Судебная практика

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

И М Е Н Е М  Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р АЦ И И

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ханты-Мансийск 30 мая 2018 г. Дело № А75-2584/2018

Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2018 г.

Полный текст решения изготовлен 33 мая 2018 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Касумовой С.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Стец С.С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску акционерного общества «Водоканал» (ОГРН __, ИНН __, место нахождения: адрес) к обществу с ограниченной ответственностью «Наименование» (ОГРН _, ИНН _, место нахождения: адрес) о признании действий об отказе в предоставлении персональных сведений незаконными, обязании предоставлять персональные данные, при участии представителей сторон, от истца – ФИО по доверенности от 31.12.2017 № 16, от ответчика – не явились, 

у с т а н о в и л :

акционерное общество «Водоканал» (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «НАИМЕНОВАНИЕ» (далее - ответчик) о признании действий, связанных с отказом в предоставлении персональных сведений о потребителе услуг, незаконными. С учетом измененных исковых требований, принятых к рассмотрению протокольным определением суда от 11.04.2018, истец просил признать действия 2 ответчика, связанные с отказом в предоставлении персональных сведений о потребителе услуг, незаконными, и обязать ответчика предоставить указанные сведения (т. 2 л.д. 69- 70). Протокольным определением суда от 11.04.2018 судебное разбирательство по делу было отложено на 23.05.2018. Согласно части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом дело рассмотрено в отсутствие ответчика.

   Ответчик представил отзыв на исковое заявление, в котором не возражал против удовлетворения исковых требований (т. 2 л.д. 64). Суд, исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

   Как следует из материалов дела, истец является ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей за плату услуги населению по снабжению водой, приему и очистке сточных вод. 20.02.2018 истец обратился к ответчику с запросом о предоставлении поквартирных карточек и справок на зарегистрированных граждан по указанном истцом адресам (т. 1 л.д. 127).

  Отказ управляющей организации в предоставлении указанных сведений, содержащих персональный данные граждан (т. 1 л.д. 128), послужил основанием для обращения истца в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с настоящим исковым заявлением.

  Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации обращение с иском является способом защиты гражданских прав и направлено на восстановление нарушенных прав. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен соответствовать характеру нарушенного права. По смыслу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, если удовлетворение иска не направлено на восстановление права, в защиту которого заявлен настоящий иск, избранный способ защиты не соответствует характеру нарушенного права, то есть, является ненадлежащим. 3 В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон № 152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Пунктом 2 названной статьи установлено, что оператором персональных данных является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Согласно статье 2 Закона № 152-ФЗ его целью является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. В силу части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных данным Федеральным законом. При этом данной нормой допускается возможность обработки персональных данных в отсутствие согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, в том числе, в случае, если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, а также если обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных. Как установлено частями 4, 5 этой же статьи лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. В случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несет ответственность перед оператором. По смыслу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные 4 условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ). Из части 2.3 названной статьи следует, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, а также за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома. В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится, в том числе, на основании платежных документов, в которых, среди прочего, подлежат указанию: 5 Ф.И.О. плательщика (собственника, нанимателя), адрес помещения, площадь помещения, количество проживающих в помещении человек, указываются объемы коммунальных услуг, установленные тарифы и начисленные размеры платы за коммунальные услуги (часть 2 статьи 155 ЖК РФ). Пунктом 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила № 416), предусмотрено, что под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме. В силу подпунктов "б", "ж" пункта 4 указанных Правил управление многоквартирным домом обеспечивается выполнение следующих стандартов: - сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных; - организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг, в том числе путем начисления обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформления платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; ведения претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации. Учитывая изложенное, осуществляя деятельность по управлению многоквартирными домами на основании соответствующих договоров управления, ответчик действительно является оператором персональных данных, поскольку в силу действующего жилищного законодательства он имеет право и обязан осуществлять сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также осуществлять обработку полученных персональных данных в целях управления многоквартирными домами, обеспечения благоприятных 6 и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества, а также предоставления коммунальных услуг гражданам. В этой связи, учитывая, что сбор, хранение и обработка персональных данных в отношении граждан, проживающих в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется ответчиком, производится в соответствии законом для осуществления и выполнения возложенных на него законодательством Российской Федерации функций управляющей организации, согласие субъектов персональных данных на обработку персональных данных в силу прямого указания пункта 2 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ не требуется.

   Как установлено частью 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьи 171 настоящего Кодекса. Частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.

   Согласно пункту 64 Правил № 354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива.

  Таким образом, при наличии решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные ресурсы непосредственно 7 ресурсоснабжающим организациям, последние при наличии задолженности за поставленные коммунальные ресурсы не лишены права на обращение в соответствующий суд с иском о ее взыскании с потребителей коммунальных ресурсов. Вместе с тем действующим законодательством не предусмотрена обязанность управляющей компании предоставить персональные сведения о потребителях коммунальных услуг по требованию ресурсоснабжающей организации, предоставляющей спорные коммунальные услуги. По мнению суда, истец не доказал факта реального нарушения своих прав и законных интересов и восстановления их путем признания действий управляющей компании незаконными и обязания ее предоставить персональные сведения в отношении потребителей коммунальных услуг.

   В противоречие статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не доказал возможность восстановления нарушенных прав заявленным способом защиты. Избрание истцом ненадлежащего способа защиты нарушенных прав является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Помимо этого требования, заявленные истцом, являются не конкретизированными. В предмете требований не определено, сведения в отношении каких именно потребителей коммунальных услуг (адреса многоквартирных домов, номера квартир) необходимы истцу.

   На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении исковых требований истца. Принимая во внимание отказ в удовлетворении исковых требований, в соответствии с положениями статей 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся судом на истца; в недостающей части государственная пошлина подлежит взысканию с истца в доход федерального бюджета. Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 8, 9, 64, 65, 67, 68, 70, 71, 75, 110, 112, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении исковых требований отказать.

 Взыскать с акционерного общества «Водоканал» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

  Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

   Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья                                                                           С.Г. Касумова

Источник: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/1aa9173e-f4e7-47bf-bc14-21d5ef1317ca/8d69fab3-7a16-4faa-9029-abb1bedbab98/A75-2584-2018_20180530_Reshenija_i_postanovlenija.pdf

Информация по делу
Статьи
ФЗ "О персональных данных", ЖК РФ
Суд
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа
Судья
Касумова С.Г.
Дата решения
2018-05-30
Категории
Предоставление
Другие дела из подобных
категорий:

Передача персональных данных по договору уступки прав требования

Направление письма в администрацию городского округа с приложением служебной записки, в которой указаны год рождения и адрес регистрации

Предоставление информации при подаче заявки в микрофинансовую организацию для оформления кредита, содержащей персональные данные  без согласия субъекта персональных данных

Предоставление банком персональных данных третьему лицу по ошибке

Множество нарушений в деятельности фонда капитального ремонта

Несоблюдение Оператором обязательных требований при заключении договора аутсорсинга

Передача персональных данных несовершеннолетних без согласия их законных представителей

Направление уведомления должнику об уступке права требования с приложением списка всех должников

Размещение персональных данных в Telegram

Направление обращения в следственное управление, содержащего персональные данные третьего дица

Направление письма третьему лицу, содержащего персональные данные гражданки и ее несовершеннолетнего сына, касающиеся их частной жизни

Передача персональных данных должников по агентскому договору

Включение в договор согласия на обработку персональных данных

Обработка персональных данных должников по поручению

Предоставление ответа на запрос субъекта