Судебная практика

 Дело № 5-1757/2019

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Резолютивная часть постановления оглашена 25 сентября 2019 года

Мотивированное постановление изготовлено 25 сентября 2019 года

 

         25 сентября 2019 года                                            город Москва

 

Мировой судья судебного участка №273 района Лефортово города Москвы Иванов Д.В., рассмотрев  материалы дела об административном правонарушении в отношении,

юридического лица –  ˂Наименование организации˃ (далее ˂Наименование организации˃), *, сведений о привлечении ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений в материалах дела не имеется,

привлекаемого к административной ответственности по ч. 1 ст.13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

 Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, по делу не установлено. Отводов не заявлено.

 Согласно протоколу об административном правонарушении № АП-77/08/3209 от 03.10.2018 28.06.2019 в 14 час. 35 мин. в Управление Роскомнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Управление) поступило обращение гражданки ˂ФИО˃ (далее – Заявитель), вх.№06-180-663/29 по факту возможного нарушения ˂Наименование организации˃ положений Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон №152-ФЗ) при обработке персональных данных Заявителя.

 Согласно информации, изложенной в обращении, 11 июня  2019 года в 11:00 Заявитель получила на свой адрес проживания письмо от ˂Наименование организации˃, содержащее рекламную продукцию. Письмо с рекламной продукцией ˂Наименование организации˃ содержит персональные данные Заявителя, а именно её фамилию, имя, отчество, адрес места жительства. ˂ФИО˃ пояснила, что согласия на обработку своих персональных данных ˂Наименование организации˃ не давала. В своем обращении гражданка ˂ФИО˃ заявляет о неправомерной обработке ˂Наименование организации˃ её персональных данных, просит выяснить правовые основания обработки её персональных данных, удалить из указанной обработки и  привлечь виновных лиц к ответственности.

 ˂Наименование организации˃ является оператором, осуществляющим  обработку персональных данных и включено приказом Роскомнадзора от 24.07.2015 №136 в общедоступный реестр операторов по адресу: http://www.pd.rkn.gov.ru  под регистрационным номером № ˂Номер˃. Управлением в адрес ˂Наименование организации˃ были направлены запросы от 01.07.2019 за исх.№ 6875-06/29-з  и от 18.07.2019 за исх.№7742-06/29-з по существу обращения Заявителя, в том числе для  представления ˂Наименование организации˃ доказательств получения согласия ˂ФИО˃ на обработку её персональных данных.

 Из  пояснений ˂Наименование организации˃ (ответ от 16.07.2019 исх.№007)  следует, что обработка персональных данных клиентов, в том числе ˂ФИО˃ осуществляется по основаниям, предусмотренным п.5 ч.1 ст.6, ч.1 ст.15, ч.4 ст.18 Закона № 152-ФЗ в связи с выражением клиентом волеизъявления на готовность к установлению с ˂Наименование организации˃ договорных отношений, оформляемого путем заполнения анкетных данных, размещенных на используемом Обществом ресурсе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: Адрес.

 На вопрос Управления (запрос от 14.08.2019 № 6875-06/29-з) сообщить перечень персональных данных Заявителя, обработку которых осуществляет ˂Наименование организации˃, Оператор указал (ответ от 16.07.2019 исх.№007), что в целях доведения до Заявителя актуальной информации о товарах, предлагаемых к реализации Обществом, были обработаны персональные данные ˂ФИО˃ в объеме: фамилия, имя, отчество, адрес проживания. Также из ответа ˂Наименование организации˃ от 16.07.2019 исх.№007 следует, что согласие клиентов на обработку персональных данных предоставляются в соответствии с требованиями ч.1 ст.9 Закона №152-ФЗ путем заполнения клиентом анкеты, размещенной на сайте ˂Наименование организации˃, URL-страница: адрес.

 Визуальный анализ URL-страницы: <адрес>, где размещается форма анкеты, согласно ответа Общества от 22.07.2019 исх.№009, предполагающая заполнение Заявителем своих анкетных данных в объеме: фамилия, имя, отчество, индекс почтового отделения, адрес, включающий в себя: область, район, деревня, дом, квартира показал, что форма анкеты «Подписаться на рассылку коллекции» также предусматривает заполнение обязательного поля «телефон». Без заполнения обязательных полей «фамилия, имя, город, улица, дом, квартира, индекс», а также «телефон» невозможно подписаться на рассылку.

