Судебная практика

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

<ДАТА1>                                                                     г. <АДРЕС>

Мировой судья по 118 судебному участку <АДРЕС> района г. <АДРЕС> <ФИО1>, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении <НОМЕР>, предусмотренном ст. 13.11 КоАП РФ, в отношении <ФИО2>, <ДАТА2> рождения, уроженца г. <АДРЕС> области, проживающего по адресу: <АДРЕС>, являющегося индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным по адресу: <АДРЕС>, имеющего на иждивении  несовершеннолетних детей <НОМЕР> г.р., к административной ответственности не привлекавшегося,

УСТАНОВИЛ:

 Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА3>, составленному заместителем прокурора <АДРЕС> района г. <АДРЕС> юристом 1 класса <ФИО3>, Управлением Роскомнадзора по <АДРЕС> области проведено мероприятие систематического наблюдения (мониторинга) по выявлению на интернет ресурсах организаций, осуществляющих услуги по продажи товаров дистанционным способом, признаков нарушений в области персональных данных, а именно не соблюдение требований об опубликовании документа, определяющего политику оператора в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечении доступа в сети интернет к документам, определяющим политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных.

 В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона от <ДАТА4> <НОМЕР> «О персональных данных», уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям Федерального закона «О персональных данных», является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи. На территории <АДРЕС> области таким органом является Управление Роскомнадзора по <АДРЕС> области (далее - Управление).

 В рамках представленных полномочий при осуществлении мероприятий систематического наблюдения (мониторинга) в области персональных данных, Управлением установлено, что <ДАТА5> на информационном ресурсе <ссылка> организации, осуществляющих услуги по продаже товаров, при этом осуществляется обработка персональных данных физических лиц с использованием информационно- телекоммуникационных сетей, а именно посредством данного информационного ресурса путем внесения персональных данных (имя, организация, адрес, e-mail, номер телефон) в форму при оформлении заказа - тем самым осуществляется сбор информации, в том числе содержащей персональные данные.

 Из представленных в прокуратуру района материалов проверки объективно следует, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона «О персональных данных» индивидуальный предприниматель <ФИО2> подпадает под действие данного закона, которым регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных.

 В силу с. 2 ст. 3 Федерального закона данное лицо является оператором, организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

 В нарушение требований ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона «О персональных данных» на интернет ресурсе <ссылка> не опубликован документ, определяющий политику организации в отношении обработки персональных данных и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также не обеспечен неограниченный доступ к документу, определяющему политику в отношении обработки персональных данных обрабатываемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

 Таким образом, ИП <ФИО2> совершил административное правонарушение, предусмотренное статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

 В судебном заседании <ФИО2> вину в совершении административного правонарушения признал, указав, что сознательно правонарушения не совершал, на момент создания сайта сторонней организацией, ему не было известно о необходимости опубликования документа, определяющего политику организации в отношении обработки персональных данных и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также об обеспечении неограниченного доступа к документу, определяющему политику в отношении обработки персональных данных обрабатываемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. При назначении административного  наказания просил учесть наличие на иждивении несовершеннолетних детей. Кроме того, на данный момент все нарушения устранены, о чем представил письмо Руководителю Управления Роскомнадзора по <АДРЕС> области от <ДАТА6>

 Мировой судья, заслушав старшего помощника прокурора <АДРЕС> района <ФИО5>, поддержавшую доводы постановления в полном объеме, заслушав <ФИО2>, исследовав представленные доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, приходит к следующему выводу.

 В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

 Статья 13.11 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

 Указанные обстоятельства объективно подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами:

- Постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА>

- уведомлением о не вручении телеграммы по адресу: <АДРЕС> от <ДАТА>

- уведомлением о не вручении телеграммы по адресу: <АДРЕС>, от <ДАТА>

- телеграммой, направленной по адресу: <АДРЕС>, от <ДАТА>

- телеграммой, направленной по адресу: <АДРЕС>, от <ДАТА>

- уведомлением о не вручении телеграммы по адресу: <АДРЕС> от <ДАТА>

- телеграммой, направленной по адресу: <АДРЕС>, от <ДАТА>

- Письмом Управления Роскомнадзора по <АДРЕС> области <НОМЕР> от <ДАТА12> о направлении материалов на рассмотрение, направленному в адрес Прокурора <АДРЕС> района г. <АДРЕС>,

