Судебная практика

Решение по административному делу

Дело № 5-696/2015

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                              по делу об административном правонарушении

                    

28 августа  2015 года                 г.Белая Холуница                                                                                                                                   

                                                                                                       ул. Энгельса, 13

Мировой судья судебного участка № 3 Слободского судебного района Кировской области Черных О.Л.,

с участием помощника прокурора Белохолуницкого района Кировской области ФИО

законного представителя юридического лица - <ФИО1>,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.13.11 КоАП РФ, в отношении

администрации Белохолуницкого муниципального района Кировской области,  

УСТАНОВИЛ:

  Согласно постановлению о возбуждении производства по делу об административной правонарушении прокуратурой Белохолуницкого района на основании информации Управления Роскомнадзора по Кировской области 04.08.2015 проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите персональных данных администрацией Белохолуницкого муниципального района Кировской области по месту нахождения юридического лица: Кировская область, Белохолуницкий район, , в ходе которой выявлено нарушение требований Федерального закона «О персональных данных» №152-ФЗ от 27.07.2006.

Администрация Белохолуницкого муниципального района (далее - администрация района) является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, действует на основании Устава муниципального образования Белохолуницкий муниципальный район Кировской области, утвержденного решением Белохолуницкой районной думы № 337 от 22.06.2005. Между администрацией района, с одной стороны, и открытым акционерным обществом «Сбербанк России» (далее - ОАО «Сбербанк России»), с другой стороны, заключен договор  27345664 от 07.05.2009 (далее - Договор). Предметом договора является оказание банком услуг по зачислению денежных средств на счета сотрудников администрации района с использованием банковских карт. Статьей 3 Федерального закона «О персональных данных» (далее -Закон) определено,   что   персональные   данные   -   любая   информация, относящаяся к прямо  или  косвенно  определенному или  определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

      В соответствии с частью 3 статьи 6 Закона оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу на основании заключаемого с этим лицом договора. При этом в поручении оператора должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке.

Статьей 7 Закона о персональных данных установлено, что операторы и  иные   лица,   получившие   доступ   к   персональным   данным,   обязаны   не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия  субъекта  персональных  данных,   если  иное  не  предусмотрено федеральным законом.

Между тем, условиями Договора не предусмотрено обязательство банка о соблюдении конфиденциальности полученных персональных данных и обеспечении безопасности персональных данных при их обработке, что нарушает   требования   части   3   статьи   6   Закона   и   права   субъектов персональных данных на конфиденциальность их персональных данных.

В настоящий момент указанные нарушения устранены путем подписания сторонами дополнительного соглашения № 3 к Договору от 10.07.2015, пункт 1 которого дополняет Договор пунктом 3.2.10, о том, что банк обязан обеспечить конфиденциальность и безопасность получаемых персональных данных, а так же соблюдение требований к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии с действующим законодательством.

При данных обстоятельствах администрация Белохолуницкого муниципального района Кировской области с 07.05.2009 по 10.07.2015 осуществляла деятельность по распространению информации о гражданах (персональных данных) в нарушение установленного законом порядка.

Главой администрации района в соответствии с решением Белохолуницкой районной Думы «О назначении главы администрации Белохолуницкого муниципального района» № 36 от 03.06.2011 является <ФИО2>, которая пояснила, что данное нарушение допущено по причине того, что банком в момент заключения договора предоставлена типовая форма, где данная обязанность была предусмотрена, но в иной форме, не так как требует Роскомнадзор.

Статьей 13.11 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования и распространения информации о гражданах (персональных данных).

В действиях юридического лица - администрации Белохолуницкого муниципального района Кировской области усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.11 КоАП РФ, то есть нарушение установленного законом порядка распространения информации о гражданах (персональных данных).

В судебном заседании законный представитель администрации Белохолуницкого муниципального района Кировской области <ФИО1> с постановлением согласилась частично, пояснила, что Администрацией был нарушен порядок предоставления персональных данных оператору, не была установлена обязанность оператора соблюдать конфиденциальность и защиту персональных данных, а не порядок распространения персональных данных. Распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц. Предоставление персональных данных  - это действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц. Допущенное Администрацией нарушение устранено путем заключения 10.07.2015дополнительного соглашения к Договору с ОАО «Сбербанк России». В дополнительном соглашении от 2012 года к договору со Сбербанком предусмотрено, что Банк выполняет требования действующего законодательства, что включает в себя и требования законодательства о персональных данных.

 В своем заключении помощник прокурора Белохолуницкого района Финогентов Р.Н. указал, что в действиях администрации Белохолуницкого муниципального района Кировской области усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ, поскольку юридическим лицом допущено нарушение установленного порядка обработки персональных данных.

Выслушав законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, заслушав заключение прокурора,  исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему:

В соответствии со статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15 июня 2015 г. № 25-АД15-3, объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.11 КоАП РФ, образуют действия, выразившиеся в нарушении установленного порядка обработки персональных данных.

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон о персональных данных).

Согласно статье 3 названного Федерального закона персональными данными признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Обработкой персональных данных является любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных названным Федеральным законом. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

      В соответствии с частью 3 статьи 6 Закона о персональных данных оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу на основании заключаемого с этим лицом договора. При этом в поручении оператора должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке.

