Судебная практика

  Дело № 5-70/46-2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Якутск                                                       22 февраля 2018 года

 

Мировой судья по судебному участку № 46 города Якутска Республики Саха (Якутия) Федорова Н.М., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении ˂Должность˃ «___» ˂ФИО˃, ___ года рождения, ___, проживающей по адресу:

___, 

У С Т А Н О В И Л:

согласно протоколу об административном правонарушении № ___ от ___ года, составленному начальником отдела Управления Роскомнадзора по Республике Саха(Якутия) ˂ФИО˃, ___ года в Управление Роскомнадзора по Республике Саха (Якутия) поступило обращение гр. ___. о публикации в выпуске газеты «___» №___ (___) от ___ г. в разделе «___» в статье «___» на странице 15 персональных данных её умершей матери и привлечения к ответственности виновных лиц. В статье указаны фамилия, имя, место работы, должность матери заявителя - ___. Статья содержит следующий текст: ___. Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006№152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Сведения, указанные в статье, а именно фамилия, имя, возраст, сведения о трудовой деятельности, место работы, должность относятся к персональным данным субъекта ___. Таким образом, ˂Должность˃ «___» ˂ФИО˃ допущено нарушение требований федерального законодательства «О персональных данных».

В судебном заседании представители административного органа - ˂ФИО˃ протокол об административном правонарушении, составленный в отношении ˂ФИО˃, поддержала, пояснив, что к персональным данным относится любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу, в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Газета должна соблюдать требования законодательства, в том числе Закона «О средствах массовой информации», Федерального закона «О персональных данных». В данном случае в разделе «___» в статье «___» газеты «___» опубликованы персональные данные умершей матери ___., а именно фамилия, имя, возраст, сведения о трудовой деятельности, место работы, ___. _______ получила моральные страдания, поэтому обратилась к нам.   

Представители должностного лица - ˂ФИО˃ вину ˂ФИО˃ в совершении административного правонарушения не подтвердил, пояснив, что статья «___» опубликована в целях защиты прав и законных интересов общества, считает, что отсутствует состав административного правонарушения по опубликованию персональных данных без согласия, поскольку права и законные интересы субъекта персональных данных не нарушены, обработка персональных данных осуществлялась в рамках профессиональной деятельности журналиста, данная публикация носит новостной характер о произошедшем инциденте, указание в статье только фамилии, имени и данных о месте работы без указания иных персональных данных и данных о частной жизни являются достаточным минимумом и не нарушает прав и законных интересов персонажей публикации, просит прекратить производство по делу за отсутствием состава правонарушения.

Заслушав участников судебного разбирательства, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Основанием привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ является обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».

В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке. действия (операции), совершаемые с персональными данными. Обработка персональных данных -любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Согласно п. п. 8, 10 ст. 6 Федерального закона «О персональных данных» обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных. Обработка персональных данных допускается, если к персональным данным предоставлен доступ неограниченного круга лиц субъектом персональных данных, либо по его просьбе (персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных).

В соответствии со ст. 6, ч. ч. 1, 3 ст. 9 Федерального закона «О персональных данных» обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. Обязанность представить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в пунктах 2-11 части I статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, возлагается на оператора.

Часть 4 ст. 9 Федерального закона «О персональных данных» регламентирует содержание согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью.

В силу ст. 19 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.

Таким образом, к персональным данным лица следует относить, прежде всего, его фамилию, имя, отчество, год, месяц, дату и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессию, доходы, а также другую информацию, при которой возможно идентифицировать конкретное лицо.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 и ч. 1 ст. 24 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Из положений ст. 7 Федерального закона «О персональных данных» следует, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к данной статье под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать, в том числе совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководителей и других работников организаций.

Частью 5 статьи 19 Закона о средствах массовой информации установлено, что редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе данного Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации данным Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.

Распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (в эфир) (статья 26 Закона о средствах массовой информации).

Из материалов дела усматривается, что ___ года в Управление Роскомнадзора по Республике Саха (Якутия) поступило обращение ___. о нарушении АНО «___» законодательства о персональных данных.

По результатам рассмотрения обращения установлено, что ___ г. в разделе «___» в статье «___» на странице 15 газеты «___» указаны персональные данные умершей матери ___., в статье указаны фамилия, имя, место работы, должность матери заявителя - ___. Статья содержит следующий текст: _____________________________.

Согласие на размещение сведений, содержащих персональные данные, получено не было.

Таким образом, главный редактор средства массовой информации - газеты «___» ˂ФИО˃, являясь должностным лицом, распространила персональные данные умершей матери ___. (фамилия, имя, место работы, должность матери заявителя) без согласия у ___., в связи с чем, ___ года начальником отдела Управления Роскомнадзора по Республике Саха (Якутия) ˂ФИО˃, в отношении ˂Должность˃ «___» ˂ФИО˃ составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, па основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ, подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела об административном правонарушении, которые получены в установленном законом порядке, в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, и оцениваются судом в совокупности как относимые, достоверные и достаточные, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Оснований не доверять   составленным   в   установленном   административным   законодательством   порядке материалам не имеется.

Доводы, приведенные представителем должностного лица ˂ФИО˃ не могут быть приняты судом во внимание, поскольку направлены на иное толкование норм действующего законодательства.

