Судебная практика

Решение по административному делу

Дело <НОМЕР>

УИД 29MS0034-01-2019-001100-20

Постановление

о назначении административного наказания

  <ДАТА1>                                                                    город <АДРЕС>

Мировой судья судебного участка <НОМЕР> <АДРЕС> судебного района <АДРЕС> области расположенного по адресу: <АДРЕС> область, г. <АДРЕС> ул. <АДРЕС> бригад, 8 корп. 1, Львов В.И., рассмотрев материалы о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.13.11 КоАП РФ в отношении

Акционерного <ФИО1> зарегистрированного по адресу: Архангельская область, г. ___, ул. АДРЕС, ОГРН НОМЕР, ИНН НОМЕР,ранее не привлекавшегося к административной ответственности.

При рассмотрении дела законный представитель АО <ФИО2> -  ФИО присутствовала.

В судебном заседании законному представителю АО <ФИО2> ФИО права, предусмотренные ст.25.4 КоАП РФ разъяснены и понятны.

Отводов, заявлений, ходатайств не поступило.

Выслушав законного представителя АО <ФИО2>, исследовав материалы дела, мировой судья,

установил:

АО <ФИО2> виновно в обработке персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

 Административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.

 В ходе плановой выездной проверки соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обработки персональных данных в отношении АО <ФИО2> выявлены нарушения требования ч.1 ст. 6 Федерального закона <НОМЕР> «О персональных данных» от <ДАТА2> в части обработки персональных данных физических лиц - собственников, нанимателей и лиц, совместно с ними проживающих по домам, вышедшим из управления МУП «НАИМЕНОВАНИЕ» в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

Законный представитель <ФИО3>  с протоколом об административном правонарушении согласна.

Согласно ч.1 ст. 23 Федерального закона от <ДАТА3> <НОМЕР> «О персональных данных» уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возложено осуществление функций по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям вышеуказанного закона, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере связи и информационных технологий. На территории <АДРЕС> области и Ненецкому автономному округу таким органом является Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <АДРЕС> области и Ненецкому автономному округу.

Постановлением Правительства РФ от <ДАТА4> <НОМЕР> утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в соответствии с абз. 2 п. 1 которого Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных.

На основании п.п. 6, 7.1.4.1 Положения об Управлении Роскомнадзора по <АДРЕС> области и Ненецкому автономному округу, утвержденного Приказом Роскомнадзора от <ДАТА5> <НОМЕР>, Управление осуществляет функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных на территории <АДРЕС> области и Ненецкого автономного округа.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от <ДАТА2>г. <НОМЕР> «О персональных данных» персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Согласно п.3 ч.5 ст.23 Федерального закона от <ДАТА3> <НОМЕР> «О персональных данных» уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных обязан вести реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных.

Пункт 2 статьи 3 Федерального закона от <ДАТА3> <НОМЕР> «О персональных данных» гласит: оператор - это государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

На основании п.3 ст.3 указанного выше закона, обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных

АО <ФИО2> является оператором, осуществляющим обработку персональных данных на территории <АДРЕС> области и включено в общедоступный реестр операторов, расположенный по адресу <ОБЕЗЛИЧЕНО> c регистрационной записью под <НОМЕР>.

Согласно ч. 1 ст. 6 вышеуказанного Закона, обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом.  

На основании п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от <ДАТА3> <НОМЕР> «О персональных данных» обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. В п.2-11 указанной статьи определены условия, при наступлении которых обработка персональных данных допускается без согласия субъекта персональных данных.

Из ч.3 ст. 9 Федерального закона от <ДАТА3> <НОМЕР> «О персональных данных» следует, что обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, возлагается на оператора.

Как установлено в судебном заседании, <ДАТА7> в 10 час. 30 мин. по результатам плановой выездной проверки было выявлено (факт выявления отражен в п.2.2 и п. 3.2.3 Приложения <НОМЕР> к Акту проверки <НОМЕР> от <ДАТА7>), что АО <ФИО2> нарушены требования ч.1 ст.6 Закона <НОМЕР> в части обработки персональных данных физических лиц - пользователей официального сайта Оператора и родственников детей, отдыхающих в ДОЛ "Наименование", в отсутствие их согласия и иных оснований, предусмотренных законодательством.

В рамках проверки комиссией установлено, что на официальном интернет-ресурсе АО <ФИО2> по адресу: <ОБЕЗЛИЧЕНО> используется форма обратной связи, посредством которой с указанием своего адреса электронной почты пользователи сайта могут отправить сообщение, которое поступает на электронную почту Оператора (адрес).

