ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 88А-10046/2023
г. Кемерово 24 мая 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А.,
судей Мишиной И.В. и Лукьяновой Т.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФИО, поданной через суд первой инстанции 4 апреля 2023 года, на решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 2 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 22 сентября 2022 года по административному делу № 2а-983/2022 по административному исковому заявлению ФИО, действующей в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО3, ФИО4 к Министерству социальной защиты населения Кузбасса, Управлению социальной защиты населения администрации города Юрга Кемеровской области, администрации города Юрга Кемеровской области о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А., судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
ФИО, действующая в интересах несовершеннолетних детей ФИО11 ФИО12 ФИО13 обратилась в Юргинский городской суд Кемеровской области с административным исковым заявлением к министерству социальной защиты населения Кузбасса, управлению социальной защиты населения администрации г. Юрги Кемеровской области, администрации г. Юрги Кемеровской области, в котором просила признать незаконными решения управления социальной защиты населения администрации г. Юрги Кемеровской области от 28 декабря 2021 года № 412, № 413 об отказе в назначении пособий на несовершеннолетних детей в связи с несогласием заявителя на обработку персональных данных лиц, указанных в заявлении, возложить на управление социальной защиты населения администрации г. Юрги Кемеровской области обязанность назначить пособия на несовершеннолетних детей с момента принятия заявления, мотивируя тем, что оснований для принятия спорных решений не имелось, так как при обращении с заявлениями о назначении пособий административным истцом были указаны персональные данные как ее самой, так и ее несовершеннолетних детей в необходимом для рассмотрения заявлений объеме, с приложением документов, предусмотренных для назначения соответствующих пособий.
Решением Юргинского городского суда Кемеровской области от 2 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 22 сентября 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе ФИО ставит вопрос об отмене решения Юргинского городского суда Кемеровской области от 2 июня 2022 года с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права, настаивая на незаконности оспариваемых решений, полагая, что несогласие заявителя на обработку персональных данных не может служить основанием для отказа в предоставлении государственной услуги, а подпункт «л» пункта 15.1 Положения о порядке назначения и выплаты пособия на детей, утвержденного постановлением администрации Кемеровской области от 23 декабря 2004 года № 270, предусматривающий в качестве одного из оснований для отказа в назначении пособия несогласие на обработку персональных данных лиц, указанных в заявлении, противоречит Конституции Российской Федерации, законодательству о государственных пенсиях и пособиях, о персональных данных.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами не допущено.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» порядок назначения и выплаты пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В целях реализации указанных положений Законом Кемеровской области от 18 ноября 2004 года № 75-ОЗ «О размере, порядке назначения и выплаты пособия на ребенка» определен размер, порядок назначения и выплаты пособия на ребенка, постановлением администрации Кемеровской области от 23 декабря 2004 года № 270 утверждено Положение о порядке назначения и выплаты пособия на детей (далее также Положение № 270).
В соответствии с подпунктом «к» пункта 21 Положения № 270 для назначения пособия требуется согласие (несогласие) на обработку персональных данных от совершеннолетних лиц, указанных заявителем в заявлении, письменной произвольной форме, соответствующее требованиям части 4 статьи Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных». Согласие (несогласие) на обработку персональных данных в отношении несовершеннолетнего(их) ребенка (детей) заполняется(ются) подписывается(ются) его (их) родителем(ями) (законным(и) представителем(ями).
В соответствии с подпунктом «л» пункта 15.1 Положения № 270, одним из оснований для принятия решения об отказе в назначении пособия является несогласие на обработку персональных данных лиц(а), указанных(ого) заявителем в заявлении.
Аналогичное основание для отказа в предоставлении государственной услуги предусмотрено пунктом 2.10.2 Административного регламента предоставления государственной услуги «Назначение пособия на ребенка», утвержденного приказом министерства социальной защиты населения Кузбасса от 22 июня 2021 года № 142.
При рассмотрении дела установлено, что 23 декабря 2021 года ФИО в лице представителя ФИО5, действующего на основании доверенности, обратилась с заявлениями о назначении пособий на несовершеннолетних детей ФИО14 ФИО15 ФИО16.
К заявлениям о назначении пособий были приложены копии свидетельств о рождении и установлении отцовства детей, документов о регистрации по месту жительства, трудовой книжки, а также отказ от дачи согласия на сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение (извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ)) обезличивание, блокирование, удаление, обработку персональных данных заявителя и несовершеннолетних детей ФИО17 ФИО18 ФИО19.
