Судебная практика

 

Дело № 5-359/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ



17 ноября 2017 года                   г. Ершов Саратовской области

 

 Суд в составе председательствующего мирового судьи судебного участка № 1 Ершовского района Саратовской области А.А. Степновой, при секретаре Климановой Н.В., с участием прокурора Ершовского района Саратовской области ˂ФИО˃, рассмотрев дело об административном правонарушении, возбужденное по признакам   ч.2 ст. 13.11 Кодекса Российской          Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - исполняющего обязанности <ОБЕЗЛИЧЕНО> ˂ФИО˃, <ДАТА2> рождения, уроженца г. <АДРЕС> области, <ОБЕЗЛИЧЕНО>, <ОБЕЗЛИЧЕНО>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <АДРЕС>,


УСТАНОВИЛ:


Прокуратурой района проведена проверка по вопросу исполнения законодательства о персональных данных, а также по сообщению ˂ФИО˃, в деятельности ˂Наименование учреждения˃ (далее по тексту ˂Наименование учреждения˃), зарегистрированного и расположенного по адресу:˂ Адрес˃. 30 октября 2017 года в адрес прокуратуры Ершовского района Саратовской области поступило заявление от гр. <ФИО1>, согласно которого он не давал своего согласия МУП «<ФИО2> на обработку его персональных данных и в настоящее время проживает по другому адресу. При проверке было установлено, что на главной странице официального сайта в сети Интернет по адресу: ˂Ссылка на страницу сайта˃ был размещен договор управления многоквартирным домом от 01.07.2015 года, заключенный с <ФИО1> в разделе «Информация о способе управления многоквартирным домом». При этом, персональные данные <ФИО1>, а именно: реквизиты паспорта гражданина РФ, контактный номер сотового телефона, содержащиеся в договоре не были обезличины.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ˂ФИО˃ в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется телефонограмма.  Об уважительности причин своей неявки суду не сообщил. С ходатайством об отложении дела слушанием не обращался.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ " извещение лица, привлекаемого к административной ответственностью, может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.) и с ч . 2 ст.25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, вправе рассмотреть дело в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если имеются сведения о надлежащем его извещении, о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. В связи с чем, суд определил рассмотреть дело в отсутствие ˂ФИО˃.

Прокурор Ершовского района Саратовской области ˂ФИО˃ в судебном заседании  поддержал постановление, просил привлечь должностное лицо, ответственное за соблюдение законодательства в области персональных данных - директора ˂Наименование учреждения˃ ˂ФИО˃ к административной ответственности и назначить наказание в соответствии с санкцией статьи.

Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно определению, содержащемуся в ст. 2 Конвенции о защите физических лиц "персональные данные" - это информация, касающаяся конкретного или могущего быть идентифицированным лица.

Статьей 3 Федерального закона № 152-ФЗ от 27.07.2006 года "О персональных данных" (далее - Федеральный закон) установлены основные понятия, применяемые в сфере законодательства о персональных данных.

Размещение персональных данных граждан в открытом доступе в сети Интернет представляет собой такой способ обработки персональных данных, посредством которого осуществляется распространение собранных данных неограниченному кругу лиц.

Оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

В соответствии с ч . 5 ст. 5 Федерального закона содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.

Согласно п. 1 ч .1 ст. 6 Федерального закона обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных законом. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Статьей 7 Федерального закона закреплено, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч . 3 ст. 9 Федерального закона обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных возлагается на оператора.

В силу ч . 2 ст. 18.1 Федерального закона оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных с использованием информационно-­телекоммуникационных сетей, обязан опубликовать в соответствующей информационно-телекоммуникационной сети документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанном) документу с использованием средств соответствующей информационно - телекоммуникационной сети.

