Судебная практика

Решение по административному делу

Дело № 5-27-112/2014г.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу об административном правонарушении

г. Котово                                                         18 февраля 2014 года

Мировой судья судебного участка № 27 Волгоградской области Куготов Мурат Фицевич (403805, Волгоградская область, г. Котово, ул. Мира, д. 193), рассмотрев дело об административном правонарушении, поступившее в судебный участок № 27 Волгоградской области 22 января 2014 года по ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении <АДРЕС> ФИО, <ДАТА3> рождения, уроженца г. Котово <АДРЕС> области, проживающего <АДРЕС> область<АДРЕС>

с участием заместителя прокурора Котовского района Волгоградской области ФИО, защитника ФИО по доверенности № 397 от 12 февраля 2014 года - ФИО,

У С Т А Н О В И Л:

 Согласно постановлению о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 15 января 2014 года, прокуратурой Котовского района Волгоградской области 09 января 2014 года проведена проверка соблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности <АДРЕС>, в ходе которой установлено следующее.

 В соответствии с ч. 5 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», п. 6 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 года № 489, ежегодный план проведения плановых проверок, утвержденный руководителем органа муниципального контроля до 01 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет», за исключением сведений, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 3 Федерального Закона РФ от 27 июля 2006 года № 152 «О персональных данных» персональные данные - любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального Закона РФ от 27 июля 2006 года № 152 «О персональных данных» обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных названным Федеральным законом, обработка персональных данных допускается в случаях: обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

В соответствии со ст. 7 Федерального Закона РФ от 27 июля 2006 года № 152 «О персональных данных», операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Проверкой установлено, что 20 декабря 2013 года на официальном сайте <АДРЕС> в сети «Интернет» был размещен ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 год, утвержденный постановлением <АДРЕС> <ДАТА11> <НОМЕР>.

В тоже время, в нарушение требований законодательства о персональных данных в ежегодном плане проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 год <АДРЕС> размещенном в сети «Интернет» содержатся персональные данные граждан (сведения о месте жительства индивидуальных предпринимателей: ИП <ФИО1>, ИП <ФИО2>, ИП <ФИО3>, ИП <ФИО4>), размещенные (распространенные) без согласия субъекта персональных данных, чем нарушен принцип конфиденциальности персональных данных.

Таким образом, в действиях <АДРЕС> ФИО усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

В судебное заседание <АДРЕС> ФИО не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом.

Защитник ФИО по доверенности № 397 от 12 февраля 2014 года - ФИО в судебном заседании пояснила, что ФИО вину в совершении правонарушения не признает, в связи с тем, что Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся, в том числе, организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Согласно ст. 9 указанного Федерального закона плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. В ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей указываются, в том числе, фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими своей деятельности. Кроме того, в соответствии с пунктом 11 части 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» согласие субъекта персональных данных не требуется, если осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом. Таким законом, например, является Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Статья 9 указанного Федерального закона предусматривает, что ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа муниципального контроля в сети «Интернет» либо иным доступным способом.

В связи с изложенными обстоятельствами защитник ФИО просит прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении <АДРЕС> ФИО.

В судебном заседании заместитель прокурора Котовского района ФИО поддержал постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении <АДРЕС> ФИО. Пояснил, что ФИО, как <АДРЕС>, отвечает за все подчиненные ему отделы, входящие в структуру <АДРЕС> Волгоградской области. На официальном сайте <АДРЕС> Волгоградской области был размещён ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 год в котором были указаны сведения о месте жительства индивидуальных предпринимателей <ФИО1>, <ФИО2>, <ФИО3> и <ФИО4>, без согласия указанных индивидуальных предпринимателей, то есть указанные сведения были распространены в нарушение требований законодательства о персональных данных. Сведения о месте жительства индивидуальных предпринимателей носят ограниченный характер, а с разрешения <АДРЕС> данные сведения были выставлены в сети «Интернет» для всеобщего обозрения. Кроме того, им лично был опрошен один из индивидуальных предпринимателей, а именно <ФИО4>, который пояснил, что <АДРЕС> не обращалась к нему за разрешением о размещении его персональных данных, а именно сведений о его месте жительства, где-либо, в том числе в сети «Интернет». В данном случае нарушен принцип конфиденциальности сведений и просит привлечь <АДРЕС> ФИО по ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив ему наказание на усмотрение суда, в пределах санкции данной статьи.

