Судебная практика

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

<ДАТА1>                                                город <АДРЕС> области                                                                                                       

Мировой судья судебного участка <НОМЕР> <АДРЕС> судебного района в <АДРЕС> области <ФИО1>, рассмотрев постановление и.о. прокурора <АДРЕС> района <АДРЕС> области <ФИО2> о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ, и другие материалы дела, в отношении

заместителя главы <АДРЕС> сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области <ФИО3>, <ДАТА2> рождения, уроженца г. <АДРЕС> области, зарегистрированного и проживающего по адресу: <АДРЕС> область, г. <АДРЕС>

У С Т А Н О В И Л:

Лицу, в отношении которого ведется производство по делу, заместителю главы <АДРЕС> сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области <ФИО3>, разъяснены права. Удовлетворено ходатайство о приобщении к материалам дела информации с сайтов «<ОБЕЗЛИЧЕНО>». Других ходатайств и отводов не заявлено.

Согласно постановления и.о. прокурора <АДРЕС> района <АДРЕС> области <ФИО2> о возбуждении дела об административном правонарушении <ДАТА3>, в период времени с 09 часов 00 минут до 12 часов 00 минут, заместитель главы <АДРЕС> сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области <ФИО3>, находясь на своем рабочем месте по адресу: <АДРЕС> область, <АДРЕС> район, с. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, д. 24, изготовил и направил в адрес <ФИО4> характеристику, содержащую персональную информацию о <ФИО5>, а именно, дату рождения, адрес регистрации и проживания, информацию о зарегистрированных с ней членах семьи <ФИО5>, о её трудоустройстве в МКУ КБО <АДРЕС> сельского поселения, сведения о привлечении <ФИО5> к уголовной ответственности, без уведомления и согласия последней.

Помощник прокурора <АДРЕС> района <АДРЕС> области <ФИО6> в судебном заседании указанное постановление и.о. прокурора <АДРЕС> района <АДРЕС> области <ФИО2> о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ, поддержал в полном объеме; полагает, что заместителем главы <АДРЕС> сельского поселения нарушены п.п. 1, 2, 3  ст. 3 Федерального закона от <ДАТА4> <НОМЕР>-ФЗ (ред. от <ДАТА5>) «О персональных данных», поскольку должностное лицо изготовило и направило в адрес <ФИО4> характеристику, содержащую персональную информацию о <ФИО5> без письменного согласия последней.

 Заместитель главы <АДРЕС> сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области <ФИО3> в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признал, объяснив, что действительно, <ДАТА6> в администрацию <АДРЕС> сельского поселения поступило письменное обращение <ФИО4>, содержащее запрос характеристик на неё и <ФИО5> В обращении было указано, что характеристики необходимы для подготовки апелляционной жалобы на решение <АДРЕС> районного суда; <ДАТА3> он лишь распечатал составленную ранее главой <АДРЕС> сельского поселения <ФИО7> характеристику на гражданку <ФИО5>, которую он лишь распечатал и подписал, в характеристике указаны: дата рождения, адреса регистрации и проживания, информация о зарегистрированных с ней членах семьи <ФИО5>, о её трудоустройстве в МКУ КБО <АДРЕС> сельского поселения, сведения о привлечении <ФИО5> к уголовной ответственности, однако, считает, что указанная информация не относится к персональным данным и согласие <ФИО5> на их обработку не требуется; поскольку указанная информация уже имеется в интернете и, следовательно, является общедоступной.

    Потерпевшая по делу <ФИО5> в судебном заседании полагала, что заместитель главы <АДРЕС> сельского поселения не должен был предоставлять характеристику в отношении её другому физическому лицу без её согласия, которое могло быть получено должностным лицом в любой форме при обращении к ней; при соблюдении такого условия она бы согласилась на предоставление своей характеристики <ФИО4>

Выслушав помощника прокурора <АДРЕС> района <АДРЕС> области <ФИО6>, лицо, в отношении которого ведется производство по делу, заместителя главы <АДРЕС> сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области <ФИО3>, потерпевшую <ФИО5>, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ наступает за обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработку персональных данных, несовместимую с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

В силу ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до семидесяти пяти тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, в прокуратуру <АДРЕС> района <АДРЕС> области поступило заявление-жалоба <ФИО5>, в котором она просит установить должностное лицо, выдавшее на её имя характеристику на руки постороннему человеку без её разрешения, принять к должностному лицу соответствующие меры (л.д. 7).

Как следует из п. 1 ст. 3 Федерального закона от <ДАТА4> <НОМЕР>-ФЗ (ред. от <ДАТА5>) «О персональных данных» (далее - по тексту - Закон о ПД) под персональными данными понимается любая информация, которая прямо или косвенно относится к определенному или определяемому физическому лицу - субъекту персональных данных.

