Судебная практика

12-3581/2023

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

 

Москва                                                               25 декабря 2023 года

Судья Симоновского районного суда адрес фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 12.10.2023 № ОО-77/08/4953, предусмотренном частью 2 статьи 13.11 КоАП РФ, вынесенного заместителем начальника отдела по защите прав субъектов персональных данных Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) по Центральному федеральному округу (далее - Управление) фио,

УСТАНОВИЛ:

Определением заместителя начальника отдела по защите прав субъектов персональных данных Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному адрес от 12.10.2023 №ОО-77/08/4953 по результатам рассмотрения обращения ФИО отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.11 КоАП РФ, в отношении Банка ВТБ (ПАО) ввиду отсутствия события административного правонарушения.

Решением должностного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) по Центральному федеральному округу № 94014-02-11/77 от 02.11.2023 года определение было оставлено без изменения, жалоба заявителя без удовлетворения.

В Симоновский районный суд города Москвы обратился ФИО с жалобой, в которой просил отменить определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 12.10.2023 №ОО-77/08/4953 по части 2 статьи 13.11 КоАП РФ, вынесенное заместителем начальника отдела по защите прав субъектов персональных данных Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному адрес, как незаконное и необоснованное и решение должностного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) по Центральному федеральному округу № 94014-02-11/77 от 02.11.2023 года.

 Оспариваемым определением отказано в возбуждении в отношении Банка ВТБ (ПАО) дела об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.11 КоАП РФ. 

 При вынесении обжалуемого акта должностным лицом указано, что согласно доводам ФИО 17 апреля 2023 года ФИО посетил ДО «КЦ адрес Филиал № 7701 Банка ВТБ (ПАО), расположенный по адресу адрес, с целью совершения платежа по договору с другой организацией. Для осуществления указанной операции работник Банка ВТБ (ПАО) потребовала от ФИО предоставить биометрических персональных данных (фотографирования лица) с целью идентификации. Требование ФИО предоставить информацию о конкретных причинах и правовых основаниях определяющих невозможность оказания услуги без прохождения процедуры фотографирования, было проигнорировано. В результате ФИО был вынужден пройти процедуру фотографирования, при этом согласия в письменной форме на обработку его биометрических персональных данных он не предоставлял.

 Из доводов обращения ФИО следует, что 21 июля 2023 года в дополнительный офис «На Советской» филиала № 7701 Банка ВТБ (ПАО), расположенного по адресу адрес, ФИО подал обращение с приложением следующих документов: требование о прекращении обработки  персональных данных, запрос о предоставлении информации, касающейся обработки персональных данных. Ответ на обращение ФИО Банком ВТБ (ПАО) до настоящего времени не предоставлен, в связи с чем, ФИО просит привлечь Банк ВТБ (ПАО) к административной ответственности по ст.13.11 КоАП РФ.

 В ходе рассмотрения обращения установлено.

 Между ФИО и Банком ВТБ (ПАО) существуют договорные отношения.

 Условия обработки персональных данных определены ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных». Так, обработка персональных данных может осуществляться с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, при этом пунктами 2-11 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» предусмотрены случаи обработки персональных данных, когда согласие субъекта персональных данных не требуется.

 Согласно п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных не требует согласия,  если такая обработка необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.

 При обращении в Банк ВТБ (ПАО) с целью заключения договоров ФИО оформлены и подписаны анкеты-заявления на предоставление банковских продуктов, инициативно предоставлены персональные данные.

 В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» к биометрическим персональным данным относятся сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность.

 Как правило, возможность отнесения тех или иных сведений к биометрическим персональным данным регулируется законодательными и иными нормативными правовыми актами.

 В частности, в соответствии с п. 6 Перечня персональных данных, записываемых на электронные носители информации, содержащиеся в основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации 04.03.2010 № 125, цветное цифровое фотографическое изображение лица владельца документа является биометрическими персональными данными владельца документа.

 Требования к формату изображения лица, предназначенного для хранения представлений лица в записи биометрических данных, установлены Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 19794-5-2013, утверждённым приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации от 06.09.2013 № 987-ст.

Обработка фотографических изображений, которые законодательным актом Российской Федерации отнесены к биометрическим персональным данным, должна осуществляться с согласия в письменной форме, с соблюдением требований предусмотренных ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных».

 В иных случаях, обработка фотографических изображений может осуществляться в случаях, установленных ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», при наличии согласия или иных оснований, предусмотренных п.п.2-11 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных». Факт получения согласия от ФИО на фотографирование установлен, что соответствует ст.6 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных».

