Судебная практика

  Дело № 5 - 118 /24 - 2019 г.

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 пгт. Усть - Нера РС (Я)                                  « 05 » августа 2019 года

 

Мировой судья Константинова А.И., исполняющая обязанности мирового судьи по судебному участку № 24 Оймяконского района Республики Саха (Якутия),

с участием старшего помощника прокурора Оймяконского района Республики Саха (Якутия) ˂ФИО˃,рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи,

в отношении должностного лица  - <ОБЕЗЛИЧЕНО>  ˂ФИО˃, <ДАТА2>

дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л :

 28 июня 2019 года прокурором Оймяконского района Республики Саха (Якутия) советником юстиции ˂ФИО˃ вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1  статьи 13.11 КоАП РФ в отношении должностного лица <ОБЕЗЛИЧЕНО>.

 О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ˂ФИО˃ извещен телефонограммой на номер телефона <НОМЕР>, в судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие, в связи с выездом в командировку в г. Якутск. С постановлением согласен, обязуется устранить нарушение в кратчайшие сроки и впредь не допускать таких нарушений.

Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке ч.2 ст.25.1 КоАП РФ, то есть в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела и не заявившего ходатайство об отложении рассмотрения дела.

В судебном заседании старший помощник прокурора Оймяконского района Республики Саха (Якутия) ˂ФИО˃ в своем заключении постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении <ОБЕЗЛИЧЕНО>» ˂ФИО˃ поддержал, сославшись на обстоятельства и доводы, указанные в постановлении, смягчающим вину обстоятельством считает совершение административного правонарушения впервые, просит назначить должностному лицу  ˂ФИО˃ административное наказание в виде штрафа в минимальном размере 5 000 рублей.

Выслушав заключение старшего помощника прокурора Оймяконского района РС (Я) ˂ФИО˃, исследовав материалы дела судом в ходе судебного разбирательства установлен и подтверждается, собранными по делу доказательствами, оцененными в совокупности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: постановлением о возбуждении  дела об административном правонарушении от 28 июня 2019 года, выпиской из ЕГРЮЛ от 19.06.2019 г., содержащей сведения о юридическом лице <ОБЕЗЛИЧЕНО>» ОГРН <НОМЕР>, ответом от 07.07.2019 г. № 135 <ОБЕЗЛИЧЕНО>» ˂ФИО˃ на требование прокурора Оймяконского района РС (Якутия), актом проверки от 21.06.2019 г., требованием о явке от 27.06.2019 г., - факт совершения должностным  лицом - <ОБЕЗЛИЧЕНО>» ˂ФИО˃ административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ.

Часть 1 статьи 13.11 КоАП РФ устанавливает ответственность за обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработку персональных данных, несовместимую с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Частью 4.3 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"  (далее Федеральный закон о противодействии коррупции) установлено, что сведения о доходах, представленные лицами, замещающими муниципальные должности, размещаются в сети "Интернет" на официальных сайтах органов местного самоуправления и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами. Аналогичные положения также содержатся в Федеральном законе N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Частью 6 статьи 8 Федерального закона о противодействии коррупции определено, что сведения о доходах размещаются в сети "Интернет" на официальных сайтах органов местного самоуправления в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В целях разработки и утверждения порядка размещения и обнародования сведений о доходах лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано руководствоваться Указом Президента Российской Федерации от 08.07.2013 N 613 "Вопросы противодействия коррупции" (далее Указ).

Названным Указом утвержден Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования (п. 1 Указа).

Согласно п. 3 Указа в размещаемых на официальных сайтах и предоставляемых общероссийским средствам массовой информации для опубликования сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера запрещается указывать: а) иные сведения (кроме указанных в пункте 2 настоящего порядка) о доходах служащего (работника), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем на праве собственности названным лицам, и об их обязательствах имущественного характера; б) персональные данные супруги (супруга), детей и иных членов семьи служащего (работника); в) данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации служащего (работника), его супруги (супруга), детей и иных членов семьи; г) данные, позволяющие определить местонахождение объектов недвижимого имущества, принадлежащих служащему (работнику), его супруге (супругу), детям, иным членам семьи на праве собственности или находящихся в их пользовании; д) информацию, отнесенную к государственной тайне или являющуюся конфиденциальной.

Подпунктом "в" п. 2 названного Порядка предусмотрено размещение и обнародование сведений только о декларированном годовом доходе служащего (работника), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; подпунктом "д" п. 3 установлен запрет на размещение и обнародование информации, являющейся конфиденциальной.

Органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться данным Указом при разработке и утверждении порядка размещения сведений о доходах лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, и членов их семей на официальных сайтах органов местного самоуправления и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования (п. 8 Указа).

В ходе проверки исполнения законодательства о защите персональных данных 21 июня 2019 года в <ОБЕЗЛИЧЕНО>»  установлено отсутствие разработанного и утверждённого муниципального локального нормативного акта о порядке размещения сведений о доходах лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, и членов их семей на официальном сайте органа местного самоуправления и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования.