Персональные данные входят в Перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента РФ от 056.03.1997 года <НОМЕР>, согласно которому это сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, которые позволяют идентифицировать его личность, за исключением данных, подлежащих распространению в СМИ в случаях, установленных законом.

Как правило, персональные данные - это фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения; адрес, номер телефона, семейное, социальное, имущественное положение; образование, профессия, должность, доходы субъекта.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о ПД обработка персональных данных (далее по тексту - обработка) включает любое действие с ними: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение. Лицо, осуществляющее такую обработку, называется оператором.

Персональными данными считается только информация, позволяющая идентифицировать определенное физическое лицо. Так, имя и фамилия человека могут быть персональными данными, когда они привязаны к конкретному субъекту.

Из материалов дела усматривается, что <ДАТА6> к главе <АДРЕС> сельского поселения обратилась <ФИО4>  с заявлением, в котором она просит предоставить подробные характеристики на неё и <ФИО5> в связи с подачей апелляционной жалобы на решение <АДРЕС> районного суда <АДРЕС> области по делу <НОМЕР>-392/2017, в соответствии с которым с неё был взыскан штраф (5000 руб.) в пользу <ФИО5> за то, что она публично обвинила её в нанесении подписей на автобусных остановках и общественных зданиях, оскорбляющих главу <АДРЕС> сельского поселения и директора МКУ КБО <АДРЕС> сельского поселения <ФИО8> (л.д. 8).

<ДАТА7> глава <АДРЕС> сельского поселения <ФИО7> в ответ на указанный запрос направил в адрес <ФИО4> две характеристики: на заявителя, <ФИО4>, и <ФИО5> (л.д. 9).

В предоставленной <ФИО4> характеристике на <ФИО5> указаны полностью фамилия, имя, отчество <ФИО5>, дата её рождения, адрес проживания, информации о зарегистрированных с <ФИО5> членах семьи <ФИО5>, о её трудоустройстве, сведения решениях суда с участием <ФИО5>, а также о привлечении <ФИО5> к уголовной ответственности (л.д. 10).

Таким образом, информация, содержащаяся в указанной характеристике, позволяет идентифицировать конкретное физическое лицо - <ФИО5>, и подпадает под категорию обработки персональных данных.

В связи с указанным довод заместителя главы <АДРЕС> сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области <ФИО3> о том, что предоставленная <ФИО4> характеристика на <ФИО5> не относится к персональным данным, не состоятелен.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о ПД обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе.

Наличие согласия субъекта ПД на обработку его персональных данных - один из принципов такой обработки, о чем указано в п.п. 1 п. 1 ст. 6 Закона о ПД. Механизм получения такого согласия прописан в ст. 9 Закона о ПД.

В силу п. 1 ст. 9 Закона о ПД определено, что субъект дает согласие на обработку персональных данных в любой форме, позволяющей подтвердить факт его получения (если иное не установлено федеральным законом).

Случаи обработки ПД предусмотрены в ч. 1 ст. 6 Закона о ПД, в соответствии с которой обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

В п. 5 ст. 5 Закона о ПД изложены ограничения по обработке ПД, связанные с целями их обработки, в соответствии с которым содержание и объем обрабатываемых ПД должны соответствовать заявленным целям их обработки; обрабатываемые ПД не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.

В силу с п. 3 ст. 9 Закона о ПД именно оператор обязан доказывать, что согласие на обработку персональных данных получено. Это относится ко всем случаям получения согласия.

Таким образом, нарушения, связанные с получением согласия субъекта на обработку ПД, возможны при обработке ПД в случаях, не предусмотренных Законом о ПД. К таковым относится обработка данных без получения согласия в любой подтверждающей это форме (ч. 1 п. 1 ст. 6 Закона о ПД): санкции за нарушение данного требования предусмотрены ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ.

Однако существует ст. 10 Закона о ПД, в силу которой обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, допускается только с письменного согласия субъекта. Нарушение этого требования подпадает под действие ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ.

При этом типовая форма согласия на обработку ПД законом не установлена. Требуемым документом может стать заполненная анкета, письменное заявление, подписанная утвержденная форма и т.д. Главное - чтобы согласие было конкретным, информированным и сознательным, как устанавливает п. 1 ст. 9 Закона о ПД. Условия, которые подлежат включению в согласие на обработку данных, прописаны в п. 4 ст. 9 Закона о ПД (цель обработки ПД, перечень сведений, на обработку которых дается согласие, перечень действий с обрабатываемыми ПД, срок действия полученного согласия, а также способ его отзыв и другие).

Таким образом, суд приходит к выводу, что изготовление и направление в адрес <ФИО4> заместителем главы <АДРЕС> сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области <ФИО3> характеристики, содержащей персональную информацию о <ФИО5>, не требовало обязательного наличия именно письменного согласия субъекта персональных данных.

