Судебная практика

 

Дело № 5-463/2017

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 31 июля 2017 года г.Южно-Сахалинск

резолютивная часть постановления вынесена 28 июля 2017 года

 

Мировой судья судебного участка № 30 городского округа «Город Южно-Сахалинск» Сахалинской области Солодкова М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении главного редактора общества с ˂Наименование организации˃ (˂Наименование организации˃) ˂ФИО˃ ,

 

УСТАНОВИЛ:

10 июля 2017 года первым заместителем прокурора города Южно-Сахалинска ˂ФИО˃ вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении главного редактора ˂ФИО˃ (˂Наименование организации˃) ˂ФИО˃ по факту совершенного 30 апреля 2017 года нарушения, установленного Федеральным законом №152-ФЗ «О персональных данных» порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах, выявленных в ходе проверки по обращению Управления Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу, в связи с жалобой ˂ФИО˃. При вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении присутствовал защитник ˂ФИО˃ - ˂ФИО˃, представивший письменное объяснение в материалы. При рассмотрении дела судом ˂ФИО˃, уведомлявшаяся по месту работы, и ее защитник ˂ФИО˃ не присутствовали, принимая во внимание своевременное размещение на сайте судебного участка сведений о рассмотрении данного дела, а также то обстоятельство, что лицу, привлекаемому к административной ответственности, ее защитнику было известно о вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и передаче его на рассмотрение в судебный участок №30 городского округа «Город Южно-Сахалинск», мировой судья на основании части 2 статьи 25.1 КоАП РФ находит возможным рассмотреть дело в отсутствие ˂ФИО˃ и ее защитника ˂ФИО˃ Прокурор ˂ФИО˃ в судебном заседании полагала вину главного редактора ˂Наименование организации˃ (˂ФИО˃) ˂ФИО˃ в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ установленной и подтвержденной материалами дела, настаивала на нарушении должностным лицом требований части 4 статьи 9 Федерального закона «О персональных данных» и пункта 4 статьи 49 Федерального закона «О средствах массовой информации». Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Частью 2 статьи 13.11 КоАП РФ установлена административная ответственность за обработку персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до семидесяти пяти тысяч рублей. Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» Пунктом 1 статьи 3 названного Закона определено, что персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Согласно определению, изложенному в пункте 2 статьи 3 Закона №152-ФЗ, оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (пункт 5 статьи 3 Закона №152-ФЗ). В статье 7 Закона №152-ФЗ указано, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом Частью 2 статьи 8 Федерального закона «О персональных данных» установлено, что сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов. В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона №152-ФЗ субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором. В силу части 1 статьи 11 указанного Закона сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Обработка биометрических персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии, в связи с осуществлением правосудия и исполнением судебных актов, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности, о государственной службе, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, о гражданстве Российской Федерации (часть 2 статьи 11 Закона). В статье 2 Федерального закона от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации» указано, что под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием); под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации; под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации. Из пункта 4 статьи 49 Федерального закона 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации» следует, что журналист обязан сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника. Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию к указанной статье, под должностным лицом понимаются, в том числе руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Из материалов дела следует, что согласно приказу №13 от 01 июля 2015 года ˂ФИО˃ назначена руководителем ˂Наименование организации˃ главным редактором. Согласно Уставу редакции информационного агентства ˂Наименование организации˃, утвержденного ˂Наименование организации˃ 21 сентября 2015 года, указанное информационное агентство является средством массовой информации, деятельность которого осуществляется путем информационного наполнения интернет-сайта ˂Ссылка на страницу сайта˃ с использованием сети Интернет, электронной почты, иных электронных средств коммуникации (пункт 1.4 Устава). Одной из целей деятельности Редакции является сбор и распространение информации (пункт 3.1.1 Устава). Текущей деятельностью редакции руководит Главный редактор (пункт 8.1 Устава), который в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации в сфере средств массовой информации, настоящим Уставом и другими нормативно-правовыми актами (пункт 8.2 Устава), а также несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средств массовой информации законодательством Российской Федерации (пункт 8.3 Устава). Как следует из материалов дела 03 мая 2017 года ˂ФИО˃ обратилась с заявлением на имя руководителя Управления Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу по вопросу проведения проверки и привлечения к ответственности электронного периодического издания ˂Наименование организации˃, по факту разглашения ее персональных данных в публикации «Закон или совесть: южносахалинска пытается добиться справедливости после ДТП с участием сына» от 30 апреля 2017 года (автор статьи - ˂ФИО˃). Ссылаясь на положения норм права, указала, что 30 апреля 2017 года в отсутствие ее согласия, что подтверждает и сам автор публикации, на интернет-ресурсе ˂Ссылка на страницу сайта˃ опубликована указанная статья, где несколько раз упомянуты ее имя и фамилия, а также марка ее автомобиля, ссылка на состояние ее здоровья. Полагала, что в результате противоправных действий создана угроза безопасности ее и ее семьи, близких, поскольку публикации на ˂Ссылка на страницу сайта˃ читает большое количество людей, поведение которых в отношении нее может быть непредсказуемым вследствие провокационного тона заголовка, а также недостоверной и субъективной информации, представленной СМИ со слов одной стороны, а не на основании документально оформленных материалов. Отмечает, что она и ее семья испытывают сильнейшее психологическое давление и эмоциональное потрясение на грани нервного срыва, что может привести к серьезным проблемам со здоровьем. На ее обращение в редакцию данного СМИ с просьбой удалить из публикации ее персональные данные и предупреждение об ответственности за данные действия не принесли результатов. Просила привлечь СМИ, в том числе к административной ответственности. 