В качестве подтверждения того, что данная онлайн-форма Оператора используется пользователями сайта <ОБЕЗЛИЧЕНО> и сообщения поступают в АО <ФИО4> сделаны скриншоты, в частности, обращения, поступившего <ДАТА8> в 17:53 на адрес электронной почты <адрес>, содержащего сведения о субъекте персональных данных в объеме: имя, адрес электронной почты, сведения о наличии ребенка, его возраст).

В соответствии с п.1 ч. 1 статьи 6 Федерального закона от <ДАТА2> <НОМЕР> «О персональных данных» обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. На основании ч.1 ст. 9 субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.

Указанная онлайн-форма на сайте Оператора не предусматривает возможность для субъекта персональных данных поставить отметку о своем согласии на обработку персональных данных, указанных в электронной форме, чем нарушаются требования ч.1 ст.6 Закона <НОМЕР>.

Таким образом, АО <ФИО4> в нарушение обязанности, установленной ч. 1 ст. 6 Закона <НОМЕР>, не соблюдает условия обработки персональных данных, а именно допустило обработку персональных данных пользователей своего официального сайта <ОБЕЗЛИЧЕНО> в отсутствие их согласия и иных оснований, предусмотренных законодательством.

Также, в рамках проверки комиссией установлено, что на базе АО <ФИО2> в летний каникулярный период действует детский оздоровительный лагерь ДОЛ "НАИМЕНОВАНИЕ", предоставляющий услуги в сфере отдыха и оздоровления детей.

При оформлении ребенка на смену в ДОЛ "НАИМЕНОВАНИЕ" законный представитель ребенка заключает Договор об организации отдыха и оздоровления ребенка. Первично законный представитель ребенка заполняет заявление на имя директора АО <ФИО2> о предоставлении путевки, подписывает согласие на обработку персональных данных своих и своего ребенка по типовой форме, утвержденной Оператором приказом <НОМЕР> от <ДАТА9> (Приложение <НОМЕР>).

Также, каждый заказчик (законный представитель) заполняет типовую форму "Анкета ребенка", содержащую сведения как о ребенке (фамилия, имя, отчество, возраст, дата рождения, место учебы, класс, увлечения, наличие навыков плавания, перенесенные заболевания, наличие/отсутствие аллергических реакций, нахождение на диспансерном учете и пр.), так и сведения о третьих лицах - родственниках ребенка, в том числе, не являющихся его законными представителями, в объеме: фамилия, имя, отчество, номер телефона, степень родства. Так, в частности, во взятых копиях "Анкеты ребенка" на несовершеннолетнего ФИО1 (заполнена матерью от <ДАТА10>) содержатся сведения о тете ФИО2, в "Анкете ребенка" на несовершеннолетнего ФИО (заполнена матерью от <ДАТА11>) содержатся сведения о бабушке ФИО, отчиме ФИО3.

Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в пунктах 2-11 части 1 статьи 6 Закона <НОМЕР>, возлагается на Оператора, что определено ч. 3 ст. 9 Закона <НОМЕР>.

АО <ФИО2> в качестве правовых оснований использования в своей деятельности упомянутой выше типовой формы "Анкета ребенка" именно в том виде, в каком она используется, ссылается на то, что данная форма была утверждена постановлением министерства труда, занятости и социального развития <АДРЕС> области от <ДАТА12> <НОМЕР> в соответствии с требованиями постановления Правительства <АДРЕС> области от <ДАТА13> <НОМЕР> "О мерах по реализации областного закона "Об организации и обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей", и применяется Оператором согласно этому постановлению.

Вместе с тем, анализ содержания постановления Правительства <АДРЕС> области от <ДАТА13> <НОМЕР> показал, что в пункте 41 указанного постановления, действительно, идет речь об анкете ребенка, форма которой должна быть утверждена постановлением министерства, но, следует обратить внимание, что речь в этом пункте идет только о случаях заезда в организацию отдыха детей заявителей, указанных в пункте 30 Порядка получения сертификата (прим.: заявителей детей школьного возраста, за исключением детей-сирот), в составе организованной группы. В этом случае заявители должны предоставить сопровождающей организации, среди прочего, и указанную анкету ребенка. Иных случаев использования анкеты ребенка по форме, утвержденной постановлением министерства (в данном случае - минтрудсоцразвития АО), положениями постановления Правительства <АДРЕС> области от <ДАТА13> <НОМЕР> не предусмотрено.

Соответственно, используя утвержденную минтрудсоцразвития АО вышеуказанную типовую форму анкеты, при этом с внесенными в нее своими изменениями (без последней страницы) и предлагая ее для заполнения каждому заказчику (законному представителю ребенка), АО <ФИО2> следует соблюдать требования Закона <НОМЕР> и принятого в соответствии с ним постановления Правительства РФ от <ДАТА14> <НОМЕР> "Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации", в частности, соблюдать условия, предъявляемые пунктом 7 постановления к Оператору при использовании типовых форм документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных.