Виновность  ˂ФИО˃ в совершении административного правонарушения подтверждается постановлением заместителем прокурора Ершовского района Саратовской области о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 31 октября 2017 года, в котором имеется собственноручное объяснение ˂ФИО˃, согласно которого он просит рассмотреть материала в его отсутствие. Нарушение будет устранено (л.д.2-4); письменным объяснением ˂ФИО˃, согласно которого он исполняет обязанности с 10 мая 2017 года. В сети интернет был размещен договор управления многоквартирным домом от 01.07.2015 года. Однако персональные данные содержащиеся в договоре не были обезличины, в связи с чем было нарушено право на конфиденциальность персональных данных <ФИО1>. При этом пояснил, что данный договор был размещен до начала его работы в должности и.о. директора ˂Наименование учреждения˃ (л.д.5); копией распоряжения о возложении обязанностей на ˂ФИО˃ от 10.05.2017 года № 109 (л.д.7); сведениями о юридическом лице ˂Наименование учреждения˃ (л.д.8-18); копией лицензии ˂Наименование учреждения˃ (л.д.19-20); копией приказа № 80 от 30 апреля 2015 года «О лицензиях на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Саратовской области» (л.д.21-27); копией перечня работ необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (л.д.28-31); копией заявление <ФИО1> (л.д.32); скриншотами, представленными в материалах дела, согласно которым договор управления многоквартирным домом по адресу: г. <АДРЕС> от 01.07.2015года был прикреплен 04 марта 2017 года (л.д.33-34); копия устава ˂Наименование учреждения˃ (л.д.35-47) и другими материалами дела.

На основании примечания к ст. 2 .4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о квалификации действий ˂ФИО˃ по ч. 2 ст.13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Оценивая исследованные доказательства в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд признает их допустимыми, достоверными и достаточными для принятия решения по делу. Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении вынесено уполномоченным лицом - заместителем прокурора, в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии со статьей 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, все обязательные реквизиты в нем указаны.

        Оснований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих освобождение должностного лица от административной ответственности, по делу не имеется.

       При назначении наказания, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, принимает во внимание данные о лице, привлекаемом к административной ответственности, основывается на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.

        В соответствии со ст . 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц , общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

        В соответствии с ч. 1 ст . 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами .

        Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
        Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ˂ФИО˃ судом не установлено.

        Учитывая, что правонарушение совершено впервые, тяжких последствий от совершения правонарушения не наступило, суд считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа, в минимальном размере, предусмотренном санкцией данной статьи .

         На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.1, 29.5-29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья,

 

ПОСТАНОВИЛ:


         Должностное лицо - и.о. <ОБЕЗЛИЧЕНО> ˂ФИО˃, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть его административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.

Сумму административного штрафа перечислить в соответствии с реквизитами: ИНН 6450014678, КПП 645001001, Управление Федерального казначейства по Саратовской области (Прокуратура по Саратовской области л/с 04601103100, Банк ГРКЦ ГУ Банка России по Саратовской области г. Саратов, БИК 046311001, р/счет 40101810300000010010, Код дохода 41511690010016000140, ОКТМО 63701000.  

Разъяснить ˂ФИО˃, что административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате штрафа, по истечении шестидесяти дней судья направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая  влечет наложение наказания в виде  административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного  штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы до 50 часов.           

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки,  ˂ФИО˃ вправе  обратиться к мировому судье, вынесшему постановление  о назначении административного наказания  в виде штрафа, в порядке ст. 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с заявлением об отсрочке  или рассрочки его исполнения.

Постановление может быть обжаловано в Ершовский районный суд Саратовской области в течение 10 суток с момента вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы мировому судье судебного участка № 1 Ершовского района Саратовскойобласти. Жалоба в соответствии с ч.3 ст. 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  может быть подана непосредственно в суд,  уполномоченный её  рассматривать.

Мировой судья                                                А.А. Степнова

 

 

Источник: http://39.sar.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=1980042&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
ч.2 ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
судебный участок № 1 Ершовского района Саратовской области
Судья
Степнова А.А.
Дата решения
2017-11-17
Категории
Сайт
Согласие
Распространение
Часть 2 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Другие дела из подобных
категорий:

Неразмещение политики на сайте

Размещение персональных данных работников на сайте в отсутствие надлежащих согласий

Передача персональных данных абонентов в расчетный центр без их письменного согласия

Осуществлен сбор персональных данных гражданки от третьих лиц

В личных делах несовершеннолетних детей письменные согласия родителей несовершеннолетних на обработку персональных данных не отвечают требованиям ч.4 ст.9 Федерального закона от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных»

Передача медсестрой персональных данных пациентов персоналу клиники

Распространение председателем ТСЖ персональных данных жильцов

Размещение на официальном сайте материала, содержащего персональные данные гражданина

Отсутствие политики в отношении персональных данных на сайте

Размещение на сайте информацию о номерах телефонов депутатов поселкового совета

Нарушения законодательства в медицинской организации

Отсутствие согласия законного представителя на обработку его персональных данных

Обработка персональных данных несовершеннолетних воспитанников без письменного согласия родителей

Несоответствие согласия работников требованиям закона

Отсутствие согласия участников программы, реализуемой фондом