01 июня 2017 года Управлением Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу в адрес прокуратуры города Южно-Сахалинска направлены материалы по обращению ˂ФИО˃, согласно ответу №9724-09/27 для рассмотрения указанного обращения, был направлен запрос Учредителю СМИ электронного периодического издания ˂Наименование организации˃ и информационного агентства ˂Наименование организации˃, из полученного ответа установлено, что источником получения персональных данных заявителя послужили комментарии участников описанного в указанной статье конфликта. Управлением также определено, что в названной статье содержится информация с персональными данными заявителя - фамилия, имя, марка автомобиля, сведения, указывающие на состояние здоровья, по собранным воедино персональным данным возможно идентифицировать субъекта, в связи с чем усматривает в действиях информационного агентства ˂Наименование организации˃ нарушение требований статьи 7 Закона №152-ФЗ, выразившееся в распространении персональных данных неопределенному кругу лиц при опубликовании информации в статье «Закон или совесть: южносахалинска пытается добиться справедливости после ДТП с участием сына», содержит признаки состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.11 КоАП РФ, и просит принять меры прокурорского реагирования. Согласно письменному объяснению защитника ˂ФИО˃ - ˂ФИО˃ от 10 июля 2017 года, представленного при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, 30 апреля 2017 года информационным агентством ˂Наименование организации˃ на информационном общественном Интернет -ресурсе ˂Наименование организации˃ по электронному адресу: ˂Ссылка на страницу сайта˃ опубликована статья «Закон или совесть: южносахалинска пытается добиться справедливости после ДТП с участием сына», в которой без согласия ˂ФИО˃ распространены ее персональные данные (фамилия, имя, марка автомобиля), по которым возможно идентифицировать субъекта персональных данных. После поступления в ˂Наименование организации˃ представления из Управления Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу, Общество обратилось за юридической консультацией и получило разъяснения о незаконности публикации персональных данных, после чего руководством и редакцией информационного агентства, в том числе ее главным редактором признаны в полном объеме допущенные нарушения, персональные данные удалены из публикации. С работниками ˂Наименование организации˃ проведена разъяснительная беседа по обозначенному вопросу в целях недопущения подобных нарушений в дальнейшем. Таким образом, главным редактором ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃ допущено нарушение требований статьи 7 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных», ее бездействие, ненадлежащее исполнению обязанностей по исполнению работниками информационного агентства приведенных требований законодательства, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.11 КоАП РФ. Время совершения правонарушения: 30 апреля 2017 года, место совершения правонарушения: ˂Адрес˃ - место исполнения должностным лицом своих обязанностей. Вина главного редактора ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃ в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 13.11 КоАП РФ подтверждается следующими доказательствами: - постановлением первого заместителя прокурора города Южно-Сахалинска от 10 июля 2017 года о возбуждении дела об административном правонарушении; - ответом Управления Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу от 01 июня 2017 года №9724-09/27; -заявлением ˂ФИО˃ от 03 мая 2017 года; - скриншотом публикации статьи от 30 апреля 2017 года в 14 часов 04 минуты с Интернет-сайта (адрес: ˂Ссылка на страницу сайта˃); - ответом главного редактора ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃ от 10 мая 2017 года; - Уставом редакции ˂Наименование организации˃ 2015 года; - приказом о приеме на работу ˂ФИО˃ №13 от 01 июля 2015 года; - должностной инструкцией главного редактора от 01 июля 2015 года; - объяснением защитника ˂ФИО˃ от 10 июля 2017 года; - свидетельством о регистрации средства массовой информации - ˂Наименование организации˃ №012252 от 21 февраля 2005 года. Оценивая исследованные доказательства в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, суд признает их допустимыми, достоверными и достаточными для принятия решения по делу. Оснований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих освобождение должностного лица ˂ФИО˃ от административной ответственности, по делу не имеется. При назначении наказания, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, принимает во внимание данные о должностном лице, привлекаемом к административной ответственности, основывается на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению. В качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность должностного лица, мировой судья принимает во внимание признание вины, привлечение к административной ответственности впервые. Обстоятельств отягчающих административную ответственность, в соответствии со статье 4.3 КоАП РФ - не установлено. Усматривая в действиях главного редактора ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃ состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 13.11 КоАП РФ, принимая во внимание данные о ее личности, ранее к административной ответственности не привлекавшейся,  суд считает возможным назначить наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи, .