На основании вышеизложенного установлено отсутствие у Оператора правовых оснований применения формы "Анкета ребенка", утвержденной постановлением минтрудсоцразвития АО, в качестве типовой и обязательной к применению в АО <ФИО6>. Соответственно, обработка персональных данных родственников ребенка, не являющихся его законными представителями, указываемых в "Анкете ребенка" должна осуществляться с согласия субъектов персональных данных. Доказательств получения такого согласия Оператором представлено не было, что свидетельствует о нарушении ч.1 ст.б Закона <НОМЕР>.

Таким образом, АО <ФИО4> в нарушение обязанности, установленной ч. 1 ст. 6 Закона <НОМЕР>, не соблюдает условия обработки персональных данных, а именно допустило обработку персональных данных родственников (не являющихся законными представителями) детей, отдыхающих в ДОЛ "НАИМЕНОВАНИЕ", в отсутствие их согласия и иных оснований, предусмотренных законодательством.

Таким образом АО <ФИО2> допустило обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, чем нарушило ч.1 ст.6 Федерального закона от <ДАТА3> <НОМЕР> «О персональных данных».

<АДРЕС> АО <ФИО2> в совершении административного правонарушения подтверждается сопроводительной, уведомлением, протоколом от <ДАТА15>, копией уведомления,  копией заявления, копией приказа от <ДАТА16>, копией приказа от <ДАТА17>, копией акта от <ДАТА7>, копией сведений о результатах проверки от <ДАТА7>, копией выписки из акта от <ДАТА7>, копией предписания от <ДАТА7>, скриншотов, копией договора от <ДАТА18>, копией договора от <ДАТА19>, копией свидетельства от <ДАТА20>, копией выписки из ЕГРЮЛ от <ДАТА21>, копией положения от <ДАТА5>, копией сопроводительной, копией списка от <ДАТА22>, копией паспорта ФИО.

  Таким образом, мировой судья находит доказанным факт совершения  АО <ФИО2> административного правонарушения, поскольку он подтверждается вышеперечисленными материалами дела.

 Действия виновного лица подлежат квалификации по ч.1 ст. 13.11 КоАП РФ, как обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность АО <ФИО6> является признание вины, раскаянье в содеянном.

  Обстоятельств, отягчающих административную ответственность АО <ФИО6> мировым судьей не усматривается.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, наличие обстоятельств, смягчающих ответственность, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, отсутствие тяжких последствий, суд считает возможным назначить наказание в виде предупреждения, предусмотренного ч.1 ст. 13.11 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.10, 29.11 КоАП РФ,

постановил:

Акционерное общество <ФИО2> признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.13.11 КоАП РФ, и вынести в адрес Акционерного общества <ФИО2> предупреждение.

Постановление может быть обжаловано в течении 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего  постановления в <АДРЕС> городской суд через мирового судью.

Мировой судья                                                               В.И. Львов

Источник: http://1ndv.arh.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=21805097&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
ч.1 ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок № 1 Новодвинского судебного района Архангельской области
Судья
Львов В.И.
Дата решения
2019-10-02
Категории
Согласие
Часть 1 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Другие дела из подобных
категорий:

Размещение протокола в информационной системе, содержащего персональные данные субъекта

Передача  персональных данных  должников по договору уступки права требования

Обработка персональных данных близких родственников кандидатов на вакантные должности без их согласия

На сайте не опубликован документ, определяющий политику оператора в отношении обработки персональных данных, строки либо поля, в том числе со ссылкой на ознакомление с соглашением об использовании персональных данных пользователя отсутствуют

В письменных согласиях родителей отсутствуют сведения об адресе проживания и паспорте; ненадлежащее хранение личных дел

Отсутствие возможности выражения согласия на обработку персональных данных пользователей на сайте образовательного учреждения

Распространение ПДн субъекта без его согласия

Обработка персональных данных работников и воспитанников организации без их письменного согласия

Отсутствие возможности Потребителя выразить согласие или отказать в передаче персональных данных третьим лицам

Включение в договор согласия на обработку персональных данных

Отсутствие в реестре операторов персональных данных

Распространение места жительства субъекта

В деятельности учреждения выявлены нарушения

Отсутствие в согласии адреса оператора, получающего согласие субъекта персональных данных, наименования и адреса лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора

Обработка персональных данных родственников работников в объеме, превышающем предусмотренный унифицированной формой личной карточки работника Т-2