Решение по административному делу
Дело <НОМЕР>
УИД 29MS0034-01-2019-001100-20
Постановление
о назначении административного наказания
<ДАТА1> город <АДРЕС>
Мировой судья судебного участка <НОМЕР> <АДРЕС> судебного района <АДРЕС> области расположенного по адресу: <АДРЕС> область, г. <АДРЕС> ул. <АДРЕС> бригад, 8 корп. 1, Львов В.И., рассмотрев материалы о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.13.11 КоАП РФ в отношении
Акционерного <ФИО1> зарегистрированного по адресу: Архангельская область, г. ___, ул. АДРЕС, ОГРН НОМЕР, ИНН НОМЕР,ранее не привлекавшегося к административной ответственности.
При рассмотрении дела законный представитель АО <ФИО2> - ФИО присутствовала.
В судебном заседании законному представителю АО <ФИО2> ФИО права, предусмотренные ст.25.4 КоАП РФ разъяснены и понятны.
Отводов, заявлений, ходатайств не поступило.
Выслушав законного представителя АО <ФИО2>, исследовав материалы дела, мировой судья,
установил:
АО <ФИО2> виновно в обработке персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
Административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.
В ходе плановой выездной проверки соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обработки персональных данных в отношении АО <ФИО2> выявлены нарушения требования ч.1 ст. 6 Федерального закона <НОМЕР> «О персональных данных» от <ДАТА2> в части обработки персональных данных физических лиц - собственников, нанимателей и лиц, совместно с ними проживающих по домам, вышедшим из управления МУП «НАИМЕНОВАНИЕ» в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
Законный представитель <ФИО3> с протоколом об административном правонарушении согласна.
Согласно ч.1 ст. 23 Федерального закона от <ДАТА3> <НОМЕР> «О персональных данных» уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возложено осуществление функций по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям вышеуказанного закона, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере связи и информационных технологий. На территории <АДРЕС> области и Ненецкому автономному округу таким органом является Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <АДРЕС> области и Ненецкому автономному округу.
Постановлением Правительства РФ от <ДАТА4> <НОМЕР> утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в соответствии с абз. 2 п. 1 которого Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных.
На основании п.п. 6, 7.1.4.1 Положения об Управлении Роскомнадзора по <АДРЕС> области и Ненецкому автономному округу, утвержденного Приказом Роскомнадзора от <ДАТА5> <НОМЕР>, Управление осуществляет функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных на территории <АДРЕС> области и Ненецкого автономного округа.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от <ДАТА2>г. <НОМЕР> «О персональных данных» персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Согласно п.3 ч.5 ст.23 Федерального закона от <ДАТА3> <НОМЕР> «О персональных данных» уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных обязан вести реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных.
Пункт 2 статьи 3 Федерального закона от <ДАТА3> <НОМЕР> «О персональных данных» гласит: оператор - это государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
На основании п.3 ст.3 указанного выше закона, обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных
АО <ФИО2> является оператором, осуществляющим обработку персональных данных на территории <АДРЕС> области и включено в общедоступный реестр операторов, расположенный по адресу <ОБЕЗЛИЧЕНО> c регистрационной записью под <НОМЕР>.
Согласно ч. 1 ст. 6 вышеуказанного Закона, обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На основании п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от <ДАТА3> <НОМЕР> «О персональных данных» обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. В п.2-11 указанной статьи определены условия, при наступлении которых обработка персональных данных допускается без согласия субъекта персональных данных.
Из ч.3 ст. 9 Федерального закона от <ДАТА3> <НОМЕР> «О персональных данных» следует, что обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, возлагается на оператора.
Как установлено в судебном заседании, <ДАТА7> в 10 час. 30 мин. по результатам плановой выездной проверки было выявлено (факт выявления отражен в п.2.2 и п. 3.2.3 Приложения <НОМЕР> к Акту проверки <НОМЕР> от <ДАТА7>), что АО <ФИО2> нарушены требования ч.1 ст.6 Закона <НОМЕР> в части обработки персональных данных физических лиц - пользователей официального сайта Оператора и родственников детей, отдыхающих в ДОЛ "Наименование", в отсутствие их согласия и иных оснований, предусмотренных законодательством.
