолично дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 13.11 КоАП РФ, в отношении ˂Должность˃ ˂ФИО˃, <ДАТА2> рождения, уроженки <АДРЕС>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <АДРЕС>,

УСТАНОВИЛ:

25 декабря 2018 года заместителем Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора ˂ФИО˃ вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, согласно которому в отношении ˂Должность˃ ˂ФИО˃ возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.13.11 КоАП РФ, в связи с тем, что установлен факт размещения на сайте ˂Наименование государственного органа˃ в разделе «Деятельность» на вкладке «Планы проведения плановых проверок» плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год, в котором в открытом доступе содержатся персональные данные о физических лицах с указанием их адреса регистрации, что является нарушением ст.7 Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ.

Заместитель Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора ˂ФИО˃ в судебном заседании первоначально просил привлечь ˂ФИО˃ к административной ответственности по ч.7 ст.13.11 КоАП РФ, однако в процессе исследования представленных доказательств подтвердил, что ˂Должность˃ не является субъектом данного правонарушения, в связи с чем, данное дело в отношении нее подлежит прекращению.

˂ФИО˃ в судебном заседании вину в инкриминируемом правонарушении не признала, пояснил, что информацию на сайте Комитета в разделе «Деятельность/Планы проведения плановых проверок/2019» размещает отдел организационной работы и делопроизводства совместно с отделом материально-технического обеспечения, в ее должностные обязанности как ˂Должность˃ входит подготовка определенной части Плана проведения проверок, в котором содержится полная информация относительно юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в необезличенном виде, который передается далее в структурные подразделения Комитета. При этом в ее полномочия не входит обезличивание данной информации, персональные данные корректируются при непосредственном размещении Плана проверок на сайте Комитета.

Исследовав материалы дела, выслушав ˂ФИО˃, Заместитель Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора ˂ФИО˃, свидетеля ˂ФИО˃, суд приходит к следующему.

Согласно ч.7 ст.13.11 КоАП РФ невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных требований или методов по обезличиванию персональных данных влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.

В соответствии с ч.2 ст. 29.4 КоАП РФ, при наличии обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии с положениями части 3 статьи 26.2 КоАП РФ использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается. В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно постановления о возбуждении производства об административном правонарушении, в ходе проведения природоохранной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в сфере обращения с персональными данными 25.12.2018 г. в 15 час. 00 мин. в помещении Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры (г. Волгоград, ул. КИМ, 8) в деятельности казанного органа власти выявлены нарушения.

Прокуратурой установлено, что в открытом источнике информации - на официальном сайте Комитета (˂Адрес ссылки на страницу сайта˃) в разделе «Деятельность» на вкладке «Планы проведения плановых проверок» размещен план проведения плановых проверок ЮЛ и ИИ на 2019 год.

Указанный документ доступен для просмотра и скачивания любым пользователем сети Интернет.

При этом, в указанном плане в открытом доступе содержатся данные о физических лицах: <ФИО1> (п. 45), <ФИО2> (п. 46), <ФИО3> (п. 9), а именно адреса регистрации данных граждан, соответственно: «<АДРЕС>

В соответствии со ст.ст.6,7 Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных. Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных данным Федеральным законом, и допускается в том числе в случае, если она осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15 данного Федерального закона, при условии обязательного обезличивания персональных данных. Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Сведения об адресе регистрации гражданина отнесены к персональным данным. Частью 7.2 статьи 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ закреплено, что ежегодные планы проведения плановых проверок размещаются федеральными органами исполнительной власти на своих официальных сайтах в сети "Интернет", за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О персональных данных» лица, виновные в нарушении его требований, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

Как следует из п. 3.1 должностного регламента начальника отдела Комитета ˂ФИО˃ в ее обязанности входит неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе, сведений, касающихся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающих их честь и достоинство. Исходя из п. 3.5 регламента подготовки и размещения информации о деятельности Комитета... (утв. приказа председателя Комитета от 31.03.2017 № 270) информационные материалы, подлежащие размещению на Портале, формируются структурными подразделениями комитета и подписываются руководителем структурного подразделения комитета, после чего на бумажном и электронном носителях направляются для согласования в отдел организационной работы и делопроизводства, затем передаются в отдел материально-технического обеспечения для размещения и фиксации в «Журнале регистрации информации, размещаемой на Портале

Согласно постановлению от 25.12.2018 года, ˂ФИО˃ при подготовке плана для размещения его на сайте не проконтролировала проведение обезличивания персональных данных трех физических лиц.