 Управление также отмечает, что у Заявителя адрес проживания, включает в себя сведения об области, районе и деревне, которые не предусмотрены для заполнения формой Анкеты на сайте ˂Наименование организации˃ (скриншот сайта URL-страницы: <адрес> прилагается).

 Вместе с тем, на запросы Управления ˂Наименование организации˃ не представлены документарные доказательства получения согласия Заявителя на обработку персональных данных, а именно на осуществление прямых контактов с помощью средств связи в целях продвижения товаров ˂Наименование организации˃. Управлением также в запросе от 01.07.2019 исх.№6875-06/29-з было указано, что при отсутствии у ˂Наименование организации˃ правовых оснований обработки персональных данных ˂ФИО˃ необходимо Обществу принять меры по прекращению неправомерной обработки персональных данных Заявителя в соответствии со ст.21 Закона №152-ФЗ.

 В связи с чем, в подтверждение отсутствия правовых основании обработки персональные данные ˂ФИО˃ ˂Наименование организации˃ были уничтожены персональные данные Заявителя с предоставлением Акта уничтожения персональных данных клиента от 02.07.2019 г.

 Действиями (бездействием) Оператора - ˂Наименование организации˃ нарушены условия обработки персональных данных в случаях непредусмотренные Федеральным законом  от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», что влечет административную ответственность по  ч. 1 ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 В судебное заседание явился защитник ˂Наименование организации˃ по доверенности - ˂ФИО˃, вину в совершении вменяемого правонарушения не признал, поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях от 10 сентября 2019 года, пояснил, что доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, не убедительны, сотрудником административного орган не предпринимались попытки к заполнению полей анкетной форме на сайте ˂Наименование организации˃ в сети интернет, факт уничтожения персональных данных не свидетельствует о признании ˂Наименование организации˃ вины в неправомерном использовании персональных данных.

 Согласно ст. 2.1 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о виновности юридического лица  ˂Наименование организации˃ в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст.13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая подтверждается следующими исследованными в судебном заседании доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении № АП-29/4/809 от 14.08.2019 г. составленным с соблюдением прав и законных интересов привлекаемого лица (л.д.2-4);

- письмом- вызовом  от 31ю.07.2019 г. (л.д.5);

- копией уведомления о вручении (л.д.6);

- устным обращением гражданки ˂ФИО˃ (л.д.7,8, 103);

- экземпляром рекламной продукции ˂Наименование организации˃ в адрес ˂ФИО˃ (л.д.9);

- письмом Роскомнадзора от 01.07.2019 г (л.д.10,11);

- письмом Роскомнадзора от 18.07.2019 г (л.д.15);

- сведениями об отправке документа (л.д.18);

- распечаткой с анкетной формой с сайта в сети интернет (л.д.18);

- сведениями о юридическом лице (л.д.25-29, 49-62);

- сопроводительным письмом с данными почтового идентификатора (л.д.29,30);

- письменными пояснениями ˂ФИО˃ которой были разъяснены положения ст. 25.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предупрежденной об административной ответственности по ст. 17.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях  (л.д.96);

- письменными пояснениями ˂ФИО˃, которой были разъяснены положения ст. 25.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предупрежденной об административной ответственности по ст. 17.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях  (л.д.97-102).

 Также в ходе рассмотрения дела были исследованы письменные объяснения ˂Наименование организации˃ от 16.07.2019 г., от 22.07.2019 г., от 07.08.2019 г. и от 10.09.2019 г., акт уничтожения персональных данных от 02.07.2019 г., копию решения от 21.02.2018 года об избрании генерального директора, копию паспорта операционного директора ˂ФИО˃,  копию приказа о приеме на работу операционного директора ˂ФИО˃ с копией трудового договора и должностной инструкции, копию приказа о создании комиссии по уничтожению персональных данных, копию должностной инструкции лица, ответственного за организацию обработки персональных данных.

 Изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2, ст. 28.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, уполномоченным должностным лицом.

 Частью 1 ст.13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

 В соответствии с положения п.п.1-3 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

 Согласно положениям ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях, в том числе: обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

 В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных, указанную в части 1 настоящей статьи.