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

главного редактора ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃ признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.11 КоАП РФ и подвергнуть ее административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей. Сумму административного штрафа перечислить в соответствии с реквизитами: Управление Федерального казначейства по Сахалинской области (Прокуратура Сахалинской области), лицевой счет №04611256750, ИНН: 6501025864; КПП: 650101001; БИК: 046401001; ОКТМО: 64701000, код дохода: 41511690010016000140 Банк отделение Южно-Сахалинск, расчетный счет: 40101810900000010000. Разъяснить ˂ФИО˃, что административный штраф должен быть уплачен ею в течение 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу. После уплаты штрафа, квитанция в течение вышеуказанного срока должна быть сдана в канцелярию мирового судебного участка, в пределах которого действует мировой судья, вынесший постановление о наложении штрафа. В случае неуплаты штрафа и непредставлении подтверждающего документа, в установленные сроки, лицо обязанное уплатить штраф подвергается административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ, а административный штраф взыскивается с лица в принудительном порядке. Настоящее постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором, а также обжаловано лицами, указанными в ст.ст. 25.1.-25.5. КоАП РФ, в Южно-Сахалинский городской суд через мирового судью судебного участка № 30 в течение 10-ти суток со дня вручения или получения копии постановления. Копию настоящего постановления по делу об административном правонарушении направить в адрес ˂ФИО˃, защитника ˂ФИО˃, прокурора г.Южно-Сахалинска.

 

Мировой судья судебного участка № 30

городского округа «Город Южно-Сахалинск»       М.Ю.Солодкова                              

Копия верна:

мировой судья                                 М.Ю.Солодкова<ОБЕЗЛИЧЕНО>

 

 

Источник: http://30.sah.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=2096929&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
ч.2 ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
судебный участок № 30 городского округа «Город Южно-Сахалинск» Сахалинской области
Судья
Солодкова М.Ю.
Дата решения
2017-07-31
Категории
Сайт
Согласие
Специальные категории
Распространение
Часть 2 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Другие дела из подобных
категорий:

Неразмещение на сайте документа, определяющего политику Общества

Размещение гражданином в социальной сети персональных данных субъектов без их согласия

Обнаружение в ходе мониторинга средств массовой информации на Интернет-ресурсе наличия базы данных

Отсутствие в свободном доступе (в.т.ч. на сайте) Политики в отношении обработки персональных данных

Обработка персональных данных несовершеннолетней путем передачи сведений неопределенному кругу лиц

Размещение на стенде в подъезде многоквартирного дома списка лиц, имеющих задолженность по оплате коммунальных платежей

На официальном сайте размещены персональные данные несовершеннолетних обучающихся

Невыполнение Оператором требований законодательства РФ по размещению политики в отношении обработки персональных данных на сайте, обработка биометрических персональных данных субъектов без их письменного согласия

Отсутствие в свободном доступе (в.т.ч. на сайте) Политики в отношении обработки персональных данных

Несоответствие согласия ч.4 ст.9 при оказании платных медицинских услуг

На сайте раскрыты персональные данные собственников жилых помещений

Разглашение персональных данных в СМИ путем публикации статьи в газете

Обработка персональных данных после достижения цели, специальной категории персональных данных

Размещение на стенде учебного корпуса фотографий лучших учащихся с указанием их персональных данных без их согласия

Хранение копии паспорта без письменного согласия