По результатам рассмотрения указанных заявлений управлением социальной защиты населения администрации г.Юрги Кемеровской области приняты решения от 28 декабря 2021 года № 412 и № 413 об отказе в назначении пособия на ребенка на основании подпункта «л» пункта 15.1 и подпункта «к» пункта 21 Положения о порядке назначения, выплаты пособия на детей, утвержденного постановлением администрации Кемеровской области от 23 декабря 2004 года №270, в связи с несогласием заявителя на обработку персональных данных лиц, указанных в заявлении.
Полагая решения управления социальной защиты населения администрации г. Юрги Кемеровской области от 28 декабря 2021 года № 412 и № 413 об отказе в назначении пособия на ребенка незаконными, ФИО обратилась в суд с настоящим административным иском.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Федеральным законом от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Законом Кемеровской области от 18 ноября 2004 года №75-ОЗ «О размере, порядке назначения и выплаты пособия на ребенка», Положением о порядке назначения, выплаты пособия на детей, утвержденного постановлением администрации Кемеровской области от 23 декабря 2004 года №270, исходил из того, что оспариваемые административным истцом решения приняты уполномоченным органом в пределах предоставленной законом компетенции и при соблюдении порядка и сроков их принятия, являются законными и обоснованными, не нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку согласие на обработку персональных данных лиц, указанных в заявлении для назначения пособия на несовершеннолетнего ребенка, является обязательным условием для предоставления запрашиваемой услуги и назначения соответствующего пособия.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными.
В силу части 1 статьи 24 Конституции Российской Федерации сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лиц без его согласия не допускаются.
Федеральный закон от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» (далее также Закон №152-ФЗ, Закон о персональных данных), раскрывая в статье 3 содержание основных понятий, используемых в данном федеральном законе, под персональными данными понимает любую информацию, относящуюся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); под оператором - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; под обработкой персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Согласно части 2 статьи 5 названного выше федерального закона обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.
Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных Законом о персональных данных (часть 1 статьи 6 данного закона).
По общему правилу в силу пункта 1 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Пунктами 2 - 11 названной правовой нормы определены иные условия, при которых допускается обработка персональных данных: в случаях, когда обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей (пункт 2); если обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, участвующих в предоставлении государственных услуг, предусмотренных Законом об организации предоставления государственных и муниципальных услуг (пункт 4).
Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 7 этого же федерального закона).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона №152-ФЗ субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.
При этом обязанность доказать наличие такого обстоятельства возлагается на оператора (часть 3 статьи 9 названного закона).
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что согласие на обратку персональных данных лиц, указанных в заявлении на предоставление государственной услуги – назначении пособия на несовершеннолетних детей, необходимо Управлению социальной защиты населения администрации города Юрга Кемеровской области для исполнения соответствующих полномочий и предоставления запрашиваемой государственной услуги, обусловлено требованиями нормативных актов Кемеровской области, регламентирующих порядок назначения, выплаты пособия на детей, и отсутствие необходимого объема персональных данных исключает возможность принятия положительного решения, суды пришли к правильному выводу о том, что наличие согласия на обработку персональных данных несовершеннолетних детей административного истца являлось обязательным условием для оказания Управлением социальной защиты населения администрации города Юрга Кемеровской области соответствующей услуги, в отсутствие которого уполномоченный орган принимает решение об отказе в назначении соответствующего пособия.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось.
Изложенные в кассационной жалобе доводы повторяют аргументы, являвшиеся предметом судебной оценки в судах нижестоящих инстанций, и основаны на неправильной оценке имеющихся в деле доказательств, неверном толковании положений законодательства, однако иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Юргинского городского суда от 2 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 22 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Источник: https://8kas.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=25785518&delo_id=43&new=0&text_number=1
Цель обработки
категорий:
Размещение на сайте информации, содержащей персональные данные, в том числе, специальной категории
Предложение банком услуг путем осуществления звонков субъекту
Нарушение оператором требований законодательства в отношении обработки персональных данных
Выдача справки о составе семьи
Обработка МВД номера телефона заявителя
Осуществление видеозаписи в ТСН
Нарушения при обработке персональных данных
Отсутствие согласия субъекта на обработку персональных данных, содержащихся в открытых источниках
Указание в согласии нескольких целей обработки персональных данных
В заявлениях о приеме отсутствуют согласия
Невыполнение требований закона при обработке персональных данных работников