Судебная практика

5-5/17

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Мурманск                                                  12 января 2017 года.

 

            Мировой судья судебного участка № 3 Октябрьского судебного района г.Мурманска Ватанский Н.В., в помещении судебного участка ул. Тарана, д.6, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя

Е.А.1, <ДАТА2> рождения, уроженки <АДРЕС>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <АДРЕС>,  

 

У С Т А Н О В И Л:

Прокуратурой Октябрьского административного округа г. Мурманска проведена проверка по обращению Уполномоченного по правам ребенка в Мурманской области  по вопросу наличия в действиях <ОБЕЗЛИЧЕНО> Е.А.1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.11 КоАП РФ.

В ходе проведенной проверки установлено, что в деятельности <ОБЕЗЛИЧЕНО>  Е.А.1 допущены нарушения законодательства Российской Федерации о персональных данных, а именно между <ОБЕЗЛИЧЕНО>  Е.А.1 МБОУ г. Мурманска «<НОМЕР>» заключен договор <НОМЕР> от 16.09.2016 года на установку и обслуживание систем контроля и управления доступом (далее - СКУД).

В соответствии с п.1.5. договора <НОМЕР> от 16.09.2016 года между <ОБЕЗЛИЧЕНО>  Е.А.1 и родителями (законными представителями) учащихся заключается абонентский договор, согласно которому абонент обеспечивается бесконтактной картой доступа к СКУД и оплачивает предоставление услуг по СМС - информированию (далее- договор).

В рамках договора от 16.09.2016 года <НОМЕР><ОБЕЗЛИЧЕНО> поручает обработку персональных данных МБОУ г. Мурманска «<НОМЕР>».

Установлено, что в нарушение пункта 3 статьи 6 Федерального закона № 152-ФЗ, в поручении <ОБЕЗЛИЧЕНО> не определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться МБОУ г. Мурманска «<НОМЕР>» обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также не указаны требования со ст.19 Федерального закона №152-ФЗ. Проверка также показала, что договор абонентского обслуживания содержит в себе письменное согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, содержание которого не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, а именно в договоре отсутствует - адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе; способ отзыва согласия субъекта персональных данных, чем нарушена часть 4 статьи 9 Федерального закона №152-ФЗ. В соответствии с Приложением №2 к Договору на выпуск карты доступа <ОБЕЗЛИЧЕНО> осуществляет обработку биометрических персональных данных субъекта персональных данных (фотография), используемых для установления личности субъекта персональных данных. Содержание письменного согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, приложенного в договоре, не соответствие части 1 статьи 11 Федерального закона №152-ФЗ.

В ходе проведения проверки <ОБЕЗЛИЧЕНО> не представлены документы подтверждающие осуществление внутреннего контроля и (или) аудита соответствия обработки персональных данных Федеральному закону №152-ФЗ и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, политике <ОБЕЗЛИЧЕНО> в отношении обработки персональных данных, локальным актам <ОБЕЗЛИЧЕНО>, чем нарушен п.4 ч.1 ст.18.1 Федерального закона №152-ФЗ.

Кроме того, <ОБЕЗЛИЧЕНО> осуществляет сбор персональных данных в информационно- телекоммуникационной сети Интернет с использованием форм на официальном сайте <ОБЕЗЛИЧЕНО>). <ОБЕЗЛИЧЕНО> не опубликован в соответствующей информационно -телекоммуникационной сети документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также не обеспечена возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети, чем нарушена ч.2 ст.18.1 Федерального закона №152-ФЗ. Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» (далее Федеральный закон №152-ФЗ), настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами сиспользованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным. Согласно статьи 2 Федерального закона №152-ФЗ, целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Согласно частей 1,3 статьи 3 Федерального закона №152-ФЗ, под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона №152-ФЗ, обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В силу части 3 статьи 6 Федерального закона №152-ФЗ, оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (далее - поручение оператора). Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные настоящим Федеральным законом. В поручении оператора должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона. Частью 4 статьи 9 Федерального закона №152-ФЗ предусмотрено, что обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью. Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности: фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе; перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных; перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных. Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона №152-ФЗ, сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Пунктом 4 части 1 статьи 18.1 Федерального закона №152-ФЗ, установлено, что . оператор обязан принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Оператор самостоятельно определяет состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами. К таким мерам могут, в частности, относиться осуществление внутреннего контроля и (или) аудита соответствия обработки персональных данных настоящему Федеральному закону и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, политике оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам оператора. В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Федерального закона №152-ФЗ, оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональныхданных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, обязан опубликовать в соответствующей информационно-телекоммуникационной сети документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети.