Свидетель <ФИО4> в судебном заседании показал, что он является ˂Должность˃. 31.10.2018 года им была направлена служебная записка начальнику отдела материально-технического обеспечения, согласно которой в соответствии с Приказом Комитета № 270 от 31.03.2017 года им была направлена информация для размещения в разделе «Деятельность/Планы проведения плановых проверок/2019» в электронном виде. Данная информация содержала сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях в необезличенном виде, поскольку в его обязанности не входит корректировка и обезличивание персональных данных, указанных в данном Плане проверок. Информацию на сайте Комитета в разделе «Деятельность/Планы проведения плановых проверок/2019» размещает отдел организационной работы и делопроизводства, которые и должны производить обезличивание данных в соответствии с действующим законодательством. В должностные обязанности ˂ФИО˃, также как и в его, входит только подготовка и направление Плана проверок в соответствующие структурные подразделения Комитета, обезличивание персональных данных и контроль за этим в их компетенцию не входит. Согласно материалам дела и пояснениям ˂ФИО˃, свидетеля <ФИО4>, информацию на сайте Комитета в разделе «Деятельность/Планы проведения плановых проверок/2019» размещает отдел организационной работы и делопроизводства совместно с отделом материально-технического обеспечения. В должностные обязанности ˂ФИО˃ как ˂Должность˃ входит подготовка Плана проведения проверок, в котором содержится полная информация относительно юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в необезличенном виде, который передается для согласования в структурные подразделения Комитета, после чего подлежит размещению на сайте. При этом ни в Регламенте подготовки и размещения информации о деятельности Комитета, ни в Положении об ˂Наименование отдела˃, ни в должностном регламенте ˂Должность˃ не предусмотрен контроль ˂Должность˃ за проведением обезличивания персональных данных лиц, указанных в подготовленном для размещения на сайте Комитета плане проверок. Таким образом, суд приходит к выводу, что ˂ФИО˃ не является субъектом данного правонарушения, поскольку в ее обязанности не входит контроль за проведением обезличивания персональных данных лиц, указанных в подготовленном для размещения на сайте Комитета плане проверок.

В соответствии с пп. 1, 2 п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких данных, мировой судья приходит к выводу, что поскольку ˂ФИО˃ не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.13.11 КоАП РФ, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 24.5. КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ˂Должность˃ ˂ФИО˃ по ч. 7 ст. 13.11 КоАП РФ прекратить по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава правонарушения. Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Краснооктябрьский районный суд г. Волгограда.

Мировой судья:                                                  Е.В. Власова

Источник: http://104.vol.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=89768085&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
ч. 7 ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок № 104 Волгоградской области
Судья
Власова Е.В.
Дата решения
2019-02-19
Категории
Отсутствие состава административного правонарушения
Часть 7 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Прекращение производства по делу
Государственный или муниципальный орган
Другие дела из подобных
категорий:

Размещение на информационном стенде многоквартирного дома персональных данных субъекта

Поручение обработки персональных данных без согласия жильцов

Предложение услуг по телефону

Обработка персональных данных после требования субъекта и Роскомнадзора о ее прекращении

Обработка персональных данных в оперативной сводке без согласия субъекта

Акт проверки признан недопустимым доказательством

Обработка персональных данных по договору

Размещение на доске почета персональных данных без согласия

Обработка персональных данных субъекта в отсутствие правовых оснований

Размещение на сайте информацию о номерах телефонов депутатов поселкового совета

Истребование фото с паспортом в руках и заполненного заявления

Размещение персональных данных работников на сайте в отсутствие надлежащих согласий

Невыполнение Оператором обязанности по предоставлению субъекту информации, касающейся обработки его персональных данных

Невыполнение Оператором, являющимся государственным органов обязанности по обезличиванию персональных данных

Непредоставление сведений по требованию субъекта