Судебная практика

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№5-2805/2019/1м

 город Тюмень 08 октября 2019 года улица Республики, дом 6, кабинет 5

 

Мировой судья судебного участка №1 Центрального судебного района города Тюмени Вайсберг Евгения Вячеславовна, с участием ˂ФИО˃, помощника прокурора города Тюмени ˂ФИО˃, рассмотрев дело об административном правонарушении №5-2805/2019/1м, предусмотренномст.13.11 ч.1 КоАП РФ в отношении ˂ФИО˃ <ФИО1>, <ДАТА2> рождения, уроженки <АДРЕС>, место нахождения <АДРЕС>, зарегистрированной по адресу: <АДРЕС><АДРЕС>, проживающей по адресу: <АДРЕС>, ранее не привлекавшейся к административной ответственности,

У С Т А Н О В И Л :

Должностное лицо - ˂Должность˃ ˂Наименование учреждения˃ (˂Адрес˃) ˂ФИО˃, 26.07.2019 при обработке персональных данных, нарушила требования ч.1 ст.6 Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ. ˂ФИО˃ в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признала. Пояснила, что перечень документов, предоставляемых лицами, нуждающимися в получении социальных услуг, является открытым. Паспорта и трудовые книжки родственников лиц, нуждающихся в социальном обслуживании свидетельствуют о том, что члены их семей являются неработающими пенсионерами и уход осуществлять не могут. Помощник прокурора города Тюмени ˂ФИО˃ в судебном заседании указал, что Административный регламент предоставления государственной услуги по признанию гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, утвержденный распоряжением Департамента социального развития Тюменской области от 01.12.2015 № 16-р содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги; копии паспортов членов семьи, родственников заявителей данным перечнем не установлены. Суд, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, приходит к выводу о том, что должностное лицо - ˂Должность˃ ˂Наименование учреждения˃ ˂ФИО˃ подлежит привлечению к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.13.11 ч.1 КоАП РФ. Объектом правонарушения по ст. 13.11 КоАП РФ являются общественные отношения, связанные с интересом личности в информационной сфере. Дополнительным объектом являются правоотношения в сфере защиты информации. Непосредственным объектом правонарушения является право лица (субъекта персональных данных) на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а также право на защиту его персональных данных, закрепленное в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». К персональным данным относится любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Оператор персональных данных - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (п. 2 ст. 3 Закона N 152-ФЗ). Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 3 ст. 3 Закона N 152-ФЗ). Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой города Тюмени в ˂Наименование учреждения˃, расположенном по адресу: ˂АДРЕС>, проведена проверка соблюдения законодательства о персональных данных при реализации представленных полномочий. В рамках проверки 26.07.2019 проведен выборочный анализ пакетов документов по заявлениям граждан о предоставлении государственной услуги по признанию гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в ходе которого выявлены факты обработки персональных данных в случаях, непредусмотренных Федеральным законом №152-ФЗ, что подтверждается в том числе справкой Управления Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало - Ненецкому автономному округу от 26.07.2019 №17664-06/72 о результатах проведенной проверки. Установлено, что в пакетах документов заявителей на предоставление государственной услуги имеются копии паспортов членов семьи заявителей, между тем, установленным исчерпывающим перечнем документов (Административный регламент предоставления Департаментом социального развития Тюменской области государственной услуги по признанию гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, утвержден распоряжением Департамента социального развития Тюменской области от 01.12.2015 №16-р) данные документы не предусмотрены, согласия на обработку персональных данных от лиц, не являющихся заявителями, ˂Наименование учреждения˃ не получены.

Так, заявление <ФИО2> содержит копию паспорта <ФИО3> в перечне приложенных документах он не указан, аналогичный факт установлен при изучении пакета документов по заявлению <ФИО4> приложена копия паспорта и трудовая книжка <ФИО5>, у <ФИО6>, копия паспорта <ФИО6> Л., у <ФИО8> копия паспорта <ФИО9>

Согласие субъектов персональных данных - родственников заявителей не получено, доказательств обратного не представлено.

Статьей 6 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» установлены условия обработки персональных данных. В частности, пункт 2 части 1 статьи 6 ФЗ №152-ФЗ предусматривает обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных, если она необходима для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей. Частью 5 статьи 5 Федерального закона №152-ФЗ установлено, что содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.

Таким образом, выявлено нарушение, выразившееся в обработке персональных данных в случаях, не предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных».