 В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

 Исследовав все представленные доказательства по делу в их совокупности, мировой судья считает вину юридического лица ˂Наименование организации˃ в совершении вменяемого ему административного правонарушения полностью доказанной и квалифицирует его действия по ч. 1 ст.13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях как обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

 Законных оснований для переквалификации действий (бездействия ˂Наименование организации˃ или для прекращения производства по делу у суда не имеется.

 Квалифицируя действия ˂Наименование организации˃ по ч. 1 ст.13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях мировой судья учитывает, что привлекаемое лицо не представило доказательств, с очевидной степень достоверности свидетельствующих о том, что ˂Наименование организации˃ получило согласие субъекта персональных данных  (˂ФИО˃) на обработку персональных данных последней, а также, что юридическим лицом были предприняты все зависящие от него меры к соблюдению требований законодательства о защите персональных данных.

 Доводы защитника привлекаемого лица о том, что подтверждением ознакомления и согласия физического лица с условиями заказа товара в ˂Наименование организации˃, а равно предоставления физическим лицом согласия на обработку его персональных данных, служит проставление физическим лицом на сайте <Адрес> - маркера в чек-боксе, установленном в непосредственной близости от активных гиперссылок, направляющих пользователя непосредственно к условиям регистрации на сайте и оформления заказа товара, при этом после регистрации на сайте <Адрес> - каждый пользователь, включая ˂ФИО˃ (далее - Заявитель), имеет возможность в любое время отказаться от получения от ˂Наименование организации˃ информационно-новостных сообщений, однако ˂ФИО˃ это не сделала, а также доводы о том, что ˂Наименование организации˃ после получения информации от административного органа о том, что заявителем (˂ФИО˃) выражено несогласие с обработкой ее персональных данных обеспечило идентификацию и последующее уничтожение персональных данных заявителя ˂ФИО˃ представляются несостоятельными ввиду отсутствия в материалах дела доказательств того, что ˂ФИО˃ давала согласие привлекаемому лица на обработку ее персональных данных.

 Кроме того, из письменных пояснений ˂ФИО˃, которые были даны 19.09.2019г., следует, что ˂ФИО˃ не предоставляла согласие на обработку ее персональных данных ˂Наименование организации˃, до получения письма на сайт <Адрес> не заходила, заявок не оставляла, анкету не заполняла.

 Доводы защитника привлекаемого лица о том, что административным органом при рассмотрении обращения заявителя ˂ФИО˃ и составлении протокола об административном правонарушении от 14.08.2019г. не выяснены и не установлены обстоятельства, наличие или отсутствие которых может быть установлено административным органом в силу его компетенции и которые имеют существенное значение для правильного рассмотрения данного дела, как то: достоверность поступившей от заявителя (˂ФИО˃) информации, перечень лиц, которым известны персональные данные заявителя, наличие доказательств того, что заявителем или третьими лицами от имени заявителя не совершались действия по предоставлению ее персональных данных не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

 Так, согласно письменным пояснениям ˂ФИО˃, составившей протокол об административном правонарушении № ˂Номер˃ от 14.08.2019 г.  которые были даны 19.09.2019г., с целью идентификации заявителя при личном приеме ˂ФИО˃ был предъявлен документ, удостоверяющий её личность (с адресом регистрации) и предоставлен оригинал письма от ˂Наименование организации˃ с персональными данными заявителя. Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных», возлагается на оператора.

 На запросы ˂Наименование организации˃ не представлены документарные доказательства получения согласия заявителя ˂ФИО˃ на обработку её персональных данных ˂Наименование организации˃, на личном приеме в Управлении заявитель ˂ФИО˃ пояснила, что согласие на обработку своих персональных данных ˂Наименование организации˃» не давала.

 Также согласно письменным пояснениям ˂ФИО˃ с целью объективного и полного рассмотрения обращения Управлением в адрес ˂Наименование организации˃ были направлены запросы по существу доводов заявителя ˂ФИО˃, была осуществлена попытка заполнить персональные данные, которые предполагаются к заполнению посетителям сайта <Адрес> в объеме: фамилия, имя, отчество, эл. почта, город, улица, дом, квартира, индекс. Однако, указанные действия не дали возможности отправить форму Анкеты на регистрацию в связи с тем, что без заполнения обязательных полей отмеченных звездочкой (*), «фамилия, имя, город, улица, дом, квартира, индекс», а также «телефон» невозможно подписаться (зарегистрироваться) на сайте ˂Наименование организации˃ на  рассылку.

