Судебная практика

Решение по административному делу

Дело №5-53/2014

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания

         

г. Н.Новгород                                                          10 января 2013 г.

   Мировой судья судебного участка №6 Нижегородского района г.Н.Новгорода Галдина Оксана Александровна, в помещении судебного участка по адресу: г.Н.Новгород, ул. Рождественская, д. 19, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном   ст. 13.11  Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении

Автономной некоммерческой организации «Организация1»,

ИНН <НОМЕР>

ОГРН <НОМЕР>

юридический адрес: <АДРЕС>

У С Т А Н О В И Л :

 В ходе проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу проверки установлено, что в действиях Автономной некоммерческой организации «Организация1», выявлены признаки нарушения Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее ФЗ №152-ФЗ).

 Проверкой установлено, что по адресу филиал АНО «Организация1» «Организация1  в Нижнем Новгороде», г.Н.Новгород, <АДРЕС>, осуществляет на безвозмездной основе взаимодействие и техническое содействие органам государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации, Комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства РФ и другим органам  Правительства РФ, а также юридическим и физическим лицам РФ.

 При этом АНО «Организация1» осуществляется обработка персональных данных субъектов персональных данных, связанных с деятельностью Учреждения. При проверке Учреждения выявлены следующие нарушения обязательных требований ФЗ №152-ФЗ:

-невыполнение ч.1 ст. 18.1 ФЗ №152-ФЗ в части непринятия оператором мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных Законом;

-невыполнение ч.2 ст. 18.1 ФЗ №152-ФЗ в части непринятия оператором мер по опубликованию или обеспечению неограниченного доступа к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных о реализуемых требованиях к защите персональных данных;

-невыполнение ч.4 ст.21 ФЗ №152-ФЗ в части несоблюдения оператором установленных требований обработки персональных данных после достижения цели обработки персональных данных стажеров, участников отборочных собеседований/семинаров по окончании стажировки и отборочных мероприятий на стажировку в Японию;

-невыполнение п.7 постановления Правительства Российской Федерации  от 15.09.2008 № 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации» в части несоответствия типовых форм документов (заявление-анкета слушателя курсов японского языка, заявление-анкета на участие в отборочных мероприятиях (собеседования, семинарах) на стажировку в Японию, список участников отборочного семинара/собеседования на стажировку в Японию, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных, требованиям законодательства Российской Федерации;

-невыполнение п. 13 постановления Правительства РФ от 15.09.2008 № 687 в части отсутствия перечня лиц, осуществляющих обработку персональных данных либо имеющих к ним доступ;

-невыполнение п. 15 постановления Правительства РФ от 15.09.2008 № 687 части несоблюдения оператором условий, обеспечивающих сохранность персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ, в части отсутствия установленного перечня мер, необходимых для обеспечения таких условий, порядка их принятия, а также перечня лиц, ответственных за реализацию указанных мер.

 Таким образом, Автономной некоммерческой организацией «Организация1» нарушены требования ФЗ №152-ФЗ. В судебное заседаниелицо, привлекаемое к ответственности, не явилось. О времени и месте рассмотрении дела лицо, привлекаемое к ответственности, извещено надлежащим образом.

 Представило в суд письменное ходатайство об отложении рассмотрении дела, поскольку директор АНО «Организация1» находится в командировке в Японии с последующим отпуском до 22 января 214г., директор филиала АНО «Организация1» «Организация1 в Нижнем Новгороде» находится в командировке в Японии в отпуске до 17 января 2014г., в связи с чем, просят перенести судебное заседание.

 Суд полагает, что данное ходатайство подлежит отклонению по следующим основаниям. АНО «Организация1» является юридическим лицо, которое на основании доверенности уполномочивает физическое лицо представлять его интересы. Таким образом, у АНО «Организация1» имелась возможность выдать доверенность любому лицу, на представление своих интересов в суде либо обратиться к услугам юриста. Нахождение директоров в отпуске не является уважительной причиной для неявки в судебное заседание, кроме того, АНО «Организация1» знал о составленном в отношении него постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, следовательно, имел возможность для подготовки своей позиции и уполномоченного лица к судебному заседанию.

 С учетом обстоятельств дела суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, в соответствии со ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в данном случае могут быть установлены без лица, привлекаемого к административной ответственности.

 Исследовав материалы дела, мировой судья приходит к следующим выводам.

 В соответствии со ст.13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 6 ФЗ № 152-ФЗ, обработка персональных данных субъекта допускается с его согласия и при условии соблюдения прав и законных интересов гражданина.

 В силу ст.18.1 ч.1,2 ФЗ № 152-ФЗ, оператор обязан принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

 Оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, обязан опубликовать в соответствующей информационно-телекоммуникационной сети документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети.

 Согласно ст.19 ч.1 ФЗ № 152-ФЗ, оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

 В соответствии с п.13,15 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.09.2008г. № 687, обработка персональных данных, осуществляемая без использования средств автоматизации, должна осуществляться таким образом, чтобы в отношении каждой категории персональных данных можно было определить места хранения персональных данных (материальных носителей) и установить перечень лиц, осуществляющих обработку персональных данных либо имеющих к ним доступ.