В соответствии с приказом начальника ˂Наименование учреждения˃ о переводе работника на другую работу от 14.09.2015 №206-лс ˂ФИО˃ переведена на работу на должность ˂Должность˃. Согласно приложению №1 к приказу начальника ˂Наименование учреждения˃ от 13.05.2019 №19/1-ахд ˂ФИО˃ допущена к обработке персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации. Следовательно, в действиях ˂Должность˃ ˂ФИО˃, усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 ч.1 КоАП РФ. Вина Снигиревой Е.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 ч.1 КоАП РФ также подтверждается следующими доказательствами:

- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.09.2019, вынесенным и.о. прокурора города Тюмени в отношении ˂Должность˃ ˂ФИО˃ по ст.13.11 ч.1 КоАП РФ; - копией решения от 08.07.2019 №122 заместителя прокурора города Тюмени о проведении проверки в ˂Наименование учреждения˃; - копией справки Управления Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало - Ненецкому автономному округу от 26.07.2019 №17664-06/72 о результатах проверки, проведенной в отношении ˂Наименование учреждения˃;

- копиями материалов по заявлениям граждан;

- копией приказа начальника ˂Наименование учреждения˃ о переводе работника на другую работу от 14.09.2015 №206-лс, согласно которого, ˂ФИО˃ переведена на работу в ˂Наименование учреждения˃ на должность ˂Должность˃; - копией приказа начальника ˂Наименование учреждения˃ от 13.05.2019 №19/1-ахд об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации и копией данного положения; - копией приказа начальника ˂Наименование учреждения˃ от 01.09.2016 №52-ахдо проведении работ по обеспечению безопасности персональных данных и  копией инструкции к данному приказу;

- копией должностного регламента ˂Должность˃. Распоряжением Департамента социального развития Тюменской области от 01.12.2015 № 16-р утвержден Административный регламент предоставления данным Департаментом государственной услуги по признанию гражданина нуждающимся в социальном обслуживании. Пунктом 9.9 данного Регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимый для предоставления услуги. Копии паспортов членов семьи, родственников заявителей данным исчерпывающим перечнем не установлены. Порядок проведения проверки и процессуальный порядок возбуждения дела об административном правонарушении соблюден.

Таким образом, заслушав заключение помощника прокурора города Тюмени ˂ФИО˃ о наличии в действиях ˂ФИО˃ состава административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 ч.1 КоАП РФ, пояснения лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении ˂ФИО˃, исследовав материалы административного дела, судья приходит к выводу, что вина ˂ФИО˃ в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 ч.1 КоАП РФ - обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, установлена и подтверждена исследованными материалами дела.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, в соответствии со ст.4.2 КоАП РФ, является наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ, судом не установлено.

Вместе с тем судья учитывает, что в соответствии с примечаниями к ст.2.4 КоАП РФ ˂ФИО˃ должна нести административную ответственность как должностное лицо. При назначении административного наказания ˂ФИО˃ мировой судья учитывает характер совершенного правонарушения, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.

Руководствуясь ст. ст. 29.7- 29.11 КоАП РФ, мировой судья,

П О С Т А Н О В И Л :

Признать должностное лицо - ˂Должность˃ ˂ФИО˃ <ФИО1> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 ч.1 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 5000 (пять тысяч) рублей в доход государства.

Реквизиты счета для уплаты административного штрафа: 

Реквизиты оплаты штрафа: Получатель: УФК по Тюменской области (прокуратура Тюменской области), Банк: Отделение Тюмень, г. Тюмень, ИНН 7204006003, КПП 720301001, БИК 047102001, р/с 40101810965770510005, ОКТМО 71701000, КБК 41511690010016000140 Назначение платежа: администр. штраф по постановлению №5-2805/2019/1мВ соответствии со ст.32.2 КоАП  РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности направляет судье по адресу г.Тюмень, ул.Республики, д.6, каб.5, телефон 8(3452) 45-61-40, факс 45-63-06, email: cen1@72ms.ru. В соответствии со ст.20.25 ч.1 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов. Постановление может быть обжаловано в десятидневный срок со дня получения копии постановления в Центральный районный суд г.Тюмени путем подачи жалобы через мирового судью судебного участка №1 Центрального судебного района города Тюмени.

Мировой судья                                          Е.В. Вайсберг

 

 

Источник: http://cen1.tyum.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=27035281&case_number=26383781&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
ч.1 ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок №1 Центрального судебного района города Тюмени
Судья
Вайсберг Е.В.
Дата решения
2019-10-08
Категории
Избыточность персональных данных
Согласие
Часть 1 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Другие дела из подобных
категорий:

Отказ в предоставлении государственной услуги в отсутствие согласия на обработку персональных данных

Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) - 1

Отсутствие согласия в анкетах религиозной организации

Размещение на капоте автомобиля информации, содержащей персональные данные субъекта

Направление обращения в следственное управление, содержащего персональные данные третьего дица

Незаконная обработка персональных данных субъекта посредством направления смс-сообщений с предложением об оформлении кредита

Обработка персональных данных соискателя без его согласия

Обработка специальной категории персональных данных работников и соискателей без их письменного согласия

Фото паспорта на телефон при проведении проверки

Обработка персональных данных посредством смс-сообщений с предложениями об оформлении кредита

При оплате товара денежной купюрой достоинством 5000 рублей, продавцом затребованы персональные данные покупателя (фамилию, имя и отчество) для внесения в журнал и предложено проставить свою подпись. При отказе покупателя предоставить свои данные, ему было отказано в приобретении товара

Обработка персональных данных родственников работников в объеме, превышающем допустимый

Осуществление телефонных звонков субъекту с сообщениями о задолженности по кредитному договору

Множество нарушений в деятельности администрации

Отказ ФМС России в предоставлении информации о пересечении государственной границы России третьим лицом