Исходя из положений п. 8 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О персональных данных» персональные данные обрабатываются для осуществления профессиональной деятельности журналиста при условии соблюдения нрав субъектов персональных данных, то есть законом предписано соблюдение условия: при обработке персональных данных не должны нарушаться права и законные интересы субъекта персональных данных.

Обработка персональных данных в виде передачи, распространения, доступа возможна только при согласии самого субъекта персональных данных. Факт волеизъявления субъекта персональных данных на размещение персональных данных для доступа неограниченного круга лиц материалами дела не подтвержден. Право распространять свои персональные данные, давать согласие на их распространение другим операторам законом предоставлено только самому субъекту.

Обстоятельства, свидетельствующие о том, что сведения были распространены для защиты общественных интересов, в материалах дела также отсутствуют.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в Постановлении от 15 июня 2010 года N 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», пунктом 5 части I статьи 49 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» предусмотрен запрет на распространение в средствах массовой информации сведений о личной жизни граждан, если от них самих или от их законных представителей не было получено на то согласие, за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов.

В соответствии с п. 25 Постановления Пленума ВС РФ от 15.06.2010 N 16 к общественным интересам следует относить не любой интерес, проявляемый аудиторией, а, например, потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде.

Судам необходимо проводить разграничение между сообщением о фактах, способным оказать положительное влияние на обсуждение в обществе вопросов, касающихся, например, исполнения своих функций должностными лицами и общественными деятелями, и сообщением подробностей частной жизни лица, не занимающегося какой-либо публичной деятельностью. В то время как в первом случае средства массовой информации выполняют общественный долг в деле информирования граждан по вопросам, представляющим общественный интерес, во втором случае такой роли они не играют.

Наличие какой-либо необходимости или потребности общества в раскрытии персональных данных лица, упомянутого в статье, при этом не занимающегося какой-либо публичной деятельностью, по материалам дела не усматривается. Таким образом, в рассматриваемом случае публикация имени, фамилии и места работы, должность матери заявителя не служила общественному интересу.

Публикация персональных данных, позволяющих идентифицировать личности граждан, с подробным описанием обстоятельств происшествия, их личных взаимоотношений, нарушает конституционное право граждан, упомянутых в статье, на неприкосновенность частной жизни. личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Соблюдение конфиденциальности персональных данных возлагается как на СМИ в качестве оператора, так и на любого журналиста, получившего доступ к персональным данным. Это требование вытекает не только из ст. 3 и 7 Закона о персональных данных, но и из ст. 49 Закона «О средствах массовой информации», согласно которой при осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан: уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций; сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника.

Положениями ст. 56 Закона «О средствах массовой информации» предусмотрено, что учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

Таким образом, суд считает вину ˂ФИО˃ в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ, установленной и полностью доказанной.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, по ст. 4.2 КоАП РФ, судом не установлено.

Из материалов дела усматривается, что ˂ФИО˃ привлекалась по данной статье к административной ответственности в виде предупреждения по делу об административном правонарушении №___ от ___ года, решением Якутского городского суда от ___ года постановление мирового судьи оставлено без изменения, что с учетом ст. 4.3 КоАП РФ следует признать обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Согласно ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

С учетом характера совершенного правонарушения, обстоятельств совершения административного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу, отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, мировой судья считает возможным назначить наказание в виде минимального административного штрафа согласно санкции части 1 данной статьи.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.1-29.11 КоАП РФ, мировой судья

П О С Т А Н О В И Л :

признать ˂Должность˃ «___» ˂ФИО˃ виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.

Назначенный административный штраф перечислить на следующие реквизиты: получатель УФК по РС (Я) (Управление Роскомнадзора по РС (Я)), л/с 04161А19090, ИНН 1435150500, КПП 143501001, р/с 40101810100000010002, ГРКЦ НБ РС (Я) Банка России г. Якутск, БИК 049805001, ОКТМО 98701000, КБК 09611690040046000140, УИН ___. 

Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что в соответствии со ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Неуплата административного штрафа в установленные сроки в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо арест на срок до пятнадцати суток.

Постановление может быть обжаловано в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Мировой судья                                                           Н.М. Федорова

Источник: https://vs--jak.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=561087&delo_id=2550001&new=0&text_number=1&case_id=495454

 

 

Информация по делу
Статьи
ч.1 ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
судебный участок № 46 города Якутска Республики Саха (Якутия)
Судья
Федорова Н.М.
Дата решения
2018-02-22
Категории
Согласие
Распространение
Часть 1 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Другие дела из подобных
категорий:

Обработка персональных данных несовместимая с целями сбора персональных данных, а также без согласия

Направление информации о рекламных продуктах оператора, о транзакциях неизвестного физического лица

О признании незаконным бездействия Роскомнадзора

Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законом

Направление на электронную почту образцов заявления и доверенности, содержащих персональные данные третьих лиц

Отсутствие необходимых документов, согласий

Обжалование решения Роскомнадзора об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении

Обработка персональных данных пациента в отсутствие договора и согласия

Размещение в сети Интернет на сайте информации содержащей персональные данные граждан, а также фото копии письма прокуратуры

Передача персональных данных в силу заключенного агентского договора

Отсутствие политики на сайте, согласия субъекта

Выдача справки о регистрации

Истребование фото с паспортом в руках и заполненного заявления

Размещение на сайте публичного доклада, содержащего персональные данные

Размещение платежных документов на подоконнике в магазине