Согласно ответу <ОБЕЗЛИЧЕНО>»  ˂ФИО˃ от 07 июня 2019 года № 135 на требование прокурора Оймяконского района РС (Якутия) о проверке исполнения органами местного самоуправления законодательства о противодействии коррупции,  сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах  имущественного характера, представленных лицами, замещающими муниципальные должности, опубликованы на официальном сайте <ОБЕЗЛИЧЕНО>»  Оймяконского улуса (района) 01 апреля 2019 года по ссылке:  ˂Ссылка на страницу сайта˃.

При изучении информации на официальном сайте по вышеуказанной ссылке, выявлено, что данная информация содержит персональные данные гражданки <ФИО1>, в частности, о дате рождения; номере СНИЛС; серии, номере и дате выдачи паспорта; о месте регистрационного учета, адресе (месте нахождения) недвижимого имущества, что отражено в акте проверки от 21 июня 2019 года.

Положениями ст. 23 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия согласно ч. 1 ст. 24 Конституции РФ не допускается.

Из содержания статьи 1 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее Федеральный закон "О персональных данных")  следует, что сфера действия указанного закона распространяется на отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.

Целью указанного Федерального закона "О персональных данных" является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Согласно пункту 3 и пункту 5 статьи 3 названного Федерального закона "О персональных данных" под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных, а под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона "О персональных данных" персональными данными является любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Требованиями части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных" установлено, что обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в случаях, указанных в настоящей части статьи.

˂ФИО˃, согласно выписке ЕГРЮЛ от 19 июня 2019 года, является <ОБЕЗЛИЧЕНО>».

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно п. 5 ч. 4 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

˂ФИО˃, являясь высшим должностным лицом муниципального образования,  на которого возложено осуществление публично значимых функций, в результате ненадлежащего исполнения должностных обязанностей при отсутствии организации контроля за действиями непосредственных исполнителей, допустил нарушение требований законодательства о персональных данных.

   В силу ст.2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

 Наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет и особенности их административной ответственности. К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями правилв-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.

     Таким образом, вина должностного лица <ОБЕЗЛИЧЕНО>» ˂ФИО˃ в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.13.11 КоАП РФ - обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - установлена и доказана исследованными в ходе судебного разбирательства материалами дела.

Признаков уголовно наказуемого деяния в действиях ˂ФИО˃ не усматривается.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, а также то, что в соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ наказание должно иметь своей целью предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

 Смягчающим административную ответственность обстоятельством в соответствии со ст.4.2 КоАП РФ суд признает совершение административного правонарушения впервые.

    Обстоятельств, отягчающих административную ответственность,  предусмотренных ст.4.3 КоАП РФ, судом не установлено.

    При назначении наказания суд учитывает и принимает во внимание характер совершенного административного правонарушения, личность    ˂ФИО˃, его имущественное положение, смягчающее  административную ответственность обстоятельство.

 Санкция ч.1 ст.13.11 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ч.1 ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

 В силу ч.3.5 ст.4.1 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.  

 Согласно ст.3.4 КоАП РФ: 1.Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. 2.Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.                  

Должностное лицо <ОБЕЗЛИЧЕНО>» ˂ФИО˃ впервые совершил административное правонарушение при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба, в связи, с чем суд считает возможным  назначить ему административное наказание в виде предупреждения.

   В силу ч.4 ст.4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья 

П О С Т А Н О В И Л :

 Признать должностное лицо ˂ФИО˃ виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1  статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Оймяконский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. 

         

 Мировой судья                                                        А.И.Константинова

 

Источник: http://sakha24.yak.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=21613093&case_number=21089621&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
ч.1 ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок № 24 Оймяконского района Республики Саха (Якутия)
Судья
Константинова А.И.
Дата решения
2019-08-05
Категории
Сайт
Государственный или муниципальный орган
Распространение
Часть 1 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Другие дела из подобных
категорий:

Распространение персональных данных и изображения гражданина в СМИ без его согласия

Установлено отсутствие политики на сайте детского сада

Публикация в газете статьи, содержащей персональные данные субъекта

Предоставление неправомерного доступа к информационным системам персональных данных

Обработка биометрических персональных данных законных представителей несовершеннолетних обучающихся и работников без согласия в письменной форме

Размещение на сайте информацию о номерах телефонов депутатов поселкового совета

Предоставление неправомерного доступа к ИСПДн на интернет-ресурсе

Размещение приказов о зачислении детей в 1 класс на сайте

На информационных стендах подъездов дома размещены объявления, напечатанные на оборотной стороне обращения гражданина, содержащего его персональные данные

На сайте размещены данные гражданина и его супруги

Отсутствие в свободном доступе (в.т.ч. на сайте) политики в отношении обработки персональных данных

Размещение в "Вайбер" справки о судимости

Размещение в сети "Интернет" статьи, содержащей специальную категорию персональных данных

Обработка персональных данных в связи с начислением платы за ТКО

Отсутствие в поручении обработки обязательных положений