Судебная практика

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е      О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 88А-10046/2023

г. Кемерово                                                         24 мая 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Никулиной И.А.,

судей Мишиной И.В. и Лукьяновой Т.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФИО, поданной через суд первой инстанции 4 апреля 2023 года, на решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 2 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 22 сентября 2022 года по административному делу № 2а-983/2022 по административному исковому заявлению ФИО, действующей в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО3, ФИО4 к Министерству социальной защиты населения Кузбасса, Управлению социальной защиты населения администрации города Юрга Кемеровской области, администрации города Юрга Кемеровской области о признании незаконным решения.

Заслушав доклад судьи Никулиной И.А., судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

ФИО, действующая в интересах несовершеннолетних детей ФИО11 ФИО12 ФИО13 обратилась в Юргинский городской суд Кемеровской области с административным исковым заявлением к министерству социальной защиты населения Кузбасса, управлению социальной защиты населения администрации г. Юрги Кемеровской области, администрации г. Юрги Кемеровской области, в котором просила признать незаконными решения управления социальной защиты населения администрации г. Юрги Кемеровской области от 28 декабря 2021 года № 412, № 413 об отказе в назначении пособий на несовершеннолетних детей в связи с несогласием заявителя на обработку персональных данных лиц, указанных в заявлении, возложить на управление социальной защиты населения администрации г. Юрги Кемеровской области обязанность назначить пособия на несовершеннолетних детей с момента принятия заявления, мотивируя тем, что оснований для принятия спорных решений не имелось, так как при обращении с заявлениями о назначении пособий административным истцом были указаны персональные данные как ее самой, так и ее несовершеннолетних детей в необходимом для рассмотрения заявлений объеме, с приложением документов, предусмотренных для назначения соответствующих пособий.

Решением Юргинского городского суда Кемеровской области от 2 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 22 сентября 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В кассационной жалобе ФИО ставит вопрос об отмене решения Юргинского городского суда Кемеровской области от 2 июня 2022 года с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права, настаивая на незаконности оспариваемых решений, полагая, что несогласие заявителя на обработку персональных данных не может служить основанием для отказа в предоставлении государственной услуги, а подпункт «л» пункта 15.1 Положения о порядке назначения и выплаты пособия на детей, утвержденного постановлением администрации Кемеровской области от 23 декабря 2004 года № 270, предусматривающий в качестве одного из оснований для отказа в назначении пособия несогласие на обработку персональных данных лиц, указанных в заявлении, противоречит Конституции Российской Федерации, законодательству о государственных пенсиях и пособиях, о персональных данных.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких нарушений судами не допущено.

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» порядок назначения и выплаты пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В целях реализации указанных положений Законом Кемеровской области от 18 ноября 2004 года № 75-ОЗ «О размере, порядке назначения и выплаты пособия на ребенка» определен размер, порядок назначения и выплаты пособия на ребенка, постановлением администрации Кемеровской области от 23 декабря 2004 года № 270 утверждено Положение о порядке назначения и выплаты пособия на детей (далее также Положение № 270).

В соответствии с подпунктом «к» пункта 21 Положения № 270 для назначения пособия требуется согласие (несогласие) на обработку персональных данных от совершеннолетних лиц, указанных заявителем в заявлении, письменной произвольной форме, соответствующее требованиям части 4 статьи Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных». Согласие (несогласие) на обработку персональных данных в отношении несовершеннолетнего(их) ребенка (детей) заполняется(ются) подписывается(ются) его (их) родителем(ями) (законным(и) представителем(ями).

В соответствии с подпунктом «л» пункта 15.1 Положения № 270, одним из оснований для принятия решения об отказе в назначении пособия является несогласие на обработку персональных данных лиц(а), указанных(ого) заявителем в заявлении.

Аналогичное основание для отказа в предоставлении государственной услуги предусмотрено пунктом 2.10.2 Административного регламента предоставления государственной услуги «Назначение пособия на ребенка», утвержденного приказом министерства социальной защиты населения Кузбасса от 22 июня 2021 года № 142.

При рассмотрении дела установлено, что 23 декабря 2021 года ФИО в лице представителя ФИО5, действующего на основании доверенности, обратилась с заявлениями о назначении пособий на несовершеннолетних детей ФИО14 ФИО15 ФИО16.

К заявлениям о назначении пособий были приложены копии свидетельств о рождении и установлении отцовства детей, документов о регистрации по месту жительства, трудовой книжки, а также отказ от дачи согласия на сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение (извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ)) обезличивание, блокирование, удаление, обработку персональных данных заявителя и несовершеннолетних детей ФИО17 ФИО18 ФИО19.

По результатам рассмотрения указанных заявлений управлением социальной защиты населения администрации г.Юрги Кемеровской области приняты решения от 28 декабря 2021 года № 412 и № 413 об отказе в назначении пособия на ребенка на основании подпункта «л» пункта 15.1 и подпункта «к» пункта 21 Положения о порядке назначения, выплаты пособия на детей, утвержденного постановлением администрации Кемеровской области от 23 декабря 2004 года №270, в связи с несогласием заявителя на обработку персональных данных лиц, указанных в заявлении.

