Судебная практика

Решение по административному делу

Дело №5-183/2013

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

14 июня 2013 года                                                     г.Суджа<АДРЕС>

Мировой судья судебного участка №2 г.Суджи и Суджанского района Курской области Кваскова И.В., с участием защитника лица, привлекаемого к административной ответственности - адвоката ФИО2, заместителя прокурора Суджанского района Курской области ФИО1, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по ст.13.11 КоАП РФ в отношении:

  <ФИО1> <ДАТА2> рождения, гражданки РФ, уроженки <АДРЕС> района <АДРЕС> области, зарегистрированной и проживающей по адресу: <АДРЕС> область, <АДРЕС> район, <АДРЕС>, работающей главным бухгалтером в <ОБЕЗЛИЧЕНО>» ранее не привлекавшейся к административной ответственности по ст.13.11 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

 Постановлением прокурора Суджанского района Курской области от <ДАТА3> возбуждено дело об административном правонарушении по ст.13.11 КоАП РФ в отношении  <ФИО1>.

 В соответствии с указанным постановлением <ДАТА4> в период времени с 09 часов 00 минут до 18 часов 00 минут в МИФНС России № 4 по Курской области, расположенную по адресу: <АДРЕС> область <АДРЕС> район г. <АДРЕС> площадь <АДРЕС>, заказным письмом с простым уведомлением поступило обращение <ФИО2>: <АДРЕС> область <АДРЕС> район с. <АДРЕС> ул. <АДРЕС>, о том, что <ФИО3> имеет в собственности автомобиль Камаз 53205 и осуществляет на нем грузовые перевозки без государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. К обращению приложены, в том числе, копия паспорта гражданина РФ <ФИО3>, которая содержит персональные данные гражданина <ФИО3>, а именно: фамилию, имя, отчество, дату рождения, место рождения, адрес места жительства и регистрации. Согласие на раскрытие и распространение своих персональных данных <ФИО3>  не давал.

 В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

 Согласно ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных, что установлено п. 3 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».

 В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона РФ от 27.07.2006 г №152-ФЗ «О персональных данных» субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.

 Проверкой установлено, что в нарушение вышеприведенных норм федерального законодательства <ФИО> без согласия <ФИО3> <ДАТА7> в период времени с 09 часов 00 минут до 18 часов 00 минут раскрыла третьим лицам персональные данные <ФИО3> путем направления копии паспорта, содержащего фамилию, имя, отчество, дату рождения, место рождения, адрес места жительства и регистрации последнего в МИФНС России №4 по Курской области.

 Таким образом, согласно постановлению от <ДАТА3>, <ФИО> вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ, то есть нарушение установленного законом порядка использования и распространения информации о гражданине (персональных данных).

 Заместитель прокурора Суджанского района Курской области <ФИО> в судебном заседании постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении <ФИО> по ст.13.11 КоАП РФ поддержал в полном объеме, считал вину <ФИО> доказанной, поскольку <ФИО> нарушила требования ст.7 Федерального закона «О персональных данных», не получив согласие <ФИО3>, распространила и использовала его персональные данные. Просил суд привлечь <ФИО>  к административной ответственности по  ст.13.11 КоАП РФ и назначить ей наказание в виде предупреждения.

В судебном заседании <ФИО> пояснила, что с постановлением она не согласна, вину свою не признает в полном объеме, она не является оператором в понимании закона «О персональных данных», копию паспорта <ФИО3> она получила из Суджанского районного суда вместе с копией иска, по которому этим же судом принято решение. Она видела, как <ФИО3> занимается предпринимательской деятельностью - грузовыми перевозками на своем «камазе», но в судебном заседании в районном суде <ФИО3> пояснил, что он не работает. Поэтому она обратилась в налоговую инспекцию с просьбой выяснить, уплачивает ли <ФИО3> налоги. Она выполнила свой гражданский долг, так как сама - добросовестный налогоплательщик, а копию паспорта приложила, чтобы облегчить установление личности <ФИО3>. Она обратилась в контролирующий предпринимательскую деятельность орган, который обладает информацией, указанной в ее заявлении. Копию постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении нее получила.