<ОБЕЗЛИЧЕНО>  Е.А.1 не приняты меры, необходимые и достаточные для выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом №152-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

 Таким образом, в действиях <ОБЕЗЛИЧЕНО>  Е.А.1 мировой судья усматривает состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 13.11 Кодекса об административных правонарушениях РФ - нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

В судебном заседании  Е.А.1 после разъяснения прав, предусмотренных статьей 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, положений статьи 51 Конституции РФ, пояснила, что с правонарушением согласна, в содеянном раскаивается. Нарушения, установленные в рамках проверки ей устраняются, разработано дополнительное соглашение к договору.

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского АО г. Мурманска <ФИО2> полагала, что в действиях  <ОБЕЗЛИЧЕНО>  Е.А.1 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ.

Мировой судья, выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела об административном правонарушении, приходит к выводу о доказанности вины <ОБЕЗЛИЧЕНО>  Е.А.1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11.КоАП РФ, что подтверждается представленными суду материалами административного дела: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.12.2016 года;  обращением Уполномоченного по правам ребенка в Мурманской области от 17.11.2016 года № 03-12/3950-БК в адрес и.о. прокурора Октябрьского округа г. Мурманска; обращением от 16.11.2016 года № 03-12/1436 в адрес Уполномоченного по правам ребенка в Мурманской области; копией договора абонентского обслуживания; копией заявления на выпуск карты доступа; копией справки помощника прокурора Октябрьского округа г. Мурманска от 19.12.2016 года; письмо в адрес <ОБЕЗЛИЧЕНО>  Е.А.1 от 15.12.2016 года №2-2593ж-2016; копией свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве <ОБЕЗЛИЧЕНО> от <ДАТА10> года; копией листа записи <ОБЕЗЛИЧЕНО> от <ДАТА11> года; копией налоговой декларации от <ДАТА12> года; копией лицензионного договора <НОМЕР> от <ДАТА13> года; копией договора <НОМЕР> ОТ 16.09.2016 года с приложением; копией договора абонентского обслуживания от <ДАТА14> с <ФИО3>, с <ФИО4>, с <ФИО5>.; копией заявления на выпуск карты доступа от 17.11.2016 года; копией договора от 17.11.2016 года; скриншотами; объяснениями <ОБЕЗЛИЧЕНО>  Е.А.1 от 14.12.2016 года; положением о защите персональных данных получаемых <ОБЕЗЛИЧЕНО>  Е.А.1 (абонентов проекта «Безопасная школа»); типовой таблицей для учета абонентов; заявлением об уничтожении персональных данных; объяснениями  Е.А.1 от 12.12.2016 года.

Оценив представленные в материалах дела доказательства, мировой судья приходит к выводу, что они объективно подтверждают событие административного правонарушения и свидетельствуют о виновности <ОБЕЗЛИЧЕНО>  Е.А.1 в его совершении.

Протокол об административном правонарушении и прилагаемые к нему материалы составлены надлежащим образом, получены с соблюдением требований закона, являются допустимыми.

При определении вида наказания, мировой судья учитывает характер совершенного правонарушения, смягчающие административную ответственность обстоятельства, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств и приходит к выводу о назначении наказания в виде предупреждения.

На основании ст.13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях и руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать виновным и привлечь <ОБЕЗЛИЧЕНО> Е.А.1 к административной ответственности по статье 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Октябрьский районный суд г. Мурманска через мирового судью судебного участка № 3 Октябрьского судебного района города Мурманска в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

 

Мировой судья                                                        Н.В. Ватанский

 

Источник: http://3oct.mrm.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=26375067&case_number=5-5/2017&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок № 3 Октябрьского судебного района г.Мурманска
Судья
Ватанский Н.В.
Дата решения
2017-01-12
Категории
Сайт
Принятие мер, предусмотренных законом
Согласие
Биометрия
Предоставление
Локальные акты оператора
Политика
Другие дела из подобных
категорий:

На сайте образовательного учреждения размещены персональные данные учащихся и их законных представителей без их согласия

На сайте не опубликован документ, определяющий политику оператора в отношении обработки персональных данных, строки либо поля, в том числе со ссылкой на ознакомление с соглашением об использовании персональных данных пользователя отсутствуют

Нарушения законодательства о персональных данных в процессе деятельности образовательного учреждения

Не обеспечен доступ неограниченного круга лиц к документу, определяющему политику организации в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных

Опубликование персональных данных в социальной сети "Одноклассники"

В печатном издании опубликованы персональные данные субъекта являющегося должностным лицом, при исполнении им служебных обязанностей)

Отсутствие в свободном доступе (в.т.ч. на сайте) Политики в отношении обработки персональных данных

Не приняты меры по соблюдению законодательства

Политика отсутствует на сайте

Отсутствие согласия в анкетах религиозной организации

Не изданы локальные акты;согласия не отвечают требованиям закона

В ходе плановой проверки выявлены нарушения

Сбор персональных данных через сайт при отсутствии политики

На официальном сайте не опубликован документ, определяющий политику в отношении обработки персональных данных

Незаконное распространение персональных данных на сайте