Судебная практика

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

 

 г. Самара                                                            «07» мая 2018 года

 

Резолютивная часть постановления оглашена 03.05.2018 года.

Мотивированное постановление изготовлено 07.05.2018 года.

 

Мировой судья судебного участка № 41 Промышленного судебного района г. Самары Самарской области Дяченко В.А., рассмотрев дело <НОМЕР> об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ˂Наименование учреждения˃  <НОМЕР>» городского округа <АДРЕС>, ИНН <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР> местонахождения: <АДРЕС>,

У С Т А Н О В И Л:

 05.04.2018 года заместителем прокурора Промышленного района г.Самары в отношении юридического лица - МБДОУ «Детский сад комбинированного вида <НОМЕР>» г.о. <АДРЕС> вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, согласно которому в  ходе проведения проверки прокуратурой района установлено, что <ДАТА5> заведующей ˂Наименование учреждения˃ <НОМЕР> г.о. Самара утверждено «Положение об организации работы с персональными данными воспитанников». Установлено, что ˂Наименование учреждения˃ имеет официальный сайт в сети Интернет: ˂Ссылка на адрес сайта˃.

  В нарушение требований ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ на официальном сайте ˂Наименование учреждения˃ документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных ˂Наименование учреждения˃ не опубликован, неограниченный доступ к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно­-телекоммуникационной сети не обеспечен. Действия юридического лица - ˂Наименование учреждения˃ образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ. Законный представитель ˂Наименование учреждения˃ - заведующая Учреждением ˂ФИО˃ в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения признала, пояснила, что на данный момент документ, определяющий политику ˂Наименование учреждения˃ в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных опубликован.

 Помощник прокурора Промышленного района г. Самары ˂ФИО˃ в судебном заседании доводы, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении поддержала в полном объеме, просила привлечь ˂Наименование учреждения˃ к административной ответственности по ч. 3 ст.13.11 КоАП РФ. Выслушав представителя ˂Наименование учреждения˃ ˂ФИО˃, помощника прокурора Промышленного района г. Самары ˂ФИО˃, изучив материалы административного дела, мировой судья приходит к следующему.

 Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение; событие административного правонарушения - это факт совершения лицом действия, предусмотренного КоАП, за которое установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

 Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. На основании ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. В соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 327-ФЗ «Об образовании РФ», образовательная организация обязана соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

  Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.

В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ, оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

  Согласно ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», обработка персональных данных должна осуществляться в соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных. Согласно положению об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и коммуникаций по Самарской области, утвержденного Приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 года № 27 Управление обладает полномочиями в сфере персональных данных, в том числе ведет реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных. В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных. Уведомление, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, направляется в виде документа на бумажном носителе или в форме электронного документа и подписывается уполномоченным лицом. Положениями ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ установлено, что оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, обязан опубликовать в соответствующей информационно-телекоммуникационной сети документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети. Частью 3 статьи 13.11 КоАП РФ, установлена административная ответственность за невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Как следует из материалов дела и установлено в ходе рассмотрения дела мировым судьёй, в ходе проведения проверки прокуратурой Промышленного района г. Самары установлено, что 12.01.2015 года заведующей ˂Наименование учреждения˃ утверждено «Положение об организации работы с персональными данными воспитанников». Установлено, что ˂Наименование учреждения˃ имеет официальный сайт в сети Интернет: ˂Ссылка на адрес сайта˃.

  В нарушение требований ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ на официальном сайте ˂Наименование учреждения˃ документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных ˂Наименование учреждения˃ не опубликован, неограниченный доступ к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно­-телекоммуникационной сети не обеспечен.

 Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в частях 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат. Факт совершения ˂Наименование учреждения˃ административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ, установлен и подтверждается следующими доказательствами: - постановлением заместителя прокурора Промышленного района г. Самары о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.04.2018 года; - решением о проведении проверки от 27.03.2018 года; - актом проверки от 27.03.2018 года; - положением ˂Наименование учреждения˃ «Об организации работы с персональными данными воспитанников» от 12.01.2015 года; - свидетельствами о внесении записи в ЕГРЮЛ, о постановке на учёт в отношении ˂Наименование учреждения˃; - уставом ˂Наименование учреждения˃; - скриншотами с сайта Учреждения и другими материалами дела.

 Оценивая собранные по делу доказательства, судья приходит к выводу о наличии в действиях ˂Наименование учреждения˃ состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ, поскольку последним допущено невыполнение предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Доказательства соблюдения Учреждением требований ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» в части размещения соответствующего документа (акта) в установленном порядке и своевременно в материалах дела отсутствуют. Таким образом, исследовав материалы дела, судья полагает, что обстоятельства, подлежащие выяснению по делу в силу ст. 26.1 КоАП РФ установлены. Доказательства, собранные по делу являются допустимыми, относимыми и достаточными для вывода о виновности ˂Наименование учреждения˃ в полном объеме, в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ.

 Сроки давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истекли. Мировой судья, обсуждая вопрос об административном наказании, отмечает следующее. В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

 При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 ст. 4.1 КоАП РФ). Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае. При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной  справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность судом не установлено.

Оснований для применения положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, не усматриваю.

 Таким образом, принимая во внимание характер правонарушения, установленные по делу обстоятельства, имущественное и финансовое положение юридического лица, ранее ˂Наименование учреждения˃ <НОМЕР>» г.о. Самара не привлекалось к административной ответственности за аналогичные прапвонарушения, и с учетом конкретных обстоятельств дела, отсутствия обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, прихожу к выводу о необходимости назначения наказания ˂Наименование учреждения˃ в виде предупреждения, то есть минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ. Оснований для освобождения лица от административной ответственности и наказания, а равно и прекращения производства по делу, в том числе и по основаниям, предусмотренным ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, мировой судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать юридическое лицо - ˂Наименование учреждения˃ виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде предупреждения. В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела.

Постановление может быть обжаловано в Промышленный районный суд г. Самары в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через мирового судью судебного участка № 41 Промышленного судебного района г. Самары Самарской области.

Мировой судья                                                                        В.А.Дяченко

Информация по делу
Статьи
ч.3 ст.13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок №41 Промышленного судебного района г. Самары Самарской области
Судья
Дяченко В.А.
Дата решения
2018-05-07
Категории
Сайт
Часть 3 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Обязанность оператора
Политика
Другие дела из подобных
категорий:

Отсутствие политики образовательного учреждения на сайте

Непринятие УК локальных актов, предусмотренных законом

Не назначено лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных

Политика отсутствует на сайте МБДОУ

Размещение плана проверок на сайте с указанием адреса места жительства ИП

Отсутствие политики под формой сбора данных

Отсутствие политики на сайте ЛПУ

Неопубликование политики

Признание деятельности интернет – ресурса незаконной и нарушающей права гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну

Отсутствие на сайте политики при возможности заполнения различных форм

Отсутствует лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных

В потребительском кооперативе локальных актов по вопросам обработки персональных данных не принято

Повторное неисполнение обязанности по локализации базы данных на территории РФ

Отсутствие политики на сайте учреждения

Отсутствие в свободном доступе (в.т.ч. на сайте) Политики в отношении обработки персональных данных