 При хранении материальных носителей должны соблюдаться условия, обеспечивающие сохранность персональных данных и исключающие несанкционированный к ним доступ. Перечень мер, необходимых для обеспечения таких условий, порядок их принятия, а также перечень лиц, ответственных за реализацию указанных мер, устанавливаются оператором.

 Как усматривается из материалов дела, в ходе проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере  связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу проверки установлено, что в действиях Автономной некоммерческой организации «Организация1», выявлены признаки нарушения Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных», указанные в описательной части постановления.

 Довод Автономной некоммерческой организации «Организация1» о том, что дело подлежит прекращению, поскольку срок давности привлечения Общества к административной ответственности истек, так как срок следует исчислять с 30.09.2013г.,суд не может принять во внимание, поскольку согласно приказа № 407 от 11.09.2013г. «О проведении внеплановой выездной проверки филиала автономной некоммерческой организации «Организация1» «Организация1», срок проверки с 16.09.2012г. по 11.10.2013г., в акте проверки от 11.10.2013г. указано, что продолжительность проверки с 16.09.2013г. по 11.10.2013г.

 На основании ч.1 ст.4.5. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

 Следовательно, срок давности привлечения к ответственности следует исчислять с 12.10.2013г., следовательно, на момент рассмотрения дела срок привлечения к ответственности не истек.

 Таким образом, вина Автономной некоммерческой организации «Организация1» в инкриминируемом административном правонарушении полностью доказана материалами административного дела, исследованными и оглашенными в ходе судебного заседания, оцененными в совокупности с другими материалами дела в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 21.11.2013 г., письмом о направлении материалов проверки в Прокуратуру г.Москвы, акт проверки от 11.10.2013г., в котором указано продолжительность проверки с 16.09.2013г. по 11.10.2013г., выпиской из журнала учета проверок, Приложением № 2 к Акту № А-52-5/0209 «Сведения о результатах внеплановой выездной проверки в отношении филиала автономной некоммерческой организации «Японский центр» «Организация1 в Нижнем Новгороде», справкой о результатах внеплановой выездной проверки в отношении филиала автономной некоммерческой организации «Организация1» «Организация1 в Нижнем Новгороде», предписанием об устранении выявленного нарушения от 11.10.2013г., заявлением анкетой, требованием о проведении внеплановой проверки от 06.09.2013г., уведомлением об обработке персональных данных, должностной инструкцией ответственного за организацию обработки персональных данных, утвержденной директором АНО «Организация1» от 07.11.2013г., типовой формы согласия на обработку персональных данных работников и претендентов на замещение вакантной должности в АНО, листом ознакомления с положением об обработке и защите персональных данных, приказом № 48 «Об утверждении Положения об обработке и защите персональных данных в АНО «Организация1», должностной инструкцией ответственного за организацию обработки персональных данных, Уставом АНО «Организация1», протоколом Заседания Правления АНО «Организация1» от 16.03.2004г., Выпиской из ЕГРЮЛ, Свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, Свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации от 25.02.2011г., Свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ 28.12.2011г., Свидетельством о постановке на учет в налоговый орган, приказом № 149 от 07.11.2013. о назначении ответственного лица за обработку персональных данных в АНО «Организация1».

 Оценивая приведенные доказательства, судья считает их достоверными, в силу последовательности и согласованности между собой, и достаточными для разрешения данного дела.

 Судья квалифицирует действия АНО «Организация1» по ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях - нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

Обстоятельств смягчающих или отягчающих ответственность судья не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.5 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья,

П О С Т А Н О В И Л:

 Признать Автономную некоммерческую организацию «Организация1», виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание по этой статье в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода через мирового судью в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Мировой судья                                                       О.А. Галдина

Источник: http://nizh6.nnov.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=3246537&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
ст. 13.11 КоАП РФ , Постановление 687
Суд
Судебный участок №6 Нижегородского судебного района города Нижний Новгород Нижегородской области
Судья
Галдина О.А.
Дата решения
2013-01-10
Категории
Обязанность оператора
Политика
Порядок хранения
Другие дела из подобных
категорий:

Несоблюдение Оператором условий, обеспечивающих сохранность персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ

Отсутствие локальных актов у ТСЖ

При сборе персональных данных на сайте не размещена политика

Несоблюдение обязательных требований законодательства РФ "О персональных данных"

Не выполнена обязанность по опубликованию документа, определяющего политику

На главной странице официального сайта документ, определяющий политику оператора в отношении обработки персональных данных отсутствует

Невыполнение обязанностей, предусмотренных законом

На официальном сайте отсутствует информация, регламентирующая работу образовательного учреждения с персональными данными (не размещен документ, определяющий политику в отношении обработки персональных данных), а также сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных

На официальном сайте образовательного учреждения не размещен документ, определяющий политику образовательного учреждения в отношении обработки персональных данных и сведений о реализуемых требованиях к защите персональных данных

Нарушения при обработке персональных данных работников, отсутствие политики в отношении обработки персональных данных третьих лиц

Отсутствие в свободном доступе (в.т.ч. на сайте) Политики в отношении обработки персональных данных

Отсутствие на сайте политики и реализуемых требований к защите

Невыполнение оператором обязанности по размещению политики на сайте

Ответственный за организацию обработки персональных данных привлечен к административной ответственности за неисполнение своих обязанностей

Нарушения законодательства в медицинской клинике