Доказательств получения в какой-либо форме согласия субъекта - <ФИО5>, на обработку её персональных данных, а именно, на предоставление характеристики в отношении её третьему лицу - <ФИО4>, оператором не представлено.

Суд принимая во внимание позицию должностного лица, которое полагает, что информация, содержащаяся в характеристике в отношении <ФИО5>, не относится к персональным данным и согласие <ФИО5> на его обработку не требовалось, считает её ошибочной вследствие неверного толкования норм права.

В соответствии с действующим федеральным законодательством характеристика может быть выдана как по требованию характеризуемого лица либо его законного представителя, а также представителя, действующего в силу полномочий, основанных на доверенности  или договоре, которые тем самым дают согласие на обработку его персональных данных при оформлении характеристики, так и по запросу из следственных или судебных органов.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА8> N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Составы административных правонарушений, предусмотренные частью 1 и частью 2 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеют единый родовой объект посягательства. Кроме того, санкция части 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает менее строгое наказание, чем санкция части 2 указанной статьи.

При таких обстоятельствах действия заместителя главы <АДРЕС> сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области <ФИО3> следует переквалифицировать с части 2 на часть 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд пришел к выводу, что факт совершения заместителем главы <АДРЕС> сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области <ФИО3> административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ нашел свое подтверждение, так как в судебном заседании было установлено, что <ДАТА3>, в период времени с 09 часов 00 минут до 12 часов 00 минут, заместитель главы <АДРЕС> сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области <ФИО3>, находясь на своем рабочем месте по адресу: <АДРЕС> область, <АДРЕС> район, с. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, д. 24, изготовил и направил в адрес <ФИО4> характеристику, содержащую персональную информацию о <ФИО5>, без согласия последней, тем самым как оператор допустил обработку персональных данных в случае, не предусмотренном законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

Данный факт подтверждается исследованными материалами дела, которые оглашены, в том числе, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА9> (л.д. 4-6).

Кроме того, согласно п. 1.4  порядка выдачи общественно-бытовых характеристик с места жительства получателями характеристики являются, в том числе, физические лица, обратившиеся в орган, предоставляющий характеристику с запросом, выраженным в устной, письменно или электронной форм; от имени физических лиц заявления о предоставлении характеристики могут подавать законные представители (родители, усыновители, опекуны) несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, опекуны недееспособных граждан, представители, действующие в силу полномочий, основанных на доверенности  или договоре.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 указанной статьи).

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность заместителя главы <АДРЕС> сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области <ФИО3>, судом не установлены.

 При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что ранее заместитель главы <АДРЕС> сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области <ФИО3>  к административной ответственности не привлекался, суд полагает возможным назначить указанному должностному лицу наказание в виде предупреждения.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 13.11, ст.ст.  29.7-29.10, КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

заместителя главы <АДРЕС> сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области <ФИО3>, <ДАТА2> рождения, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в <АДРЕС> районный суд <АДРЕС> области в течение 10 суток со дня получения его копии.

Мировой судья                                               <ФИО1>                                                                                          

 

Источник: http://priv2.iwn.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=13866263&delo_id=1500001

 

 

Информация по делу
Статьи
ч.1 ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок №2 Приволжского судебного района Ивановской области
Судья
Прозорова Н.П.
Дата решения
2018-01-22
Категории
Работники
Согласие
Специальные категории
Предоставление
Часть 1 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Другие дела из подобных
категорий:

Распространение персональных данных неопределенному кругу лиц на сайте ГИС ЖКХ

Обработка биометрических персональных данных законных представителей несовершеннолетних обучающихся и работников без согласия в письменной форме

Незаконная обработка персональных данных родителей обучающихся

Не определен перечень лиц, имеющих доступ к журналу учета посетителей Учреждения и их персональных данных, не определены перечень лиц, ответственных за ведение и сохранность журнала, сроки обработки персональных данных, сведений о порядке пропуска субъекта персональных данных на территорию без подтверждения персональных данных, сообщенных субъектом персональных данных

Неправомерный доступ к ИСПДН, повлекший распространение персональных данных

Предоставление персональных данных для выставления квитанций

Предложение банком услуг путем осуществления звонков субъекту

Публикация в СМИ персональных данных клиентов банка бывшим работником

Предоставление персональных данных члена ТСЖ третьему лицу

Не приняты меры, необходимые для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных федеральным законодательством

Обработка персональных данных субъекта с целью продвижения услуг на рынке без его предварительного согласия

Использование адреса электронной почты при направлении обращения заявителю

Неправомерный доступ к информационным системам персональных данных

Отсутствие согласия на передачу данных

Непринятие мер и невыполнение обязанностей, предусмотренных законом; направление персональных данных без согласия работников в МИФНС