Решение по административному делу
5-575/13
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Н.Новгород 30 октября 2013 г.
Мировой судья судебного участка № 5 Нижегородского района г.Н.Новгорода Маркина О.Е., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.13.11 КоАП РФ, в отношении
Общества с ограниченной ответственностью «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», расположенного по адресу: <АДРЕС>,
УСТАНОВИЛ:
20 августа 2013 г. прокурором Нижегородского района г.Н.Новгорода в отношении ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», расположенного по адресу: <АДРЕС>, вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.13.11 КоАП РФ, согласно которому в результате проверки Прокуратуры Нижегородского района г.Н.Новгорода совместно с Управлением Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу соблюдения ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» требований ФЗ «О персональных данных» установлено, что ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» заключен договор №ПИО-11/029 от 26.12.2011 года на постоянное информационное обслуживание с автономной некоммерческой организацией «<ОБЕЗЛИЧЕНО>». Автономная некоммерческая организация оказывает услуги доступа к информационным ресурсам, в частности предоставляет право пользования справочно-поисковой системой посредством единого интерфейса для доступа к данным по телекоммуникационным каналам связи с использованием сети Интернет. Общество осуществляет деятельность в области финансового посредничества, в частности оказывает услуги по финансированию физических лиц путем выдачи займов для получения займа клиент заполняет анкету, содержащую его персональные данные, а также персональные данные родственников и близких людей. В целях принятия решения о выдаче займа ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО> проводит проверку предоставленных клиентом сведений.
В нарушение ч. 1 ст. 6 ФЗ «О персональных данных» ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» осуществляет обработку персональных данных физических лиц, заключивших договоры займа, физических лиц, которым отказано в получении займа, также осуществляет сбор, запись и хранение персональных данных физических лиц - родственников и близких людей, имеющих ФИО идентичные ФИО клиента, из баз данных, доступ к которым представлен АНО. Кроме того, ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО> не приняты меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных ФЗ «О персональных данных» (не назначено лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных, отсутствуют документы, определяющие политику оператора в отношении обработки персональных данных), что является нарушением ч. 1 ст. 18.1 Закона.
В процессе рассмотрения дела представитель ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» по доверенности ФИО пояснил, что 09.09.2013 года ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» получено представление Прокуратуры Нижегородского района об устранении нарушения законодательства «О персональных данных». 09.10.2013 года был направлен ответ на данное представление. По результатам рассмотрения представления, а также в ходе проведения проверки, с целью устранения выявленных нарушений осуществлены следующие мероприятия: разработано, утверждено и размещено в открытом доступе на сайте ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» в сети интернет «Положение о защите и обработке персональных данных», ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО> не осуществляет сбор, запись и хранение персональных данных физических лиц - родственников и близких людей клиентов, из баз данных, доступ к которым предоставлен АНО, персональные данные физических лиц, имеющих идентичные ФИО с ФИО клиентов не извлекаются и не используются, согласие на обработку данных приведено в соответствие с ФЗ 152-ФЗ «О персональных данных», проведен комплекс мероприятий направленных на принятие мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных законом, в частности назначены ответственные за обработку персональных данных, персональные данные клиентов, которым отказано в предоставлении займа, после принятия решения об отказе не обрабатываются, рассмотрен вопрос о персональной ответственности должностных лиц, допустивших нарушения закона, с коллективом проведена разъяснительная беседа о недопущении подобных нарушений.
Выслушав объяснение представителя ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В силу ч.1 ст.15 Федерального закона "О персональных данных" обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено.
При этом согласно п.3 ст.3 указанного закона обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных; в соответствии с п.4 указанной статьи распространение персональных данных -действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 указанного закона Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях:
1) обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
2) обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
3) обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);
4) обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;
5) обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
6) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
7) обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
8) обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;
9) обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, при условии обязательного обезличивания персональных данных;
10) осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных);
11) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
В силу ч.1 ст.9 названного закона субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе.
Ст. 13.11 КоАП РФ предусматривает установление административной ответственности за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
Из толкования приведенных норм применительно к диспозиции ст.13.11 КоАП РФ следует, что объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, образуют действия, выразившиеся в нарушении установленного порядка обработки персональных данных, в том числе в раскрытии персональных данных неопределенному кругу лиц, без согласия субъекта персональных данных.
Как следует из пояснений представителя ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» общество осуществляет обработку персональных данных исключительно с целью заключения договоров.
В материалы дела ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» представил приказ от 07 августа 2013 года №11 «О назначении ответственных за обработку персональных данных», «Об утверждении положения по защите и обработке персональных данных», Положение о защите и обработке персональных данных, анкета клиента.
05 сентября 2013 года в адрес ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» отправлено представление об устранении нарушений законодательства «О персональных данных».
С учетом изложенного, прихожу к выводу о том, что в данном случае отсутствует событие административного правонарушения.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, при отсутствии события административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
Руководствуясь ст.ст.24.5, 29.9 - 29.11 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.13.11 КоАП РФ, в отношении ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья О.Е. Маркина
<ОБЕЗЛИЧЕНО>
Источник: http://nizh5.nnov.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=2609657&delo_id=1500001
Отсутствие состава административного правонарушения
Согласие
Прекращение производства по делу
Цель обработки
Обязанность оператора
Политика
Неожиданные решения
категорий:
Неопубликование на сайте политики при сборе данных
Согласие не содержит необходимых сведений; данные переданы без согласия
Передача персональных данных должников по договору оказания коллекторских услуг
Невыполнение обязательных требований законодательства в области персональных данных
Оператором не выполнены обязанности, предусмотренные законом
На сайте частного образовательного учреждения не размещена политика
На официальном сайте не опубликован документ, определяющий политику
Отсутствие в свободном доступе (в.т.ч. на сайте) Политики в отношении обработки персональных данных
Передача персональных данных должников по договору уступки права требования