Судебная практика

Дело № 5-335/2016

Мотивированное постановление изготовлено 13.07.2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Екатеринбург                                                  13 июля 2016 года

Мировой судья судебного участка № 10 Кировского судебного района Лепихина Е.Ю., с участием помощника прокурора Кировского района г. Екатеринбурга<ФИО1>,

лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО,

ее защитника ФИО,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении

 <ФИО2><ОБЕЗЛИЧЕНО>,

УСТАНОВИЛ:

ФИО, являясь председателем правления Товарищества собственников жилья «<АДРЕС> (далее по тексту ТСЖ «<АДРЕС>, нарушила установленный законом порядок сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), а именно: не назначила лицо, ответственное за обработку персональных данных; не издала документы, определяющие политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальные акты по вопросам обработки  персональных данных, а также локальные акты, устанавливающие процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства о персональных данных; обработка персональных данных фактически поручена другому лицу без соблюдения установленного ст. 6  Федерального закона от 27 июля 2006 ода № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее по тексту Федеральный закон) порядка (без определения перечня действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, без установления обязанности такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность  персональных данных при их обработке, без указания требований к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со ст. 19 Федерального закона).

 В судебном заседании ФИО и ее защитник ФИО  поддержали доводы, изложенные в отзыве. Согласно данного отзыва, ФИО не является субъектом данного административного правонарушения, поскольку она была обязана обеспечить выполнение решений правления. Кроме того, ТСЖ «<АДРЕС> не осуществляло сбор с собственников жилья персональных данных. В конце 2008 года правление ТСЖ провело опрос собственников на предмет согласия на сбор персональных данных. Большинство собственников выразило свое несогласие на их предоставление. В связи с чем было принято решение истребовать указанные сведения из Федеральной регистрационной службы по Свердловской области. Поскольку сведения для реестра были получены из общедоступного источника, никаких дополнительных мер по их защите принимать необходимости не было. В начале 2016 года был проведен аналогичный опрос и большинство собственников вновь выразило свое несогласие на предоставление указанных сведений.

 Помощник прокурора Кировского района г. Екатеринбурга <ФИО1> в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, пояснила, что <ФИО> не были соблюдены требования Федерального закона. Настоящие нормы являются императивными. Решения правления, которые являются незаконными, в силу закона не подлежат исполнению. 

 В судебном заседании были исследованы представленные доказательства.

 Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав представленные доказательства каждое в отдельности и в совокупности, мировой судья приходит к следующему.

 Статья 13.11 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

 Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным регулируется Федеральным законом.

 В силу п.п.1-3 ст.3 названного закона персональные данные - это любая информация, относящаяся прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Обработка персональных данных - это действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных. Оператор - это государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

 Целью указанного Закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе, защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (статья 2).

 Частью 1 статьи 6 Федерального закона  установлено, что обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 указанной статьи.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона, оператор обязан принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Оператор самостоятельно определяет состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами. К таким мерам могут, в частности, относиться назначение оператором, являющимся юридическим лицом, ответственного за организацию обработки персональных данных, издание оператором, являющимся юридическим лицом, документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, а также локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений.

 В силу ч. 2 данной нормы оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, обязан опубликовать в соответствующей информационно-телекоммуникационной сети документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети.

Частью 1 статьи 22.1 Федерального закона установлено, что оператор, являющийся юридическим лицом, назначает лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных.

 Согласно ч. 3 ст. 6 Федерального закона, оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (далее - поручение оператора). Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные настоящим Федеральным законом. В поручении оператора должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

 При этом в силу п. 5 названной нормы в случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несет ответственность перед оператором.

 В судебном заседании установлено, что председатель правления ТСЖ «<АДРЕС> ФИО в нарушении ст.ст. 6, 18.1, 22.1 Федерального закона не назначила лицо, ответственное за обработку персональных данных; не издала документы, определяющие политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальные акты по вопросам обработки  персональных данных, а также локальные акты, устанавливающие процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства о персональных данных; обработка персональных данных фактически поручена другому лицу без соблюдения установленного ст. 6  Федерального закона от 27 июля 2006 ода № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее по тексту Федеральный закон) порядка (без определения перечня действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, без установления обязанности такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность  персональных данных при их обработке, без указания требований к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со ст. 19 Федерального закона).

Данные обстоятельства подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в частности, объяснениями ФИО, ответом на запрос в прокуратуру Кировского района г. Екатеринбурга, заявлением <ФИО3> и ответом на ее обращение (л.д.6, 10, 11,13-14). Настоящие доказательства являются допустимыми, предусмотренными ст. 26.2, 26.7, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проведя анализ полномочий председателя правления товарищества, указанных в Уставе ТСЖ «<АДРЕС> (л.д.28-41), мировой судья полагает, что ФИО является должностным лицом по смыслу ст. 2.4 КоАП РФ, она при должной осмотрительности и добросовестности должна была и могла предвидеть последствия неисполнения установленных Федеральным законом императивных норм по защите персональных данных граждан, по недопущению их распространения способом, обеспечивающим свободный доступ к ним неограниченного круга лиц.

