
Решение по административному делу
Дело № 5-826/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
<ДАТА1> с. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>,18
Мировой судья судебного участка по Зианчуринскому району Республики Башкортостан Кагирова Ф.Р.,
с участием помощника прокурора <АДРЕС> района Республики <АДРЕС> <ФИО1>,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении должностного лица <ФИО2> Валентины Ильиничны, <ДАТА2> рождения, уроженки с. <АДРЕС> района РБ, проживающей по адресу: РБ <АДРЕС> район, с. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, работающей заведующей МАДОУ детский сад <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> район Республики <АДРЕС>, ранее не привлекавшейся к административной ответственности,
УСТАНОВИЛА:
Заведующая МАДОУ детский сад <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> район Республики <АДРЕС> <ФИО3>, являясь ответственным лицом, в период времени с <ДАТА3> по <ДАТА4>, находясь по месту работы: Республика <АДРЕС> район, с. <АДРЕС>, не выполнила предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а именно не разместила на официальном сайте МАДОУ детский сад <АДРЕС> МР <АДРЕС> район РБ ___________ сведения о политике обработки персональных данных.
В судебном заседании <ФИО3> не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отправке смс-извещения. Представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, вину признает.
Помощник прокурора <ФИО1> поддержал постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Выслушав помощника прокурора <ФИО1>, анализируя и оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, прихожу к выводу о виновности <ФИО3> в совершении инкриминируемого административного правонарушения.
В силу ст. 3 Федерального закона от <ДАТА5> <НОМЕР>-ФЗ «О персональных данных», 1) персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, - персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Согласно ч. 5 ст. 18 ФЗ <НОМЕР> при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 18.1 ФЗ <НОМЕР> оператор самостоятельно определяет состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами. К таким мерам, в частности, относится: издание оператором, являющимся юридическим лицом, документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, а также локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений.
Оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, обязан опубликовать в соответствующей информационно-телекоммуникационной сети документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой <АДРЕС> района Республики <АДРЕС> в соответствии с поручением прокуратуры республики от <ДАТА6> <НОМЕР> проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о персональных данных в деятельности МАДОУ детский сад <АДРЕС> с. <АДРЕС> МР <АДРЕС> район, расположенного по адресу: ул. <АДРЕС>, д. 12, с. <АДРЕС> район, Республика <АДРЕС>.
Изучением официального сайта МАДОУ детский сад <АДРЕС> МР <АДРЕС> район https://_______/, установлено, что посетителям сайта представлена возможность обратной связи с образовательной организацией путем указания следующих сведений (персональных данных): имени, телефона или e-mail, текста сообщения.
Вместе с тем, вопреки указанных требований закона, на официальном сайте образовательной организации отсутствуют сведения о политике обработки персональных данных с учетом возможности обратной связи через сайт организации.
На основании ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности привлекается должностное лицо в случае совершения им нарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления.
В соответствии с приказом МКУ отдел образования МР <АДРЕС> район от <ДАТА7> <ФИО3> назначена на должность заведующей МАДОУ Детский сад <АДРЕС> с. <АДРЕС> МР <АДРЕС> район и в соответствии с должностной инструкцией осуществляет общее руководство всеми направлениями деятельности ДОУ.
Таким образом, должностным лицом - заведующей МАДОУ детский сад <АДРЕС> с. <АДРЕС> МР <АДРЕС> район <ФИО3> в период времени с <ДАТА3> по <ДАТА4>, находясь по месту работы: Республика <АДРЕС> район, с. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, д. 12 совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ, т.е. невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных.
Факт совершения административного правонарушения и виновность должностного лица <ФИО3> в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ, подтверждаются: выпиской из официального сайта МАДОУ детский сад <АДРЕС> МР <АДРЕС> район https://zteremok.edu-rb.ru/; объяснением должностного лица <ФИО3>; выпиской из приказа по МКУ «Отдела образования Администрации муниципального района <АДРЕС> район Республики <АДРЕС> №38 от <ДАТА7> о переводе <ФИО3> в МАДОУ детский сад <АДРЕС> с. <АДРЕС> в должность заведующей; справкой помощника прокурора <АДРЕС> района Республики <АДРЕС> от <ДАТА4> <ФИО1>; постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от <ДАТА8> в отношении должностного лица - заведующей МАДОУ детский сад <АДРЕС> <ФИО3>
В соответствии со ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до двенадцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей.
Факт совершения должностным лицом <ФИО3> административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 13.11 КоАП РФ, виновность подтверждены материалами дела.
Обстоятельством, смягчающих административную ответственность <ФИО3> признаю признание ею вины, согласно ее заявления. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не имеется.
Вместе с тем имеются основания для признания совершенного <ФИО3> административного правонарушения малозначительным.
Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ.
Следовательно, вопрос о малозначительности правонарушения является оценочным и устанавливается исходя из конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» <НОМЕР> от <ДАТА9> малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исходя из конституционного принципа (ст. 1, ч. 2 ст. 6, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19, и ч. 1 ст. 50 Конституции Российской Федерации), санкции штрафного характера, согласно общим принципам права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности при определении суммы штрафа, подлежащей взысканию.
Материалы дела свидетельствуют об отсутствии вреда и тяжких последствий по делу.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, характер и конкретные обстоятельства совершения правонарушения, отсутствие сведений о каких-либо неблагоприятных последствиях совершенного правонарушения, прихожу к выводу, что в данном случае, возбуждением дела об административном правонарушении, вынесением постановления по делу об административном правонарушении и рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная ст. 3.1 КоАП РФ, применение меры административного наказания будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины <ФИО3>
Учитывая указанное, полагаю, что в данном случае имеются основания для применения положения ст. 2.9 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья
ПОСТАНОВИЛА:
Освободить должностное лицо заведующую МАДОУ детский сад <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> район Республики <АДРЕС> <ФИО2> Валентину Ильиничну от административной ответственности по ч.3 ст. 13.11 КоАП РФ в виду малозначительности совершенного правонарушения, объявив устное замечание.
Производство по делу прекратить.
Копию постановления направить в прокуратуру <АДРЕС> района Республики <АДРЕС> для сведения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Кугарчинский межрайонный суд Республики <АДРЕС> со дня получения или вручения постановления, через мирового судью судебного участка по <АДРЕС> району РБ.
Мировой судья <ФИО5>
Источник: http://178.bkr.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=817010&delo_id=1500001
Политика
категорий:
Нарушения при обработке персональных данных абонентов
На сайте микрофинансовой организации отсутствует политика
На сайте не размещен документ, определяющий политику и сведения о реализуемых требованиях к защите
Отсутствие в свободном доступе (в.т.ч. на сайте) политики в отношении обработки персональных данных
При сборе персональных данных на сайте не размещена политика
Неразмещение на сайте документа, определяющего политику
Отсутствие политики на сайте социального учреждения
Установлен факт отсутствия на сайте политики
На сайте не опубликован документ, определяющий политику
Отсутствие на сайте ИП политики
Хранение персональных данных заемщиков на открытой полке
Нарушения законодательства о персональных данных в деятельности ТСЖ