Судебная практика

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

 

07 июня 2018 года                                         г.Нижний Тагил

 

мировой судья судебного участка № 2 Ленинского судебного района города Нижний Тагил Свердловской области Кибардина Н. В.,

с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г. Нижний Тагил ˂ФИО˃

рассмотрев на основании ч.2 ст.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело № 5-283/2018 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - главного редактора ˂Наименование организации˃ -

            <ФИО1>,

установил:

 <ФИО> должностным лицом-главным редактором ˂Наименование организации˃ расположенным по адресу: ˂Адрес˃, в статье ˂Название статьи˃ от 13.04.2018, опубликованной в сетевом издании «Новый город НТ» указал персональные данные <ФИО>, в частности имя, фамилию, номер контактного телефона, место работы, должность, фотоизображение без согласования и разрешения.

В судебном заседании должностное лицо, привлеченное к административной ответственности <ФИО>., вину в совершении административного правонарушения признала, суду пояснила, что является главным редактором ˂Наименование организации˃. 13.04.2018 им принято решение о публикации на сайте информационного агентства «Новый город» статьи ˂Название статьи˃, написанной на основе публикации АН «Между строк» от 13.04.2018. В статье действительно были указаны данные <ФИО>, а именно фамилия, имя, фотография, номер сотового телефона. Данная информация была взята из открытого профиля в соцсети. Согласия <ФИО> на публикацию не получали, поскольку данные звучали в других источниках. 18.04.2018 Управление Роскомнадзора по УрФО на основании обращения <ФИО> в трехдневный срок потребовало удалить указанную информацию, что было исполнено в день получения письма. В настоящее время на сайте фамилия удалена, номер телефона, изображение лица на фотоснимке заретушированы.

Суд, заслушав <ФИО>., старшего помощника прокурора Ленинского района г. Нижний Тагил и исследовав представленные материалы по делу об административном правонарушении, а именно: постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, письмом Управления Роскомнадзора в адрес Прокурора Свердловской области о направлении копии материалов для решения вопроса в пределах компетенции; скрин-шоты с сайта; ответ на запрос прокуратуры Ленинского районаг. Н. Тагил о внесении изменений; копию приказа (распоряжения) о приеме <ФИО>.  на должность главного редактора с 20.11.2017; копию свидетельства о регистрации ˂Наименование СМИ˃ и Устав информационного агентства ˂Наименование СМИ˃, оценив доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что в действиях должностного лица <ФИО>. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до семидесяти пяти тысяч рублей.

Положениями ст. 23 Конституции РФ предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия согласно ч. 1 ст. 24 Конституции РФ не допускается.

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных).

Согласно статье 3 названного Федерального закона персональными данными признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Обработкой персональных данных является любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных названным Федеральным законом. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Частью 5 статьи 5 Закона о персональных данных установлено, что содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О персональных данных", операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии п. 2 ст. 3 Федерального закона "О персональных данных", оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных. При этом операторами указанные органы и лица являются независимо  от включения в реестр операторов, осуществляющих обработку  персональных данных, который ведет Роскомнадзор.

Согласно ч. 1,7 ст. 9 ФЗ «О персональных данных» субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных  и дает согласие  на их обработку  свободно, своей волей и в своём интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано  субъектом персональных данных или его  представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения формою, если иное не предусмотрено законом. В случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку данных дают наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не был дано субъектом персональных данных при его жизни.

Согласно ч. 3 ст. 9 ФЗ «О персональных данных» обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных  в п.2-11 ч. 1 ст. 6 ч. 2 ст. 10 и ч.2 ст. 11 настоящего Федерального закона, возлагается на оператора.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в Постановлении от 15 июня 2010 года № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» предусмотрен запрет на распространение в средствах массовой информации сведений о личной жизни граждан, если от них самих или отих законных представителей не было получено на то согласие, за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов.

В соответствии с п. 25 Постановления Пленума ВС РФ от 15.06.2010 № 16 к общественным интересам следует относить не любой интерес, проявляемый аудиторией, а, например, потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде.