 В судебном заседании защитник лица, привлекаемого к административной ответственности - адвокат ФИО, поддержал позицию <ФИО>, просил производство по делу прекратить в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ, поскольку <ФИО> не является субъектом данного административного правонарушения, так как она получила копию паспорта <ФИО3> вместе с копией его иска, кроме того, <ФИО> обратилась к компетентному органу, который обладает информацией о персональных данных, указанных <ФИО> в своем заявлении, и осуществляет контроль в области налогов и сборов.

 В судебном заседании свидетель <ФИО3> пояснил, что он был вызван в налоговую инспекцию г.Суджи заместителем начальника, который ему пояснил, что неизвестное лицо сообщило в налоговый орган, что он занимается предпринимательской деятельностью и не уплачивает налоги. <ФИО3> пояснил, что он предпринимательской деятельностью не занимается. Решения в отношения него налоговый орган никакого не принимал. <ФИО3> также пояснил, что приложил копию своего паспорта к иску в Суджанский районный суд. Считает, что его права нарушены <ФИО>, т.к. согласия ей на распространение своих персональных данных он не давал. Получал ИНН в налоговом органе в г.Судже.

 В судебном заседании свидетели <ФИО4> и <ФИО5> пояснили, что они участвовали в качестве понятых при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.13.11 КоАП РФ в отношении <ФИО> от <ДАТА8> и подтвердили в постановлении своими подписями тот факт, что <ФИО> отказалась ознакомиться с указанным постановлением и получить его копию.

 Выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности <ФИО>, ее защитника <ФИО1>., свидетелей, заместителя прокурора Суджанского района Курской области <ФИО2> , изучив письменные материалы дела, прихожу к выводу о том, что производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям.

 В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

 В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, ..., должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

 В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

 Статья 13.11 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за  нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

 Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.13.11 КоАП РФ от <ДАТА3> <ФИО> вменяется совершение административного правонарушения по ст.13.11 КоАП РФ - нарушение установленного порядка использования и распространения информации о гражданине (персональных данных).

 В соответствии  с п.1 ст.1 Федерального закона РФ «О персональных данных» от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.

 Согласно ст.2 указанного Федерального закона целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

 В соответствии с п.п.2 ст.3 указанного Федерального закона: 2) оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

 Как установлено в судебном заседании, <ФИО> обратилась к начальнику Межрайонной ИФНС  России №4 по Курской области, расположенной по адресу: <АДРЕС> область, Суджанский район, <АДРЕС>, ул.Сов. площадь, <АДРЕС>, с заявлением от <ДАТА10>, в котором сообщает, что <ФИО3>, <ДАТА11> рождения, паспорт <НОМЕР> выдан отделением УФМС по <АДРЕС> области в <АДРЕС> районе <ДАТА12>, проживающий по адресу: <АДРЕС> область, Суджанский район, <АДРЕС> с весны 2012 года по настоящее время имеет в собственности автомобиль Камаз 53205, гос.<НОМЕР> и осуществляет на нем грузовые перевозки без государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, то есть уходит от налогов. К заявлению приложена копия паспорта <ФИО3>. Заявление принято Межрайонной ИФНС России №4 по Курской области <ДАТА13> <НОМЕР>.

 Как следует из объяснений <ФИО>, копию паспорта она получила вместе с копией иска <ФИО3>. Данные обстоятельства подтверждаются: копией искового заявления <ФИО6>, <ФИО3>, <ФИО3>, <ФИО8> к <ФИО> об устранении препятствий в пользовании имуществом, к которому приложена, в т.ч.: копия паспорта <ФИО3>; копией решения от <ДАТА14>, которое состоялось по гражданскому делу по данному иску; копией доверенности <ФИО> на имя <ФИО> от <ДАТА15>, согласно которой <ФИО9> доверяет <ФИО> представлять его интересы, в т.ч. вести его дела во всех судебных учреждениях.

 Таким образом, <ФИО> по смыслу Федерального закона РФ «О персональных данных» не является оператором персональных данных, поскольку персональные данные <ФИО3> стали известны <ФИО> не в связи с обработкой персональных данных указанного лица, а в связи с тем, что <ФИО> являлась представителем процессуальной стороны - ответчика по гражданскому делу.