 Указанные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении ˂Наименование организации˃ требований ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».

 При назначении наказания мировой судья учитывает обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, отсутствие сведений о привлечении ˂Наименование организации˃ ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, что мировой судья признает обстоятельством, смягчающим административную ответственность, обстоятельств, отягчающих административную ответственность по делу не установлено.

 Мировой судья не находит оснований для освобождения юридического лица ˂Наименование организации˃ от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.

 Пленумом Верховного Суда РФ в п. 21 постановления от 24.03.2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

 Вопреки доводам защитника привлекаемого лица, характер, совершенного правонарушения по ч. 1 ст.13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, объектом посягательства которого являются общественные отношения в области защиты персональных данных, свидетельствует о пренебрежительном отношении к законодательству в указанной сфере и тем самым к исполнению обязанности осуществлять обработку персональных данных в установленном законом порядке, в том числе с предварительного согласия субъекта персональных данных,  что следует признать существенным нарушением охраняемых общественных отношений в указанной сфере.

 Помимо этого в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 1-П разъяснено, что в системе действующего правового регулирования освобождение от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения не может использоваться для целей учета имущественного и финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Кроме того, освобождение от административной ответственности путем признания правонарушения малозначительным во всех случаях, когда правоприменительный орган на основе установленных по делу обстоятельств приходит к выводу о несоразмерности наказания, предусмотренного конкретной статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеру административного правонарушения, противоречило бы вытекающему из принципа справедливости принципу неотвратимости ответственности, а также целям административного наказания и не обеспечивало бы решение конституционно значимых задач законодательства об административных правонарушениях (статья 1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

 В связи с чем, мировой судья считает возможным назначить юридическому лицу – ˂Наименование организации˃ минимальное наказание, предусмотренное санкцией ч. 1  ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией данной статьи.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья

ПОСТАНОВИЛ:

 Признать юридическое лицо ˂Наименование организации˃ виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.13.11  Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 30000 (тридцать тысячи) рублей.

 Квитанция об оплате штрафа подлежит возврату на судебный участок.

Получатель: УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (Управление Роскомнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу), Лицевой счет 04241А19150, ИНН 2901126362, КПП 290101001, Наименование Банка получателя Отделение Архангельск г. Архангельск, БИК 041117001, Расчетный счет 40101810500000010003, ОКТМО 11701000, КБК 09611690040046000140,  УИН 09600000000020201136

 В соответствии со ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении шестидесяти дней орган, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Согласно ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

 Постановление может быть обжаловано в Лефортовский районный суд города Москвы через мирового судью судебного участка №273 района Лефортово города Москвы в течение десяти суток со дня получения его копии.

 

Мировой судья

                     Д.В. Иванов

 

Источник: http://mos-sud.ru/services/servicetext/servicetextas/?id=20543772&year=2019

Информация по делу
Статьи
ч.1 ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок №273 района Лефортово города Москвы
Судья
Иванов Д.В.
Дата решения
2019-09-25
Категории
Сайт
Согласие
Часть 1 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Другие дела из подобных
категорий:

Размещение на официальном сайте материала, содержащего персональные данные гражданина

Обработка персональных данных, являющихся избыточными по отношению к заявленным целям обработки

Размещение в подъезде многоквартирного дома плакатов, содержащих персональные данные субъекта

Размещение на интернет-страницах персональных данных граждан без законного основания

На сайте МБОУ не опубликован документ - политика в отношении обработки персональных данных, требования к защите

Передача персональных данных работников без их письменного согласия согласия, несоответствие формы согласия закону

Обработка персональных данных управляющей компанией

Неразмещение на сайте документа, определяющего политику

Наличие базы данных клиентов на сторонних ресурсах

Отсутствие документов, определяющих политику в отношении обработки персональных данных и (или) сведений о реализуемых требованиях к защите персональных данных

Размещение в социальной сети «В Контакте» фотографии искового заявления

Распространение изображения физического лица и его несовершеннолетнего ребенка

Размещение на сайте публичного доклада, содержащего персональные данные

Отсутствие на сайте оператора документа, определяющего политику и требования к защите персональных данных

Обработка персональных данных работников без письменного согласия