Решение по административному делу
Дело № 3-355/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Златоуст 30 сентября 2020 года
Мировой судья судебного участка №4 города Златоуста Челябинской области Буланцова Н.В.,
с участием помощника прокурора г. Златоуста фио3.,
рассмотрев в помещении судебного участка (456200 Челябинская область, г.Златоуст, ул.Бушуева.4) дело об административном правонарушении, предусмотренного ч.3 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
директора МКУСО «Название, оставшимся без попечения родителей» Златоустовского городского округа ФИО, родившейся <ДАТА2> в <АДРЕС>, проживающей по адресу: <АДРЕС>, ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
у с т а н о в и л :
ФИО, являясь директором муниципального казённого учреждения социального обслуживания «Название» Златоустовского городского округа» (далее МКУСО «Название», Центр), расположенного по адресу: <АДРЕС> в срок до <ДАТА3> разместив на официальном сайте Центра в информационного-телекоммуникационной сети Интернет ________ форму, позволяющую осуществлять сбор персональных данных, в нарушение ч.2 ст.18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон № 152-ФЗ) не опубликовала там же документ, определяющий политику юридического лица в отношении обработки персональных данных и сведений о реализуемых требованиях к защите персональных данных.
В судебное заседание ФИО не явилась, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении. Ходатайств об отложении рассмотрения дела от ФИО не поступило. На основании ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в ее отсутствие.
Помощник прокурора г. Златоуста ФИО1 полагала, что вина директора МКУСО «Название» ФИО в совершении правонарушения доказана, считала необходимым назначить наказание в соответствии с санкцией ч.3 ст.13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина директора МКУСО «Название» ФИО подтверждается материалами дела:
- постановлением прокурора г. Златоуста о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении директора ООО «__» ФИО от <ДАТА5>, в котором описано событие правонарушения, обстоятельства его совершения (л.д. 1-3);
- письменным объяснением ФИО от <ДАТА5>, в котором указала, что с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении не согласна. Между МКУСО «Название» и <ФИО1> заключен договор на оказание услуг по размещению и обслуживанию сайта. Полагала, что именно <ФИО1> должен был проинформировать и запросить информацию о положении по работе с персональными денными. Политика обработки персональных данных в Центре утверждена, но <ФИО1> для размещения на сайте не запрашивалась;
- копией приказа Управления социальной защиты населения ЗГО от <ДАТА6> согласно которому ФИО принята на работу директором МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального (коррекционного) детского дома «Название» (в настоящее время МКУСО «Название»);
- актом проверки от <ДАТА7> (с приложенными скрин-сканами), согласно которому помощником прокурора г.Златоуста фио3. в рамках осуществления мероприятий по надзору за соблюдением требований Закона №152-ФЗ выявлен сайт МКУСО «Название». На сайте размещена форма, позволяющая осуществлять сбор персональных данных, но документ, определяющий политику юридического лица в отношении обработки персональных данных и сведений о реализуемых требованиях к защите персональных данных на сайте не опубликован;
- копией Положения об обработке персональных данных МКУСО «Название», утв. <ДАТА8>.
Указанные доказательства мировой судья находит относимыми, допустимыми, а в совокупности, достаточными для вывода о наличии в действиях ФИО состава административного правонарушения.
У мирового судьи нет оснований сомневаться в достоверности данных, имеющихся в материалах дела, поскольку они последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой.
В соответствии с частью 3 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от семисот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
К персональным данным относится любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Оператор персональных данных - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными ( п.2 ст.3 Закона № 152-ФЗ).
Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных ( п.3 ст.3 Закона № 152-ФЗ).
С субъективной стороны правонарушение по ч.3 ст.13.11 КоАП РФ может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Субъектом правонарушения являются операторы персональных данных, их должностные лица. В роли операторов персональных данных могут выступать граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица, государственные и муниципальные органы.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.13.11 КоАП РФ, заключается в необеспечении доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных.
Обязанность публикации соответствующих сведений установлена в ч.2 ст.18.1 Закона №152-ФЗ. Согласно ее положениям оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, обязан опубликовать в соответствующей информационно-телекоммуникационной сети документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети.
В ходе рассмотрения дела установлено, что по состоянию на <ДАТА7> на официально сайте Центра размещена форма, позволяющая осуществлять сбор персональных данных. При этом на сайте не было опубликовано Положение МКУСО «Название» об обработке персональных данных, то есть документ, определяющий политику Центра в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных.
К письменным объяснениям ФИО согласно которым <ФИО1> должен был проинформировать и запросить положение по работе с персональными данными, мировой судья относится критически и расценивает как способ защиты и попытку избежать административной ответственности, поскольку они основаны на неверном толковании действующего законодательства. Кроме того из копии контракта на оказание работ и услуг, заключенного <ДАТА9> между ИП <ФИО1> и Центром, следует, что исполнитель обязуется оказать комплекс услуг по размещению и обслуживанию сайта по заданию заказчика. Сведений о том, что заказчик поручал <ФИО1> опубликовать (разместить) на сайте Центра Положение об обработке персональных данных указанный контракт не содержит. Доказательств иного не предоставлено.
Оценив собранные доказательства в их совокупности, мировой судья считает, что вина директора Центра ФИО в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных - доказана.
Ранее ФИО к административной ответственности за совершении аналогичного правонарушения не привлекалась.
При назначении административного наказания ФИО, мировой судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновной, ее имущественное положение, отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, и полагает возможным назначить наказание в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.10 и 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья
п о с т а н о в и л :
Директора муниципального казённого учреждения социального обслуживания «Название» Златоустовского городского округа ФИО признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуть административному наказанию в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения копии постановления в Златоустовский городской суд Челябинской области через мирового судью судебного участка № 4 г.Златоуста Челябинской области.
Мировой судья Буланцова Н.В.
Источник: http://zlatoustchel4.chel.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=503076&delo_id=1500001
Часть 3 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Политика
категорий:
Размещение на сайте постановления, содержащего персональные данные
Отсутствие политики на сайте образовательного учреждения
Отсутствие в свободном доступе (в.т.ч. на сайте) Политики в отношении обработки персональных данных
Неразмещение на сайте документа, определяющего политику Общества
Размещение на сайте персональных данных, не предусмотренных законом
Не опубликован документ, определяющий политику в отношении обработки персональных данных
Утечка данных пациентов лаборатории
Отсутствие на сайте требований к защите и политики
Отсутствие в свободном доступе (в.т.ч. на сайте) политики в отношении обработки персональных данных
Муниципальным органом не приняты меры, предусмотренные законодательством