Дело №5-446/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Нижний Тагил 17 июля 2018 года
Мировой судья судебного участка №1 Дзержинского судебного района г. Нижнего Тагила Свердловской области Бычкова Е.В.,
с участием помощника прокурора Дзержинского района г. Нижний Тагил Свердловской области ˂ФИО˃,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Пономарева <ФИО1>, <ДАТА2> рождения, являющегося директором ˂Наименование организации˃ (ИНН ˂Номер˃), зарегистрированного по адресу: <АДРЕС>
УСТАНОВИЛ:
28 июня 2018 года заместителем прокурора Дзержинского района г. Нижнего Тагила вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.2 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - директора ˂Наименование организации˃ (далее - ˂Наименование организации˃) (ИНН ˂Номер˃) ˂ФИО˃ по факту обработки персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Согласно указанному постановлению прокуратурой Дзержинского района г. Нижнего Тагила была проведена проверка по обращениям <ФИО2> и <ФИО3>, в ходе которой было установлено, что <ФИО2> в порядке ч.3.1 ст. 45 ЖК РФ обратился с заявлением в адрес ˂Наименование организации˃ о предоставлении ему реестра собственников помещений в доме <АДРЕС>.
Ответ на указанное обращение с приложением реестра собственников помещений был направлен <ФИО2> По обращению <ФИО3> было установлено, что направленный ˂Наименование организации˃ реестр собственников помещений в доме, помимо сведений, указанных в ч.3.1 ст. 45 ЖК РФ содержаны иные персональные данные собственников помещений в доме - паспортные данные, сведения о дате рождения собственников, данные СНИЛС. При этом у ˂Наименование организации˃. Отсутствовали правые основания, а именно согласие субъектов персональных данных для предоставлении <ФИО2> вышеуказанных сведений, относящихся к персональным данным в отношении собственников квартир <НОМЕР> включая <ФИО3>, а также в отношении собственников нежилого помещения в доме <АДРЕС>.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ˂ФИО˃ в судебное заседание не явился, был извещен о дате и времени рассмотрения дела, о чем в деле имеется соответствующая расписка, о причинах не явки суд не уведомил, ходатайств об отложении рассмотрения дела, суду не направил.
Согласно части 3 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.
На основании изложенного судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ˂ФИО˃.
Помощник прокурора Дзержинского района г. Нижнего Тагила ˂ФИО˃ в судебном заседании поддержал доводы, указанные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении.
Суд, выслушав доводы прокурора, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
Положениями ст. 23 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия согласно ч. 1 ст. 24 Конституции РФ не допускается.
В сиулч.3.1 ст. 45 Жилищного кодекса РФ управляющая организация обязана вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. При поступлении в управляющую организацию обращения в письменной форме о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме указанные лица обязаны в течение пяти дней с момента получения такого обращения предоставить собственнику или иному лицу, указанному в настоящей статье, этот реестр. Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении этого реестра в порядке, установленном настоящей частью, в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона "О персональных данных" персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных допускается только с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (далее - поручение оператора).
Статьей 7 Закона о персональных данных предусмотрено, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела усматривается, что ˂Наименование организации˃ совершило обработку персональных данных без согласия субъектов персональных данных в письменной форме, а именно на заявление <ФИО2> о предоставлении реестра собственников помещений многоквартирного дома <АДРЕС> предоставило вышеуказанный документ (л.д. 10), в котором содержались сведения о фамилии, имени и отчестве собственников, а также паспортных данных собственников, данных СНИЛС, а также сведения о датах рождения собственников (л.д. 13-15).
Сведений о получении ˂Наименование организации˃ согласия собственников многоквартирного дома <АДРЕС> в письменной форме на обработку их персональных данных, материалы дела не содержат и не оспорено лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Фактические обстоятельства обработки ˂Наименование организации˃ персональных данных без согласия субъектов персональных данных в письменной форме также подтверждаются обращениями <ФИО2> и <ФИО3> в прокуратуру Дзержинского района г. Н. Тагил о проведении проверки в отношении ˂Наименование организации˃ по факту обработки персональных данных собственников многоквартирного дома.
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность. Ответственность по ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ наступает за обработку персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
Согласно статье 2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как следует из Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц директором ˂Наименование организации˃ (ИНН ˂Номер˃) с 24.04.2017 года является <ФИО1> (л.д.16-17), и, следовательно, подлежит административной ответственности как должностное лицо.
Таким образом, директор ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃ допустил обработку персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния и совершенное данным должностным лицом правонарушение необходимо квалифицировать по ч.2 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания суд учитывает характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, личность виновного, который как следует из материалов дела, ранее к административной ответственности за аналогичные нарушения не привлекался. Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Таким образом, суд полагает возможным назначить ˂ФИО˃ наказание в виде административного штрафа.
Положениями статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Статья 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях не входит в перечень статей, указанных в ч.2 ст. 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ˂Наименование организации˃ (ИНН ˂Номер˃) включено в вышеуказанный реестр и является микропредприятием, следовательно на ˂ФИО˃ как на должностное лицо - директора ˂Наименование организации˃ распространяются требования ст. 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Санкция ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает назначение наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей.
Таким образом, на основании ч.1 ст. 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях суд полагает возможным заменить назначенное ˂ФИО˃ наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Пономарева <ФИО1> признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области путем подачи жалобы через мирового судью судебного участка № 1 Дзержинского судебного района города Нижний Тагил Свердловской области.
Мировой судья:
Источник: http://1dzr.svd.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=196133681&case_number=191331881&delo_id=1500001
Часть 2 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
категорий:
Неправомерный доступ к базе данных клиентов
Осуществление обработки персональных данных пациентов без их письменных согласий
Ненадлежащее оформление личных дел сотрудников
Обработка персональных данных несовершеннолетних воспитанников без письменного согласия родителей
Передача персональных данных работников без их письменного согласия
Обработка персональных данных управляющей компанией
Сбор персональных данных пользователей сайта без письменного согласия
Форма согласия, размещение приказа о зачислении на стенде
Предоставление неправомерного доступа к ИСПДн на интернет-ресурсе
Согласие работников оформлено с нарушение требований к его содержанию