Статьей 7 Закона о персональных данных установлено, что операторы и  иные   лица,   получившие   доступ   к   персональным   данным,   обязаны   не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия  субъекта  персональных  данных,   если  иное  не  предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.11 КоАП РФ, возбуждаются прокурором.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ст.2.1 КоАП РФ).

Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

В силу ст.26.2 ч.1 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые  фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливается  наличие или отсутствие  события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

       В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном  исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

       В судебном заседании установлено, что прокуратурой района на основании информации Управления Роскомнадзора по Кировской области 04.08.2015 проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите персональных данных администрацией Белохолуницкого муниципального района Кировской области по ее юридическому адресу: Кировская область, Белохолуницкий район,.

В результате проведенного мероприятия выявлено нарушение требований Федерального закона «О персональных данных» №152-ФЗ от 27.07.2006.

Между администрацией района, с одной стороны, и ОАО «Сбербанк России», с другой стороны, заключен договор  27345664 от 07.05.2009. Предметом договора является оказание банком услуг по зачислению денежных средств на счета сотрудников администрации района с использованием банковских карт.

Условиями Договора не предусмотрено обязательство банка о соблюдении конфиденциальности полученных персональных данных и обеспечении безопасности персональных данных при их обработке, что нарушает требования   части   3    статьи   6   Закона   и   права   субъектов персональных данных на конфиденциальность их персональных данных.

В настоящий момент указанные нарушения устранены путем подписания сторонами дополнительного соглашения № 3 к Договору от 10.07.2015, пункт 1 которого дополняет Договор пунктом 3.2.10, о том, что банк обязан обеспечить конфиденциальность и безопасность получаемых персональных данных, а так же соблюдение требований к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии с действующим законодательством.

При данных обстоятельствах, суд находит установленным факт совершения администрацией Белохолуницкого муниципального района Кировской области  действий, выразившиеся в нарушении установленного порядка обработки персональных данных.

 Доказательств, свидетельствующих  о невиновности юридического лица, суду не представлено.

Описанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 13.08.2015; запросом прокуратуры Кировской области от 30.06.2015; информацией Управления Роскомнадзора от 25.06.2015; приказом от 14.05.2015 № 73-нд; актом проверки № А-ПД-43-04/2420 от 25.06.2015; сведениями о результатах проверки; информационной справкой о результатах проверки; договором  27345664 от 07.05.2009 с приложениями и  дополнительными соглашениями; дополнительным соглашением от 10.07.2015 к договору  27345664 от 07.05.2009; предписанием об устранении выявленных нарушений от 25.06.2015; решением о назначении главы администрации Белохолуницкого района  № 36 от 03.06.2011; объяснением <ФИО2> от 13.08.2015.

 Действия администрации Белохолуницкого муниципального района Кировской области, как юридического лица, суд квалифицирует по ст. 13.11 КоАП РФ.

При назначении наказания мировой судья учитывает характер содеянного, данные о юридическом лице, привлекаемом к административной ответственности, его финансовое и имущественное положение.

 Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, суд признает устранение допущенных нарушений.

 Обстоятельств, отягчающих административную ответственность,  а также исключающих производство по делу, не установлено. 

Поскольку данное правонарушение совершено юридическим лицом впервые,  не повлекло причинение вреда или угрозы возникновения причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не причинило имущественного ущерба, мировой судья считает возможным назначить  администрации Белохолуницкого муниципального района Кировской области  наказание в виде предупреждения.

Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, мировой судья

 

ПОСТАНОВИЛ:

 администрацию Белохолуницкого муниципального района Кировской области признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ, и назначить  наказание в виде  предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Слободской районный суд Кировской области в течение 10 суток со дня вручения  или получения копии постановления.

Мировой судья                                                О.Л. Черных

Источник:http://3.kir.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=7082611&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
13.11 КоАП РФ
Суд
Мировой судья судебного участка № 3 Слободского судебного района Кировской области
Судья
Черных О.Л.
Дата решения
2015-08-28
Категории
Принятие мер, предусмотренных законом
Обязанность оператора
Другие дела из подобных
категорий:

Требование о прекращении обработки персональных данных мед.учреждением в связи с отзывом согласия

Нарушение установленного законом порядка обработки персональных данных

При проверке не предоставлены локальные акты согласно закону

Непринятие мер при обработке персональных данных без использования средств автоматизации

Запрашиваемые документы для проверки находятся в стадии разработки

Невыполнение обязательных требований законодательства в области персональных данных

Размещение на сайте плана проверок физических лиц с их персональными данными

Отсутствие на сайте УК политики

Непредоставление сведений в Роскомнадзор по запросу

Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных.

Отсутствие политики, неознакомление с законодательством, назначение ответственного -не работника организации

Документы, содержащие персональные данные физических лиц, обнаружены на свалке

Не опубликован документ, определяющий политику в отношении обработки персональных данных, сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных.

Обработка персональных данных с нарушением требований, предусмотренных законом

ИП не ознакомил под роспись работников с документами работодателя, уста­навливающими порядок обработки персональных данных работников