 Кроме того, статья 33 Конституции РФ провозглашает, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

 Согласно ст.2 Федерального закона РФ «О порядке обращений граждан» от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, …, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

 Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

 Согласно ст.6 данного Федерального закона запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

 При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

 Согласно ст.ст.7,8 указанного Федерального закона в случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

 Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Часть 1 статьи 30 Налогового кодекса (НК) РФ устанавливает, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей.

 В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

 Согласно ст.31 НК РФ  налоговые органы вправе: 2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;

 Согласно ст.32 НК РФ налоговые органы обязаны: 1) соблюдать законодательство о налогах и сборах; 2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

 Как разъяснено в ст.3 Федерального закона «О персональных данных» распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.

 С учетом изложенного суд приходит к выводу, что направление в налоговый орган - МИФНС России №4 по Курской области <ФИО> заявления, содержащего персональные данные <ФИО3> нельзя расценить как действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц, поскольку указанные сведения были направлены конкретному и определенному лицу - начальнику МИФНС России №4 по Курской области, осуществляющему в пределах своей компетенции обработку персональных данных и обязанного в силу статьи 7 названного Федерального закона обеспечить их конфиденциальность.

 Кроме того, целью обращения <ФИО> с заявлением являлось не нарушение прав <ФИО3>, а пресечение предполагаемого нарушения действующего налогового законодательства РФ. При этом обращение <ФИО> было адресовано в орган, который, по мнению <ФИО>, мог пресечь предполагаемое <ФИО> нарушение. Сообщение персональных данных <ФИО3> способствовало более быстрому принятию решения по поставленному вопросу.

 Таким образом, сообщение персональных данных <ФИО3> налоговому органу - органу, осуществляющему контроль в области налогов и сборов, который на момент обращения <ФИО> уже обладал его персональными данными (согласно письму от <ДАТА17> <НОМЕР>-22/01030), не может расцениваться как распространение и использование персональных данных, совершенное <ФИО> с нарушением требований ФЗ «О персональных данных», и влекущее нарушение прав <ФИО3> в силу данного закона.

 На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии в действиях <ФИО> состава административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ, поскольку не имело место распространение и использование персональных данных в нарушение требований Федерального закона РФ «О персональных данных», а информация, содержащаяся в заявлении <ФИО> была предназначена для конкретного лица, осуществляющего государственный контроль.

 Согласно п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе при отсутствии состава административного правонарушения.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.1.5, 2.1, 24.5, 13.11, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья

ПОСТАНОВИЛ:

 Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.13.11 КоАП РФ, в отношении  <ФИО1> прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Суджанский  районный суд Курской области через мирового судью  в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Мировой судья:                   подпись                    Кваскова И.В.

 

Источник:http://sudzhi2.krs.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=5540210&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
Мировой судья судебного участка №2 г.Суджи и Суджанского района Курской области
Судья
Кваскова И.В.
Дата решения
2013-06-14
Категории
Отсутствие состава административного правонарушения
Согласие
Прекращение производства по делу
Предоставление
Другие дела из подобных
категорий:

Размещение на сайте образовательного учреждения персональных данных учащихся, в том числе специальной категории

Передача персональных данных собственников помещений в многоквартирных домах в рамках договора на техническое обслуживание

Неправомерная обработка персональных данных субъекта

Непредоставление ответа на запрос адвоката субъекта персональных данных

Невыполнение обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих сохранность персональных данных

Предоставление банком персональных данных третьему лицу по ошибке

Распространение изображения физического лица и его несовершеннолетнего ребенка

Отказ Управления записи актов гражданского состояния банку в предоставлении справок о смерти

Направление посредством банкомата рекламного предложения заявителю

Предоставление персональных данных в силу уступки прав требования

Предоставление персональных данных в силу уступки прав требования

Письменная форма согласия не соответствует нормам, установленным законодательством

Прокуратурой выявлены нарушения требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Отсутствие локальных актов в администрации

Отсутствие письменного согласия родителей на обработку персональных данных ребенка при оказании медицинской помощи