 В соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

При таких обстоятельствах мировой судья полагает установленным и доказанным в судебном заседании факт совершения должностным лицом ФИО административного правонарушения, предусмотренного ст.  13.11  КоАП РФ , - нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

 Доводы защитника о том, что, поскольку сведения для реестра были получены из общедоступного источника, то никаких дополнительных мер по их защите принимать необходимости не было, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства. В силу ст. 5 Федерального закона ТСЖ «<АДРЕС> является оператором, осуществляет работу с персональными данными, в связи с чем требования Федерального закона о необходимости предпринимать меры по защите персональных данных являлись обязательными для исполнения. То обстоятельство, что вышеуказанные императивные нормы закона не были соблюдены, явилось поводом для обращения жителя многоквартирного дома <НОМЕР> по ул. <АДРЕС><ФИО3> с заявлением в Управление Роскомнадзора по Уральскому Федеральному округу.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения, данные о юридическом лице, смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.

<ОБЕЗЛИЧЕНО>

 Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных  ст. 4.3 КоАП РФ, в судебном заседании не установлено.

 Принимая во внимание обстоятельства совершенного правонарушения, данные о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, суд полагает возможным назначить ФИО наказание в виде штрафа в минимальных пределах, установленных санкцией статьи. Оснований для назначения иного вида  наказания в судебном заседании не установлено.

С учетом фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, суд полагает, что оснований для признания его малозначительным и освобождения     ФИО от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ч. 1 ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ, мировой судья

ПОСТАНОВИЛ:

 <ФИО2> признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 500 (пятьсот) рублей.

Постановление может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 суток со дня вручения ли получения копии постановления в Кировский районный суд г. Екатеринбурга через судью судебного участка №10 Кировского судебного района г. Екатеринбурга.

Мировой судья                                                       Е.Ю. Лепихина

Разъяснить, что штраф должен быть оплачен в 60-тидневный срок с предоставлением оригинала квитанции на судебный участок № 10 Кировского судебного района (г. Екатеринбург, ул. Первомайская 112-1), не позднее 60-го дня с момента вступления постановления в законную силу, по следующим реквизитам: - наименование получателя платежа - УФК по Свердловской области (прокуратура Свердловской области),- ИНН 6658033077,

- КПП 665801001,

- ОКТМО 65701000001,

- КБК 41511690010016000140 - денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе,

- Сч. № 40101810500000010010 Банк получателя - Уральское ГУ Банка России г. Екатеринбург - БИК 046577001, - УИН 0, - постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.06.2016. В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в 30-дневный срок со дня вступления постановления в законную силу влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее 1 000 рублей.

Постановление вступило в законную силу «___»______________ 20____ года. Постановление направлено для исполнения «___»______________ 20____ года. Штраф по состоянию _____________________ ОПЛАЧЕН. Срок предъявления постановления к исполнению в соответствие с п.7 ст. 21 ФЗ №229-ФЗ от 02.10.2007 года «Об исполнительном производстве» два года со дня вступления постановления в законную силу.

Мировой судья           

Источник: http://10kir.svd.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=121357126&case_number=118768507&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
Мировой судья судебного участка № 10 Кировского судебного района
Судья
Лепихина Е.Ю.
Дата решения
2016-07-13
Категории
Поручение обработки
Жильцы МКД
Предоставление
Локальные акты оператора
Обязанность оператора
Политика
Другие дела из подобных
категорий:

На сайте размещены данные гражданина и его супруги

В местах общего пользования жилого многоквартирного дома размещены листовки объявления, содержащие персональные данные заявителя

Множество нарушений в деятельности банка

Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных.

Выдача справки о регистрации

Отсутствие обязательных положений в договоре по приему платежей, содержащему поручение обработки

Не опубликован или другим образом не обеспечен неограниченный доступ к документу, определяющему политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных

Поручение обработки без согласия работников

Передача персональных данных жильцов для формирования счетов на оплату коммунальных услуг

Отсутствует согласие и политика на сайте

Размещение в открытом доступе списка должников с их персональными данными

Необеспечение доступа неограниченного круга лиц к документу, определяющему политику организации в отношении обработки и защиты персональных данных

Множество нарушений в деятельности фонда капитального ремонта

На сайте не опубликован документ, определяющий политику оператора в отношении обработки персональных данных, строки либо поля, в том числе со ссылкой на ознакомление с соглашением об использовании персональных данных пользователя отсутствуют

Нарушения законодательства в медицинской клинике