В рамках проверки комиссией установлено, что на официальном интернет-ресурсе АО <ФИО2> по адресу: <ОБЕЗЛИЧЕНО> используется форма обратной связи, посредством которой с указанием своего адреса электронной почты пользователи сайта могут отправить сообщение, которое поступает на электронную почту Оператора (адрес).
В качестве подтверждения того, что данная онлайн-форма Оператора используется пользователями сайта <ОБЕЗЛИЧЕНО> и сообщения поступают в АО <ФИО4> сделаны скриншоты, в частности, обращения, поступившего <ДАТА8> в 17:53 на адрес электронной почты <адрес>, содержащего сведения о субъекте персональных данных в объеме: имя, адрес электронной почты, сведения о наличии ребенка, его возраст).
В соответствии с п.1 ч. 1 статьи 6 Федерального закона от <ДАТА2> <НОМЕР> «О персональных данных» обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. На основании ч.1 ст. 9 субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.
Указанная онлайн-форма на сайте Оператора не предусматривает возможность для субъекта персональных данных поставить отметку о своем согласии на обработку персональных данных, указанных в электронной форме, чем нарушаются требования ч.1 ст.6 Закона <НОМЕР>.
Таким образом, АО <ФИО4> в нарушение обязанности, установленной ч. 1 ст. 6 Закона <НОМЕР>, не соблюдает условия обработки персональных данных, а именно допустило обработку персональных данных пользователей своего официального сайта <ОБЕЗЛИЧЕНО> в отсутствие их согласия и иных оснований, предусмотренных законодательством.
Также, в рамках проверки комиссией установлено, что на базе АО <ФИО2> в летний каникулярный период действует детский оздоровительный лагерь ДОЛ "НАИМЕНОВАНИЕ", предоставляющий услуги в сфере отдыха и оздоровления детей.
При оформлении ребенка на смену в ДОЛ "НАИМЕНОВАНИЕ" законный представитель ребенка заключает Договор об организации отдыха и оздоровления ребенка. Первично законный представитель ребенка заполняет заявление на имя директора АО <ФИО2> о предоставлении путевки, подписывает согласие на обработку персональных данных своих и своего ребенка по типовой форме, утвержденной Оператором приказом <НОМЕР> от <ДАТА9> (Приложение <НОМЕР>).
Также, каждый заказчик (законный представитель) заполняет типовую форму "Анкета ребенка", содержащую сведения как о ребенке (фамилия, имя, отчество, возраст, дата рождения, место учебы, класс, увлечения, наличие навыков плавания, перенесенные заболевания, наличие/отсутствие аллергических реакций, нахождение на диспансерном учете и пр.), так и сведения о третьих лицах - родственниках ребенка, в том числе, не являющихся его законными представителями, в объеме: фамилия, имя, отчество, номер телефона, степень родства. Так, в частности, во взятых копиях "Анкеты ребенка" на несовершеннолетнего ФИО1 (заполнена матерью от <ДАТА10>) содержатся сведения о тете ФИО2, в "Анкете ребенка" на несовершеннолетнего ФИО (заполнена матерью от <ДАТА11>) содержатся сведения о бабушке ФИО, отчиме ФИО3.
Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в пунктах 2-11 части 1 статьи 6 Закона <НОМЕР>, возлагается на Оператора, что определено ч. 3 ст. 9 Закона <НОМЕР>.
АО <ФИО2> в качестве правовых оснований использования в своей деятельности упомянутой выше типовой формы "Анкета ребенка" именно в том виде, в каком она используется, ссылается на то, что данная форма была утверждена постановлением министерства труда, занятости и социального развития <АДРЕС> области от <ДАТА12> <НОМЕР> в соответствии с требованиями постановления Правительства <АДРЕС> области от <ДАТА13> <НОМЕР> "О мерах по реализации областного закона "Об организации и обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей", и применяется Оператором согласно этому постановлению.
