Судебная практика

Решение по административному делу

Дело № 5-311/2014

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г.Городец                                                            14 апреля 2014 года

Мировой судья судебного участка № 5 Городецкого района Нижегородской области, расположенного по адресу г.Городец Нижегородской области, ул.Кирова, д.40 Соловьев В.Г., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.13.11 КоАП РФ в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Тимирязево», расположенного по адресу <АДРЕС>

УСТАНОВИЛ:

 Постановлением и.о.Городецкого городского прокурора Нижегородской области ФИО от 27 марта 2014 года в отношении ООО «УК «Тимирязево» было возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.13.11 КоАП РФ, дело передано на рассмотрение мировому судье.

Из данного постановления следует, что в управлении ООО «УК «Тимирязево» находятся многоквартирные жилые дома <НОМЕР> на <АДРЕС> и <НОМЕР> на <АДРЕС> в <АДРЕС> района <АДРЕС> области.

С собственниками жилых помещений в данных домах ООО «УК «Тимирязево» заключены договоры на обслуживание, содержание и ремонт общего имущества, в рамках которых потребители услуг ЖКХ обязаны оплачивать стоимость технического обслуживания общего имущества домов. Для осуществления информационно-расчетного обслуживания ООО «УК «Тимирязево» использует персональные данные собственников квартир.

В Городецкую городскую прокуратуру Нижегородской области обратилась гр-ка ФИО по вопросу законности обработки ООО «УК «Тимирязево» упомянутых персональных данных.

Прокуратурой в течение периода времени с 01 по 27 марта 2014 года была проведена соответствующая проверка, в ходе которой выявлены факты нарушения ООО «УК «Тимирязево» требований ст.6 п.3 ФЗ от 27 июля 20016 года № 152-ФЗ «О персональных данных» в части не включения в тексты договоров условий, являющихся существенными, об обеспечении конфиденциальности и безопасности их (собственников) персональных данных при обработке для осуществления информационно-расчетного обслуживания, а также осуществления данной обработки без согласия субъектов персональных данных.

 При этом ООО «УК «Тимирязево» не представило в прокуратуру информацию:

1) об источнике получения персональных данных собственников с указанием реквизитов и условий документа-основания получения,

2) подтверждающую выполнение требований ст.18 п.3 ФЗ «О персональных данных» при получении персональных данных от третьих лиц,

3) о получении ООО «УК «Тимирязево» согласия собственников на обработку их персональных данных.

 Директор ООО «УК «Тимирязево» <ФИО1> в судебном заседании вину предприятия, интересы которого представляет, в совершении указанного административного правонарушения не признал, пояснив, что после консультации с юристами убедился в необоснованности заявленных <ФИО2> претензий. Обработка персональных данных собственников квартир осуществляется с целью исполнения договоров ЖКУ, сторонами которой являются ООО «УК «Тимирязево» и субъекты персональных данных, в связи с чем в силу ст.6 п.1 подп.5 ФЗ «О персональных данных» согласия последних не требует. При обработке персональных данных ООО «УК «Тимирязево» соблюдается конфиденциальность полученных сведений.

 Исследовав и оценив представленные по делу доказательства, судья приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО «УК «Тимирязево» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ по следующим основаниям.

В соответствии со ст.2.1 ч.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно п.п.1-3 ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения.

 Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

 В соответствии со ст.13.11 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

 Федеральным законом от <ДАТА4> <НОМЕР>-ФЗ «О персональных данных» информация о гражданах (персональные данные) определяется как любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация (ст.3 ч.1 указанного ФЗ). Свойства данной информации - обеспечивать идентификацию конкретного лица - предопределяют отнесение ее к категории конфиденциальной, т.е. информации с ограниченным доступом. Обеспечения конфиденциальности персональных данных не требуется в случае обезличивания персональных данных (для статистических или иных научных целей), а также в отношении общедоступных персональных данных (ст.6 ч.3, ст.7). Указанный режим персональной информации обусловливает необходимость правовой защиты ее конфиденциальной части.

Такая защита обеспечивается в первую очередь путем установления конституционного запрета осуществлять сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.

ФЗ «О персональных данных» рассматривает согласие субъекта персональных данных на обработку сведений о его частной жизни в числе одного из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, включая информацию персонального характера.

Из данного основополагающего принципа согласия имеют место исключения, предусмотренные в законодательном порядке.

В частичности, ст.6 ФЗ «О персональных данных» предусматривает, что обработка персональных данных допускается в следующих случаях:

1) обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

2) обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором РФ или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей;

3) обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством РФ об исполнительном производстве;

4) обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных ФЗ от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;

5) обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;

6) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

7) обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

8) обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;

9) обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, за исключением целей, указанных в ст.15 настоящего ФЗ, при условии обязательного обезличивания персональных данных;

10) осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе;

11) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

В данном случае имеет место исключение из правил, определенное п.5) ст.6 ФЗ «О персональных данных» - обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.