 При этом достоверно установить,  соответствует ли фотография установленным Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 19794-5-2013 без проведения контрольно-надзорных мероприятий, не представляется возможным.

 В соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление  № 336) установлено, что должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2022 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).

 Пунктом 3 части 2 статьи 90 Закона № 248-ФЗ предусмотрена возможность принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности исключительно в случае выявления нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

 Так, основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, внеплановой проверки является выявление фактов причинения вреда либо непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства (подпункт «а» пункта 3 Постановления № 336).

 Оценка достаточности данных для решения вопроса о принятии мер административного воздействия может быть осуществлена только по результатам проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия (проверки).

 На основании Постановления №336, возбуждение дел об административных правонарушениях без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в порядке, установленном Законом № 248-ФЗ, не допускается.

 Также в ходе рассмотрения обращения было установлено, что в адрес ФИО, Банком ВТБ (ПАО) был направлен ответ с разъяснениями и запрошенными сведениями по вопросу обработки его персональных данных, в т.ч. содержащий информацию об уничтожении фотоизображения в сроки установленные ч.6 ст.21 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных».

 Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.

ФИО в судебное заседание явился, доводы жалобы поддержал.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

 Согласно части 1 статьи 30.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

 Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 30.9 КоАП РФ).

 В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

 Суд не находит оснований не согласиться с выводами должностного лица, рассмотревшего заявление ФИО

 Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении перечислены в части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.

 Согласно части 5 статьи 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

 В силу подпункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

 При таких обстоятельствах, должностным лицом законно и обоснованно отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, поскольку согласно части 3.1. статьи 28.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1-3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.4 настоящей статьи и статьей 28.6  настоящего Кодекса.

 На основании изложенного, суд приходит к выводу, что заместителем начальника отдела по защите прав субъектов персональных данных Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному адрес по результатам рассмотрения обращения ФИО правомерно было вынесено определение от 12.10.2023 № ОО-77/08/4953, указанное определение соответствует требованиям ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ.

 В ходе проверки на основе исследования всех обстоятельств, доводов ФИО, должностным лицом сделаны надлежащие выводы об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.11 КоАП РФ, должностным лицом дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, не согласиться с которой у суда оснований не имеется.

 С учетом изложенного, жалоба не содержит доводов, влекущих отмену определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд

решил:

 Определение заместителя начальника отдела по защите прав субъектов персональных данных Управления Федеральной службы по надзору в | сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному адрес от 12.10.2023 № ОО-77/08/4953 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч.2 ст.13.11 КоАП РФ в отношении Банка ВТБ (ПАО) по заявлению ФИО, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, решение должностного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) по Центральному федеральному округу № 94014-02-11/77 от 02.11.2023 года - оставить без изменения, жалобу ФИО - без удовлетворения.|

 На данное решение может быть подана жалоба в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Московский городской суд через Симоновский районный суд адрес в течение 10 суток со дня получения копии решения.

 

Судья                                                                                  фио    

 Источник: https://mos-gorsud.ru/rs/simonovskij/services/cases/appeal-admin/details/5de092d0-8de5-11ee-a2a8-51dd899933b3?caseNumber=12-3581/2023

 

Информация по делу
Статьи
ч.2 ст.13.11 КоАП РФ
Суд
Симоновский районный суд г.Москвы
Судья
Шассаев О.М.
Дата решения
2023-12-25
Категории
Отсутствие состава административного правонарушения
Согласие
Биометрия
Обжалование решений Роскомнадзора
Часть 2 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Другие дела из подобных
категорий:

Отсутствие согласия родителей на обработку персональных данных

Публикация на сайте информационного агентства статьи, содержащей персональные данные субъекта

Признание требования Роскомнадзора о прекращении обработки персональных данных незаконным

При проверке выявлены многочисленные нарушения законодательства о персональных данных

Осуществление видеонаблюдения на режимном предприятии

Обработка специальной категории персональных данных, касающихся религиозных убеждений в отсутствие письменного согласия

Передача персональных данных жильцов третьему лицу без их согласия путем использования Автоматизированной информационной системы

Множество нарушений в деятельности фонда капитального ремонта

Ксерокопирование паспорта банком, запрет обработки номера телефона и электронной почты

Должностное лицо ТСЖ, не имея законных оснований, разместило на сайте предприятия документ, содержащий персональные данные физических лиц (субъектов ПДн).

Отсутствует согласие и политика на сайте

Обработка персональных данных пациента без письменного согласия

Персональные данные пациента внесены в медицинскую карту без наличия его письменного согласия

Оформление медицинской карты без письменного согласия пациента

Нарушения при обработке персональных данных работников