- Письмом Управления Роскомнадзора по <АДРЕС> области <НОМЕР> от <ДАТА12> об устранении правонарушения, представлении информации, направленному в адрес ИП <ФИО2>;

- распечаткой с сайта <ссылка>   от <ДАТА5>г.;

- выпиской из ЕГРИП на ИП <ФИО2> по состоянию на <ДАТА14>

 В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от <ДАТА4> <НОМЕР> ФЗ «О персональных данных», уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям Федерального закона «О персональных данных», является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи. На территории <АДРЕС> области таким органом является Управление Роскомнадзора по <АДРЕС> области

 В силу части 2 статьи 3 Федерального закона данное юридическое лицо является оператором, организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

 Согласно содержанию понятия, установленному Федеральным законом, к персональным данным относится любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

 В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона «О персональных данных» оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, обязан опубликовать в соответствующей информационно-телекоммуникационной сети документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно­ телекоммуникационной сети.

 Грубых нарушений требований статьи 28.2 КоАП РФ, влекущих недоказанность вины ИП <ФИО2> и влекущих признание постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА3> недопустимым доказательством, должностным лицом допущено не было. В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА15>, отсутствуют замечания по содержанию протокола.

 В силу ст. 3.1 КоАП РФ целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на конституционных принципах справедливости наказания и его соразмерности совершенному правонарушению.

 Соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания, возможностью освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в силу малозначительности (статья 2.9 КоАП Российской Федерации).

 По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, которое хотя формально и содержит признаки состава правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения, роли правонарушителя, размера и тяжести наступивших последствий не представляет собой существенного нарушения охраняемых общественных отношений. При этом, формальный состав административного правонарушения не является безусловным основанием для неприменения положений ст. 2.9 КоАП РФ.

 Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от <ДАТА16> <НОМЕР> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса РФ об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

 Обстоятельствами, смягчающих административную ответственность в отношении <ФИО2> являются полное признание вины, наличие на иждивении несовершеннолетних детей, а также прекращение противоправных действий, выявленных проверкой Управлением Роскомнадзора по <АДРЕС> области, принятие действий, направленных на устранение выявленного нарушения, отсутствие вредных последствий по не опубликованию документа, определяющего политику организации <ФИО2> в установленный законодательством срок, не наступило, ранее <ФИО2> к административной ответственности за однородные правонарушения не привлекался, действия <ФИО2> не повлекли причинения какого-либо вреда и тяжких последствий, а потому не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного им административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать индивидуального предпринимателя <ФИО2>, <ДАТА2> рождения, уроженца г. <АДРЕС> области, виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренном ст. 13.11 КоАП РФ.

Назначить <ФИО2> наказание в виде предупреждения.

Копию настоящего постановления для сведения направить в адрес <ФИО2>, и в орган, составивший протокол.

Постановление может быть обжаловано в <АДРЕС> районный суд города <АДРЕС> через мирового судью в течение десяти суток со дня вручения (получения).

Мировой судья                                                               <ФИО1>

<НОМЕР>

Источник: http://118.irk.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=16923883&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок №118 Октябрьского района г.Иркутска
Судья
Козлова Е.В.
Дата решения
2016-11-14
Категории
Сайт
Политика
Другие дела из подобных
категорий:

Неисполнение обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных

Размещение на сайте отчета, содержащего персональные данные учащихся

Необеспечение доступа неограниченного круга лиц к документу, определяющему политику организации в отношении обработки и защиты персональных данных

Размещение персональных данных врача на сайте СМИ

Нарушение установленного законом порядка обработки персональных данных

Нарушение требований законодательства о размещении документа, определяющего политику в отношении обработки персональных данных

Отсутствие в свободном доступе (в.т.ч. на сайте) политики в отношении обработки персональных данных

Отсутствие политики и сведений о требованиях к защите на сайте общества

Отсутствие на сайте оператора документа, определяющего политику и требования к защите персональных данных

Отсутствие локальных актов, предусмотренных законодательством

На сайте были размещены персональные данные участников программы

Не приняты меры по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документам определяющим политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных и о порядке осуществления сбора персональных данных

Оператор не опубликовал политику в отношении обработки персональных данных

Отсутствие политики на сайте управляющей компании

Невыполнение требований законодательства РФ по размещению политики в отношении обработки персональных данных