Вместе с тем, анализ содержания постановления Правительства <АДРЕС> области от <ДАТА13> <НОМЕР> показал, что в пункте 41 указанного постановления, действительно, идет речь об анкете ребенка, форма которой должна быть утверждена постановлением министерства, но, следует обратить внимание, что речь в этом пункте идет только о случаях заезда в организацию отдыха детей заявителей, указанных в пункте 30 Порядка получения сертификата (прим.: заявителей детей школьного возраста, за исключением детей-сирот), в составе организованной группы. В этом случае заявители должны предоставить сопровождающей организации, среди прочего, и указанную анкету ребенка. Иных случаев использования анкеты ребенка по форме, утвержденной постановлением министерства (в данном случае - минтрудсоцразвития АО), положениями постановления Правительства <АДРЕС> области от <ДАТА13> <НОМЕР> не предусмотрено.
Соответственно, используя утвержденную минтрудсоцразвития АО вышеуказанную типовую форму анкеты, при этом с внесенными в нее своими изменениями (без последней страницы) и предлагая ее для заполнения каждому заказчику (законному представителю ребенка), АО <ФИО2> следует соблюдать требования Закона <НОМЕР> и принятого в соответствии с ним постановления Правительства РФ от <ДАТА14> <НОМЕР> "Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации", в частности, соблюдать условия, предъявляемые пунктом 7 постановления к Оператору при использовании типовых форм документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных.
На основании вышеизложенного установлено отсутствие у Оператора правовых оснований применения формы "Анкета ребенка", утвержденной постановлением минтрудсоцразвития АО, в качестве типовой и обязательной к применению в АО <ФИО6>. Соответственно, обработка персональных данных родственников ребенка, не являющихся его законными представителями, указываемых в "Анкете ребенка" должна осуществляться с согласия субъектов персональных данных. Доказательств получения такого согласия Оператором представлено не было, что свидетельствует о нарушении ч.1 ст.б Закона <НОМЕР>.
Таким образом, АО <ФИО4> в нарушение обязанности, установленной ч. 1 ст. 6 Закона <НОМЕР>, не соблюдает условия обработки персональных данных, а именно допустило обработку персональных данных родственников (не являющихся законными представителями) детей, отдыхающих в ДОЛ "НАИМЕНОВАНИЕ", в отсутствие их согласия и иных оснований, предусмотренных законодательством.
Таким образом АО <ФИО2> допустило обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, чем нарушило ч.1 ст.6 Федерального закона от <ДАТА3> <НОМЕР> «О персональных данных».
<АДРЕС> АО <ФИО2> в совершении административного правонарушения подтверждается сопроводительной, уведомлением, протоколом от <ДАТА15>, копией уведомления, копией заявления, копией приказа от <ДАТА16>, копией приказа от <ДАТА17>, копией акта от <ДАТА7>, копией сведений о результатах проверки от <ДАТА7>, копией выписки из акта от <ДАТА7>, копией предписания от <ДАТА7>, скриншотов, копией договора от <ДАТА18>, копией договора от <ДАТА19>, копией свидетельства от <ДАТА20>, копией выписки из ЕГРЮЛ от <ДАТА21>, копией положения от <ДАТА5>, копией сопроводительной, копией списка от <ДАТА22>, копией паспорта ФИО.
Таким образом, мировой судья находит доказанным факт совершения АО <ФИО2> административного правонарушения, поскольку он подтверждается вышеперечисленными материалами дела.
Действия виновного лица подлежат квалификации по ч.1 ст. 13.11 КоАП РФ, как обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность АО <ФИО6> является признание вины, раскаянье в содеянном.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность АО <ФИО6> мировым судьей не усматривается.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, наличие обстоятельств, смягчающих ответственность, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, отсутствие тяжких последствий, суд считает возможным назначить наказание в виде предупреждения, предусмотренного ч.1 ст. 13.11 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.10, 29.11 КоАП РФ,
постановил:
Акционерное общество <ФИО2> признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.13.11 КоАП РФ, и вынести в адрес Акционерного общества <ФИО2> предупреждение.
Постановление может быть обжаловано в течении 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления в <АДРЕС> городской суд через мирового судью.
Мировой судья В.И. Львов
Источник: http://1ndv.arh.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=21805097&delo_id=1500001
Часть 1 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
категорий:
Размещение протокола в информационной системе, содержащего персональные данные субъекта
Передача персональных данных должников по договору уступки права требования
Распространение ПДн субъекта без его согласия
Обработка персональных данных работников и воспитанников организации без их письменного согласия
Включение в договор согласия на обработку персональных данных
Отсутствие в реестре операторов персональных данных
Распространение места жительства субъекта