Судебная практика

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания       

<ДАТА1>                                                                       г.о. <АДРЕС>

Мировой судья судебного участка <НОМЕР> <АДРЕС> судебного района г. <АДРЕС> области Я.В. Айдарбекова,

рассмотрев дело <НОМЕР> об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.13.11 КоАП РФ, в отношении ООО «Название», расположенного по адресу: <АДРЕС> область, г. <АДРЕС>, б-р <АДРЕС>, д. 1, <АДРЕС>, ИНН <НОМЕР>, КПП <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратурой <АДРЕС> района <АДРЕС> проведена проверка в отношении ООО «Название» на предмет соблюдения требований жилищного законодательства, законодательства о персональных данных. В результате проверки выявлены нарушения Федерального закона от <ДАТА2> <НОМЕР> «О персональных данных», в части распространения персональных данных в ГИС ЖКХ. За данные действия предусмотрена административная ответственность, предусмотренная ч.1 ст. 13.11 КоАП РФ.

Представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ООО «Название» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, причину неявки суду не сообщал, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял.

Так, представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - <ФИО1> о рассмотрении дела назначенное на <ДАТА3>, извещалась путем телефонограммы, переданной ей лично. Однако, в судебное заседание <ДАТА3> не явилась, не просила об отложении рассмотрения дела и рассмотрении дела без ее участия. В связи с чем, мировым судьей было отложено судебное заседание на <ДАТА4>, о чем ООО «Название» извещалось надлежащим образом, путем направления судебной повестки, по юридическому адресу, которая была получена последним <ДАТА5>. Ходатайства об отложении рассмотрения дела от ООО «Название» не поступало.

В соответствии с п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <ДАТА6> <НОМЕР> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в целях соблюдения установленных ст. 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повестки, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью, смс-оповещением и т.д.).

Таким образом, мировой судья приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившегося лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ООО «Название» в силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, по имеющимся в деле материалам в силу того, что находит их достаточными для разрешения дела по существу.

Исследовав материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, мировой судья считает вину ООО «Название» в совершении административного правонарушения полностью доказанной по следующим основаниям.

Часть 1 статьи 13.11 КоАП РФ предусматривает ответственность за обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработку персональных данных, несовместимую с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 17.13 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от <ДАТА7> <НОМЕР> (ред. от <ДАТА8>) "О персональных данных" персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от <ДАТА7> <НОМЕР> (ред. от <ДАТА8>) "О персональных данных" регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.

В силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от <ДАТА7> <НОМЕР> (ред. от <ДАТА8>) "О персональных данных" оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными

В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от <ДАТА7> <НОМЕР> (ред. от <ДАТА8>) "О персональных данных" обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Положениями п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от <ДАТА7> <НОМЕР> (ред. от <ДАТА8>) "О персональных данных" установлено, что обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Согласно ст. 7 Федерального закона от <ДАТА7> <НОМЕР> (ред. от <ДАТА8>) "О персональных данных" операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от <ДАТА7> <НОМЕР> (ред. от <ДАТА8>) "О персональных данных" оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой <АДРЕС> района г <АДРЕС> выявлены нарушения Федерального закона от <ДАТА7> <НОМЕР> (ред. от <ДАТА8>) "О персональных данных", в части распространения персональных данных в ГИС ЖКХ.

Так в реестре операторов по состоянию на <ДАТА9>, осуществляющих обработку персональных данных ООО «Название» не значится, однако управляющая организация осуществляет деятельность, связанную с обработкой персональных данных жителей МКД и работников. 

Кроме того,  в ГИС ЖКХ в общедоступном просмотре, а именно в договоре управления многоквартирном доме <НОМЕР> по улице Свердлова в <АДРЕС> от <ДАТА10> размещены персональные данные <ФИО2> (Ф.И.О., адрес жилого помещения, сведения о документе, подтверждающие право собственности лица на жилое помещение).

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА9>, решением о проведении проверки от <ДАТА11>, сведениями с сайта, копией договора управления многоквартирным домом от <ДАТА12> с приложениями, письменным ответом ООО «Название», скрином с сайта от <ДАТА11> и другими материалами дела.

Перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ и оцениваются судом в совокупности как относимые, достоверные и достаточные, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Оснований не доверять, составленным в установленном административным законодательством порядке материалам, не имеется.

Мировым судьей также установлено, что после выявления нарушений, последние были устранены ООО «Название», что также подтверждается материалами дела.

Объектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.13.11 КоАП РФ являются общественные отношения, связанные с интересом личности в информационной сфере.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 13.11 КоАП РФ, выражается в нарушении установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

Субъектом рассматриваемых правонарушений могут являться граждане, должностные лица и юридические лица, при этом ответственность дифференцируется в зависимости от субъект.

С субъективной стороны правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

При таких обстоятельствах, действия ООО «Название» квалифицированы правильно по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ.

Санкцией ч.1 ст.13.11 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде  наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до шести тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до ста тысяч рублей (в ред. Федерального закона от <ДАТА13> N 19-ФЗ).

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от <ДАТА14> <НОМЕР>, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным. Конституционным Судом Российской Федерации постановлено, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в названном Постановлении.

Впоследствии Федеральным законом от <ДАТА15> <НОМЕР>-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указанная норма дополнена частями 3.2 и 3.3, в силу которых при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для применения положений ст. 4.1 ч. 3.2 КоАП РФ для решения вопроса о назначении административного наказания в размере менее минимального размера, поскольку санкцией ст.13.11 ч.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность на юридических лиц, в размере от шестидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Таким образом, принимая во внимание характер правонарушения, установленные по делу обстоятельства, имущественное и финансовое положение юридического лица, с учетом конкретных обстоятельств дела, отсутствия обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, мировой судья считает возможным назначить ООО «Название» наказание в виде штрафа предусмотренного статьей ч.1 ст.13.11 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 13.11 ч.1, 29.9 КоАП РФ, мировой судья,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать общество с ограниченной ответственностью «___» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей.

Квитанцию об уплате штрафа НЕОБХОДИМО предъявить на судебный участок <НОМЕР> <АДРЕС> судебного района <АДРЕС> области, ул. <АДРЕС>, д. _ Б, кабинет <НОМЕР>.

Штраф необходимо оплатить в течение 60 дней в СБ РФ г. <АДРЕС> реквизиты по оплате штрафа: получатель УФК по <АДРЕС> области (Служба мировых судей <АДРЕС> области) ИНН/КПП <НОМЕР>, ОКТМО 36740000, ОТДЕЛЕНИЕ САМАРА БАНКА РОССИИ//УФК по <АДРЕС> области <АДРЕС>, номер казначейского счета: 03100643000000014200, БИК <НОМЕР>, номер единого казначейского счета: 40102810545370000036, КБК 71511601133019000140, УИН 0319929300000000000938238.

Разъяснить положения ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, что неуплата административного штрафа в шестидесятидневный срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в течение 10-ти суток с момента получения его копии в <АДРЕС> районный суд г.о. <АДРЕС> области через мирового судью судебного участка <НОМЕР> <АДРЕС> судебного района <АДРЕС> области.

Мировой судья                       подпись                                             

Копия верна

Постановление вступило в законную силу:

   Мировой судья:                                            Я.В. Айдарбекова

Источник:  http://88.sam.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=125682478&case_number=125023192&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
ч.1 ст.13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок № 88 Автозаводского судебного района г. Тольятти Самарской области
Судья
Айдарбекова Я.В.
Дата решения
2022-03-24
Категории
Сайт
Жильцы МКД
Разглашение
Часть 1 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Другие дела из подобных
категорий:

Размещение персональных данных в сети "ВКонтакте"

Размещение на сайте статьи, содержащей персональные данные и фотокопии

Передача персональных данных должников по агентскому договору

Не получено в письменной форме согласие законных представителей обучающихся и работников учреждения на размещение их фотографии на сайте

Уведомление не подано до начала обработки;обработка персональных данных жильцов без согласия

Утечка базы данных, содержащей данные работников и обучающихся

Оператором не приняты надлежащие меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных федеральным законодательством о персональных данных

Размещение персональных данных, содержащих фамилию, имя, отчество, номер земельного участка и размеры задолженности по взносам на стенде «Доска объявлений»

Передача персональных данных жильцов для формирования счетов на оплату коммунальных услуг

Размещение на сайте муниципального органа персональных данных субъекта в объеме большем, чем установлено законодательством

Неправомерная передача в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации, содержащейся в базе данных работников организации

Размещение персональных данных учащихся образовательного учреждения на сайте

Направление посредством банкомата рекламного предложения заявителю

Отсутствие политики в отношении обработки персональных данных в отношении обработки персональных данных на сайте администрации

В общедоступных местах размещены сведения о наличии задолженности по квартирной плате и оплате коммунальных услуг жильцов вышеуказанного дома с указанием фамилии, квартиры проживания и суммы долга