Судья, выслушав защитника ФИО, заслушав заключение заместителя прокурора Котовского района Волгоградской области ФИО, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Нормами ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно п.1, п.3 ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе вопросы о наличии события административного правонарушения и виновности лица в совершении административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» является базовым законодательным актом, регулирующим отношения, связанные с обработкой персональных данных, и определяет принципы, условия и правила обработки персональных данных (статьи 1 и 4, часть 1 статьи 6).

 Согласно статье 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», целью названного Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

 Статьей 3 названного Федерального закона определено, что персональные данные, это любая информация, относящаяся прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор - это государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и(или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; обработка персональных данных - это любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Согласно пунктам 2 и 11 части 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных допускается в следующих случаях: обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей и осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

По смыслу части 1 статьи 6, статьи 7, частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», обработка персональных данных, в том числе их распространение и предоставление, при отсутствии согласия субъекта персональных данных на их обработку допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Одним из таких федеральных законов является Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №297-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Из материалов дела следует, что 20 декабря 2013 года в сети «Интернет» на официальном сайте <АДРЕС> Волгоградской области был размещен ежегодный план проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 год, утвержденный постановлением <АДРЕС> Волгоградской области <ДАТА11> за <НОМЕР>, в котором содержались персональные данные граждан (сведения о месте жительства индивидуальных предпринимателей) <ФИО1>, <ФИО2>, <ФИО3> и <ФИО4>, размещенные (распространенные) без согласия субъекта персональных данных.

Согласно пункту 1 части 2 ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории.

В соответствии с частью 3 ст. 9 названного Федерального закона плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Согласно части 4 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указываются следующие сведения:

1) наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими своей деятельности;

2) цель и основание проведения каждой плановой проверки;

3) дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки;

4) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.

Частью 5 ст. 9 названного Федерального закона предусмотрено, что утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети «Интернет» либо иным доступным способом.

Также в соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ <НОМЕР> от <ДАТА8>, ежегодный план проведения проверок составляется по форме, предусмотренной приложением к указанным Правилам. Согласно данной форме, в плане проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны быть указаны, в том числе, сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя.

Кроме того, по смыслу части 2 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», обработка персональных данных, в том числе их распространение и предоставление, при отсутствии согласия субъекта персональных данных на их обработку допускается при наличии оснований, указанных в пунктах 2-11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 названного Федерального закона.

Таким образом, в данном конкретном случае, в силу пунктов 2 и 11 части 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» согласие субъекта персональных данных - индивидуальных предпринимателей <ФИО1>, <ФИО2>, <ФИО3> и <ФИО4>, на обработку их персональных данных, в том числе их распространение и предоставление, не требовалась, поскольку обработка их персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей и осуществлялась обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с указанным федеральным законом.

Доводы заместителя прокурора Котовского района Волгоградской области ФИО о том, что главой Котовского муниципального района Волгоградской области ФИО нарушен установленный законом порядок сбора, хранения, использования и распространения информации о гражданах (персональных данных), суд не может признать состоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

С учётом изложенных обстоятельств, судья считает, что в действиях <АДРЕС> ФИО отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 ст. 24.5, ст. ст. 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья

П О С Т А Н О В И Л:

 Производство по делу об административном правонарушении в отношении <АДРЕС> ФИО, привлекаемого к административной ответственности по ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Котовский районный суд Волгоградской области через мирового судью судебного участка № 27 Волгоградской области.

Мировой судья                                                              М.Ф. Куготов

Источник: http://27.vol.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=50296301&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок № 27 Волгоградской области
Судья
Куготов М.Ф.
Дата решения
2014-02-18
Категории
Сайт
Отсутствие состава административного правонарушения
Прекращение производства по делу
Распространение
Другие дела из подобных
категорий:

На сайте размещены данные гражданина и его супруги

Предоставление данных, истечение срока давности

Размещение в сети интернет фото с персональными данными

Размещение фото с текстом о задолженности по алиментам в общедоступных местах

Размещение фото на сайте медицинского центра

Размещение в социальной сети персональных данных субъектов

Отсутствие политики на сайте при осуществлении дистанционной продажи

На сайте не размещено документов, определяющих политику МБОУ «Наименование» по обработке персональных данных

Обработка персональных данных после требования субъекта и Роскомнадзора о ее прекращении

Размещение «Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства -получателей поддержки муниципального района" на сайте без обезличивания персональных данных

Размещение на электронной площадке документов, содержащих персональные данные

Отсутствие в тексте договора на выпуск карт обязательных условий

Размещение претензии, содержащей персональные данные субъекта на территории организации

Отсутствие документа, определяющего политику местного самоуправления в отношении обработки персональных данных, а также к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных

Размещение приказов о зачислении детей в 1 класс на сайте