В соответствии со ст.30 п.3 ЖК РФ каждый собственник обязан самостоятельно нести бремя содержания жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности.

В силу ст.39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии со ст.153 п.1 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии со ст.154 п.2 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Пункт 7 ст.155 ЖК РФ предусматривает, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья, либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, и управление которым, осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных п.7.1 настоящей статьи и ст.171 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.158 п.1 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном п.1.1 настоящей статьи.

 Согласно п.28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, собственник помещений обязан нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.

 Согласно ст.155 п.15 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

 В силу ст.155 п.16 ЖК РФ даже при привлечении лицами, указанными в п.15 настоящей статьи, представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.

Как следует из материалов дела, между собственниками жилых помещений в жилых домах <НОМЕР> на <АДРЕС> и <НОМЕР> на <АДРЕС> в <АДРЕС> района <АДРЕС> области (заказчики) и ООО «УК «Тимирязево» <ДАТА7> были заключены договоры управления данными многоквартирными домами, по условиям которых заказчики поручили, а ООО «УК «Тимирязево» взяло на себя обязательства за счет заказчика осуществлять работы, услуги по управлению домами, содержанию и ремонту общего имущества, оказанию коммунальных услуг, включающих в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление.  

 Внесение платы за содержание и ремонт помещений и платы за коммунальные и прочие услуги осуществляется заказчиками соразмерно их обязательствам ООО «УК «Тимирязево» на основании платежных документов, выставляемых в адрес соответствующих плательщиков.

 Форма и содержание платежных документов для граждан по видам платежей определяется ООО «УК «Тимирязево». Вид используемых платежных документов в расчетах с гражданами может устанавливаться на каждый период расчетов. Платежные документы направляются гражданам не позднее чем до 30 числа месяца, следующего за расчетным.

 Собственники жилых помещений в жилых домах <НОМЕР> на <АДРЕС> и <НОМЕР> на <АДРЕС> в <АДРЕС> района <АДРЕС> области являются стороной в договорных отношениях по предоставлению услуг ЖКХ, сложившихся между ними и ООО «УК «Тимирязево», а потому последнее, являясь оператором, осуществляющим обработку персональных данных, определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, вправе было без согласия субъектов персональных данных осуществлять данную обработку для исполнения обязательств по договорам ЖКУ.

 При этом доказательств, подтверждающих, что ООО «УК «Тимирязево», осуществляя обработку персональных данных, не соблюдает принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ «О персональных данных», их конфиденциальность и безопасность при их обработке, прокуратурой в суд не представлено, а указание на обязательность включения в тексты договоров условий об обеспечении конфиденциальности и безопасности их (собственников) персональных данных при обработке для осуществления информационно-расчетного обслуживания является субъективным, ни на чем не основанным.

В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу данного лица.

Согласно ст.24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст.24.5 ч.1 п.2, 29.9-29.11 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

 Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.13.11 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Тимирязево» прекратить за отсутствием в действиях данного ООО состава указанного административного правонарушения.

 Настоящее постановление может быть обжаловано и опротестовано в Городецкий городской суд Нижегородской области в течение 10 суток со дня изготовления постановления в окончательной форме.

Мировой судья                                                                 В.Г.Соловьев

Постановление в окончательной форме изготовлено 16 апреля 2014 года.

Мировой судья                                                                 В.Г.Соловьев

<ОБЕЗЛИЧЕНО>

Источник: http://gorod5.nnov.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=1769512&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
13.11 КоАП РФ
Суд
Мировой судья судебного участка № 5 Городецкого района Нижегородской области
Судья
В.Г.Соловьев
Дата решения
2014-04-14
Категории
Жильцы МКД
Отсутствие состава административного правонарушения
Другие дела из подобных
категорий:

Не выполнены требования законодательства о персональных данных

Направление обращения в следственное управление, содержащего персональные данные третьего дица

Распространение персональных данных жильцов многоквартирного дома в группе в мессенджере WhatsApp

В общедоступных местах размещены сведения о наличии задолженности по квартирной плате и оплате коммунальных услуг жильцов вышеуказанного дома с указанием фамилии, квартиры проживания и суммы долга

В ТСЖ отсутствуют локальные акты; не назначен ответственный

Размещение плана проверок на сайте с указанием адреса места жительства ИП

Выражение согласия путем подписания договора

Обработка персональных данных работников без их письменного согласия

Обработка персональных данных на сайте госуслуг

В личных делах соискателей в центре занятости отсутствуют согласия

Обработка персональных данных посетителей

Обработка персональных данных в связи с начислением платы за ТКО

Невыполнение Оператором обязанности по предоставлению субъекту информации, касающейся обработки его персональных данных

Осуществление видеонаблюдения в многоквартирном жилом доме без согласия жильцов

Направление квитанций жильцам в незакрытом виде