Наличие какой-либо необходимости или потребности общества в раскрытии персональных данных лиц, упомянутых в статье, при этом не занимающихся какой-либо публичной деятельностью, по материалам дела не усматривается. Таким образом, в рассматриваемом случае публикация имен, фамилий и места проживания граждан не служила общественному интересу.

В соответствии с положениями подп. 8 п. 1 ст. 6 Федерального закона «О персональных данных» допускается обработка персональных данных, необходимая для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных.

Соблюдение конфиденциальности персональных данных возлагается как на СМИ в качестве оператора, так и на любого журналиста, получившего доступ к персональным данным (ст. 3 и 7 Федерального закона «О персональных данных», ст. 49 Закона «О средствах массовой информации»).

Положениями ст. 56 Закона «О средствах массовой информации» предусмотрено, что учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных  сообщений  и  материалов  несут  ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

Судом установлено, что <ФИО>., согласно приказу от 20.11.2017 № 8-к принят главным редактором ˂Наименование организации˃. Согласно п. 5.3, 5.5 Устава главный редактор несет ответственность за невыполнение требований, предъявляемых к деятельности средств массовой информации законодательством РФ, подписывает к печати каждый номер или выпуск ИА. В ходе проведения проверки прокуратурой Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области  действующего законодательства РФ в области персональных данных, было установлено, что <ФИО>., в статье ˂Название статьи˃ от 13.04.2018, опубликованной в сетевом издании «Новый город НТ» указал персональные данные <ФИО>, в частности имя, фамилию, номер контактного телефона, место работы, должность, фотоизображение без согласования и разрешения.

Таким образом, <ФИО>. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Смягчающим ответственность обстоятельством суд признает на основании п. 7 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения.

Отягчающих ответственность обстоятельств судом не признано.

Принимая во внимание все обстоятельства административного правонарушения, характер совершенного <ФИО>. правонарушения, личность виновного: имеет постоянное место жительства, работает, имеет на иждивении малолетнего ребенка, учитывая его имущественное положение, ранее не привлекался к административной ответственности, суд считает возможным назначить административное наказание в виде административного штрафа.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 29.9, ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья,

постановил:

Признать должностное лицо <ФИО> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.

Разъяснить, что штраф должен быть уплачен в 60-дневный срок со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: Получатель: УФК по Свердловской области (прокуратура Свердловской области л/с 04621475850) ИНН 6658033077, КПП 665801001, ОКТМО 65701000, р/счет 40101810500000010010 в Уральское ГУ Банка России г. Екатеринбург, БИК 046577001, КБК 415 1 16 90010 01 6000 140.

Документ, свидетельствующий об уплате, направить мировому судье судебного участка № 2 Ленинского судебного района города Нижний Тагил Свердловской области по адресу: 622002, Свердловская область, город Нижний Тагил, ул. Кузнецкого, 12а.

Лицо, не уплатившее административный штраф, привлекается к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано в Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления путем подачи жалобы через мирового судью.

Мировой судья                                          Н.В. Кибардина

 

Источник: http://2lenr.svd.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=193206107&case_number=186074149&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
ч.2 ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок № 2 Ленинского судебного района города Нижний Тагил Свердловской области
Судья
Кибардина Н. В.
Дата решения
2018-06-07
Категории
Неожиданные решения
Часть 2 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Другие дела из подобных
категорий:

Отсутствие согласия пациента на обработку персональных данных

Обработка персональных данных работников без их письменного согласия

Обработка персональных данных субъектов в сети Интернет без их письменного согласия.

Письменное согласие не соответствует требованиям законодательства о персональных данных

Обработка сведений об отсутствии судимости педагога без его согласия

Включение в договор условий о персональных данных, ущемляющих права потребителя

Отсутствие публикации сведений о реализуемых требованиях к защите персональных данных

Обработка персональных данных работников

Письменные согласия работников и воспитанников дошкольного учреждения не соответствуют законодательству о персональных данных

Обработка персональных данных пациентов без письменного согласия

Обработка персональных данных учащихся без письменного согласия законных представителей

Обработка специальной категории персональных данных с нарушением требований законодательства

Обработка персональных данных несовершеннолетних воспитанников без письменного согласия родителей

Несоответствие согласия ч.4 ст.9 при оказании платных медицинских услуг

Обработка биометрии работника без его согласия