Полагая решения управления социальной защиты населения администрации г. Юрги Кемеровской области от 28 декабря 2021 года № 412 и № 413 об отказе в назначении пособия на ребенка незаконными, ФИО обратилась в суд с настоящим административным иском.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Федеральным законом от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Законом Кемеровской области от 18 ноября 2004 года №75-ОЗ «О размере, порядке назначения и выплаты пособия на ребенка», Положением о порядке назначения, выплаты пособия на детей, утвержденного постановлением администрации Кемеровской области от 23 декабря 2004 года №270, исходил из того, что оспариваемые административным истцом решения приняты уполномоченным органом в пределах предоставленной законом компетенции и при соблюдении порядка и сроков их принятия, являются законными и обоснованными, не нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку согласие на обработку персональных данных лиц, указанных в заявлении для назначения пособия на несовершеннолетнего ребенка, является обязательным условием для предоставления запрашиваемой услуги и назначения соответствующего пособия.

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными.

В силу части 1 статьи 24 Конституции Российской Федерации сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лиц без его согласия не допускаются.

Федеральный закон от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» (далее также Закон №152-ФЗ, Закон о персональных данных), раскрывая в статье 3 содержание основных понятий, используемых в данном федеральном законе, под персональными данными понимает любую информацию, относящуюся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); под оператором - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; под обработкой персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Согласно части 2 статьи 5 названного выше федерального закона обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.

Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных Законом о персональных данных (часть 1 статьи 6 данного закона).

По общему правилу в силу пункта 1 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Пунктами 2 - 11 названной правовой нормы определены иные условия, при которых допускается обработка персональных данных: в случаях, когда обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей (пункт 2); если обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, участвующих в предоставлении государственных услуг, предусмотренных Законом об организации предоставления государственных и муниципальных услуг (пункт 4).

Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 7 этого же федерального закона).

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона №152-ФЗ субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.

При этом обязанность доказать наличие такого обстоятельства возлагается на оператора (часть 3 статьи 9 названного закона).

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что согласие на обратку персональных данных лиц, указанных в заявлении на предоставление государственной услуги – назначении пособия на несовершеннолетних детей, необходимо Управлению социальной защиты населения администрации города Юрга Кемеровской области для исполнения соответствующих полномочий и предоставления запрашиваемой государственной услуги, обусловлено требованиями нормативных актов Кемеровской области, регламентирующих порядок назначения, выплаты пособия на детей, и отсутствие необходимого объема персональных данных исключает возможность принятия положительного решения, суды пришли к правильному выводу о том, что наличие согласия на обработку персональных данных несовершеннолетних детей административного истца являлось обязательным условием для оказания Управлением социальной защиты населения администрации города Юрга Кемеровской области соответствующей услуги, в отсутствие которого уполномоченный орган принимает решение об отказе в назначении соответствующего пособия.

Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось.

Изложенные в кассационной жалобе доводы повторяют аргументы, являвшиеся предметом судебной оценки в судах нижестоящих инстанций, и основаны на неправильной оценке имеющихся в деле доказательств, неверном толковании положений законодательства, однако иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Юргинского городского суда от 2 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 22 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 мая 2023 года.

Председательствующий

Судьи

Источник: https://8kas.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=25785518&delo_id=43&new=0&text_number=1 

Информация по делу
Статьи
ст.6 ФЗ "О персональных данных"
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Никулина И.А.
Дата решения
2023-05-24
Категории
Согласие
Цель обработки
Другие дела из подобных
категорий:

Отсутствие локальных актов у ТСЖ

Содержание письменных заявление (согласий) родителей  на обработку персональных данных несовершеннолетних, поступающих на обучение в 1 класс, не соответствует требованиям законодательства

При оплате товара денежной купюрой достоинством 5000 рублей, продавец запросил персональные данные субъекта (фамилию, имя и отчество) для внесения в журнал и проставить свою подпись. Покупатель отказал, в связи с чем ему было отказано в приобретении товара

Обработка персональных данные в отсутствие согласия и иных законных оснований

Обработка персональных данных бывшего работника в ИСПДн

Распространение персональных данных работника путем их размещения в сети Интернет

Обработка без согласия персональных данных, переданных по договору цессии

Размещение гражданином в социальной сети персональных данных субъектов без их согласия

Оформление кредитной карты без согласия субъекта персональных данных

Предоставление персональных данных субъектов без согласия

Нарушения при обработке персональных данных абонентов

Запрос банком кредитного досье без согласия на обработку персональных данных

Отсутствие в "форме документа" поля, в котором субъект персональных данных может поставить отметку о своём согласии на обработку персональных данных, осуществляемую без использования средств автоматизации

Хранение копий паспортов работников без их письменного согласия

Отсутствие в личных делах учащихся согласия в письменной форме на обработку персональных данных