Судебная практика

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

07 февраля 2018 года                                                                            г. Ноябрьск

 

Мировой судья судебного участка № 5 судебного района города окружного значения Ноябрьск ЯНАО Оляхинов В.М., рассмотрев дело № <ОБЕЗЛИЧЕНО>об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении

Негосударственного учреждения здравоохранения «Линейная поликлиника на ст. Ноябрьск ОАО «РЖД» - юридический адрес: 629811, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, ул. <ОБЕЗЛИЧЕНО>

установил:

Новоуренгойской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о персональных данных, в ходе которой 10 января 2018 г. установлено, что на официальном сайте НУЗ «Линейная поликлиника на ст. Ноябрьск ОАО «РЖД», размещенном в сети «Интернет» по адресу: http://www. linpol.ru, имеется ресурс, позволяющий неограниченному кругу лиц направить обращения в адрес учреждения по средствам электронной связи, с индивидуализацией обратившегося лица, содержащей его персональные данные (его имени, электронного адреса) без получения согласия субъекта персональных данных, в связи с чем поликлиникой осуществляется сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей с нарушением вышеуказанных норм.

В судебном заседании представитель НУЗ «Линейная поликлиника на ст. Ноябрьск ОАО «РЖД» Фамилия, Инициалы  вину общества в совершении правонарушения признал. Пояснила, что в настоящее время нарушения устранены. Просил учесть, что обращений граждан по указанным причинам в адрес поликлиники не поступало.  

Прокурор Фамилия, Инициалы  настаивал на привлечении НУЗ «Линейная поликлиника на ст. Ноябрьск ОАО «РЖД» к административной ответственности.

Выслушав представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу, прокурора исследовав материалы административного дела, мировой судья приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до семидесяти пяти тысяч рублей.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч.1 ст.3 Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон), под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес, в том числе электронный, семейное, социальное и имущественное положения, другая информация.

Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Пунктом 1 ч.1 ст.6 Федерального закона установлено, что обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях: обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

В силу положений ч.1 ст.18.1 того же Федерального закона оператор обязан принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных.

Оператор, осуществляющий сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, обязан опубликовать в соответствующей информационно-телекоммуникационной сети документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети.

В соответствии с пунктом 1 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера», к указанным сведениям относятся сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные).

Следовательно, отсутствие в информационно-телекоммуникационной сети документа, определяющего политику оператора в отношении обработки персональных данных, а равно необеспечение возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети, является ничем иным, как нарушением требований закона.

Материалами дела с достоверностью подтверждается, что НУЗ «Линейная поликлиника на ст. Ноябрьск ОАО «РЖД» оказывает медицинские услуги населению, в связи с чем на него распространяется установленный ст. 13 и 79 Федерального закона «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ требования запрет разглашения сведений, составляющих врачебную тайну (о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении), в том числе персональных данных, используемых в медицинских информационных системах.

Учреждением используется возможность записи на прием к врачу путем заполнения на сайте Учреждения определенной формы заявления, требующей внесения персональных данных, следовательно, Учреждение осуществляет сбор персональных данных, которым признается документально оформленная процедура получения держателем персональных данных от субъектов этих данных, а также их последующую обработку.

Обработка персональных данных требует согласия на это лица, предоставившего свои данные. При этом до сведения такого лица, безусловно, должны быть доведены последствия дачи согласия на обработку персональных данных либо отказа от него, а также разъяснена сама возможность предоставить свои персональные данные либо отказаться от такого предоставления.

Поскольку заполнение формы осуществляется гражданином без непосредственного участия представителя Учреждения, указанные выше обстоятельства могут быть доведены до сведения гражданина только путем размещения на этом же сайте документа, определяющего политику оператора в отношении обработки персональных данных.

Согласуется это и с содержанием ст.18 ФЗ «О персональных данных» от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ, согласно которой при сборе персональных данных оператор обязан предоставить субъекту персональных данных по его просьбе информацию, предусмотренную ч.7 ст.14 настоящего Федерального закона (в том числе подтверждение факта обработки персональных данных оператором; правовые основания и цели обработки персональных данных; применяемые оператором способы обработки персональных данных; обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения; сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения), а если предоставление персональных данных является обязательным в соответствии с федеральным законом, оператор обязан разъяснить субъекту персональных данных юридические последствия отказа предоставить его персональные данные.

С учетом совокупности изложенного следует полагать, что отсутствие документа, определяющего политику оператора в отношении обработки персональных данных, либо необеспечение доступа к нему с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети, образует состав предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ административного правонарушения.

Совершение правонарушения подтверждается полученными с в результате мониторинга  скриншотами с сайта НУЗ «Линейная поликлиника на ст. Ноябрьск ОАО «РЖД».

Таким образом, установив фактические обстоятельства дела, мировой судья пришёл к выводу, что вина НУЗ «Линейная поликлиника на ст. Ноябрьск ОАО «РЖД»  в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в суде нашла свое подтверждение.  

При назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность,  и приходит к выводу о назначении НУЗ «Линейная поликлиника на ст. Ноябрьск ОАО «РЖД»  наказания  в виде административного штрафа в минимальном размере.

Наряду с этим, суд учитывает положения ст. 4.1.1 КоАП РФ, согласно которой являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Принимая во внимание обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения, а также то, что административное правонарушение было выявлено в ходе осуществления прокурорского надзора, отсутствие в материалах дела сведений о привлечении Учреждения ранее к административной ответственности по ч. 2. ст. 13.11 КоАП РФ,  то есть, административное правонарушение совершено им впервые, судья находит возможным заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение, поскольку признаки причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отсутствуют, а само нарушение устранено.

Руководствуясь ст. 29.9 КоАП РФ, мировой судья

П О С Т А Н О В И Л:

Негосударственное учреждение здравоохранения «Линейная поликлиника на ст. Ноябрьск ОАО «РЖД» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ, и назначить наказание в виде штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

В порядке ст. 4.1.1 КоАП РФ заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение.

Постановление может быть обжаловано в Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, путем подачи жалобы мировому судье.

           

<ОБЕЗЛИЧЕНО>Мировой судья                            В.М. Оляхинов

Источник: 

http://noyabrsk5.ynao.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=7516709&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
ч.2 ст.13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок № 5 судебного района города окружного значения Ноябрьск ЯНАО
Судья
Оляхинов В.М.
Дата решения
2018-02-07
Категории
Неожиданные решения
Часть 2 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Другие дела из подобных
категорий:

Хранение документов, содержащих персональные данные субъектов без их письменного согласия

Обработка персональных данных близких родственников заемщика

Обработка персональных данных субъекта путем осуществления звонков на его номер телефона, направление уполномоченным органом запросов, содержащих персональные данные субъекта

Предоставление прокурору копий документов, содержащих персональные данные

Письменное согласие на обработку персональных данных не соответствует установленной форме, а так же не обеспечен неограниченный доступ к документу, определяющему политику в отношении обработки персональных данных.

Отсутствие согласий работников на обработку персональных данных

Размещение на сайте органа МСУ информации, содержащей персональные данные работников

Наличие базы данных организации, содержащей персональные данные клиентов

Согласие работников оформлено с нарушение требований к его содержанию

В личных делах подопечных  письменные согласия опекунов несовершеннолетних не отвечают требованиям, закрепленным в ч.4 ст.9 ФЗ "О персональных данных"

Обработка без согласия персональных данных, переданных по договору цессии

Сбор персональных данных пользователей сайта без письменного согласия

Обработка персональных данных пациентов без их письменного согласия

Неправомерная или случайная передача персональных данных,  повлекшая нарушение прав клиентов

Анкета соискателя не отвечает требованиям законодательства