Судебная практика

№ 5-684/2023

УИД 57MS0040-01-2023-002972-46

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Орёл                                                               15 июня 2023 года

Мировой судья судебного участка №1 Советского района города Орла Юдин М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении судебного участка №1 Советского района города Орла, расположенном по адресу: г.Орел, ул.Московская, д.159, каб.7, дело об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

ФИО, <ДАТА2> рождения, уроженца г. <АДРЕС> области, гражданина Российской Федерации, паспорт серии 5418 <НОМЕР>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <АДРЕС>, работающего в должности начальника отдела по работе с социально значимой категорией потребителей общества с ограниченной ответственностью «Название»,

установил:

 ФИО., являясь начальником отдела по работе с социально значимой категорией потребителей общества с ограниченной ответственностью «Название» (далее - ООО «Название», Общество), расположенного по адресу: г. ______________, не обеспечил надлежащее исполнение требований Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон «О персональных данных»), а именно: в нарушение пункта 1 части 1 статьи 6 настоящего Закона допустил неправомерную обработку персональных данных.

 Указанное нарушение выявлено Управлением Роскомнадзора по Орловской области в ходе рассмотрения обращения ФИО о нарушении его прав, как субъекта персональных данных, в части обработки его персональных данных ООО «Название» в отсутствии на то правовых оснований. Защитник ФИО1 в судебном заседании пояснил, что с выявленным нарушением порядка обработки персональных данных ФИО согласен. Нарушение порядка обработки персональных данных образовалось в результате не удаления из программы АИС РНГ адреса электронной почты ФИО, вследствие чего на адрес его электронной почты, оператором фискальных данных ООО «Эвотор ОФД», направлялись кассовые чеки об оплате газа. После получения 19 января 2023 года сообщения от ФИО сведения об адресе его электронной почты были удалены из программы АИС РНГ. В результате нарушения ФИО порядка обработки персональных данных отсутствовало причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имущественный ущерб также отсутствовал, ФИО ранее не привлекался к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, в связи с чем, просил назначить ФИО административное наказание в виде предупреждения.

 В судебное заседание ФИО не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки мировому судье не сообщил, ходатайство об отложении рассмотрения дела от него не поступало, в связи с чем, административное дело рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в соответствии со статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Исследовав материалы дела, выслушав защитника ФИО -   ФИО1, мировой судья приходит к следующему.

 В соответствии со статьей 23 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

 Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия согласно части 1 статьи 24 Конституции Российской Федерации не допускается.

 Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой государственными и муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно - телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, регулируются Законом «О персональных данных».

 Согласно пункту 1 статьи 3 Закона «О персональных данных» персональные данные - любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

 В соответствии со статьей 7 Закона «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 На основании пункта 2 статьи 3 Закона «О персональных данных» оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

 В силу пункта 3 статьи 3 Закона «О персональных данных» обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

 Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона «О персональных данных» обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

 Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных (ч. 2 ст. 5 Закона «О персональных данных»).

 Частью 1 статьи 9 Закона «О персональных данных» устанавливает, что субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.

 Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2-11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 9 Закона «О персональных данных»).

 Частью 5 статьи 21 Закона «О персональных данных» предусмотрено, что в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку его персональных данных оператор обязан прекратить их обработку или обеспечить прекращение такой обработки (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) и в случае, если сохранение персональных данных более не требуется для целей обработки персональных данных, уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления указанного отзыва, если иное не предусмотрено договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, иным соглашением между оператором и субъектом персональных данных либо если оператор не вправе осуществлять обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных на основаниях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.

 Санкцией части 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 17.13 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до шести тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

 Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в области защиты информации. Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении норм федерального законодательства, регулирующих вопросы работы с информацией о гражданах (персональными данными).

 Из материалов дела следует, что Управлением Роскомнадзора по Орловской области в ходе рассмотрения обращения ФИО проведена проверка соблюдения ООО «Название» законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных. По результатам проведенной проверки установлено, что между ФИО и ООО «Название» с 13 февраля 2020 года был заключен договор поставки газа для коммунально-бытовых нужд. В связи с продажей дома ФИО, с 15 июня 2022 года лицевой счет был переоформлен на нового собственника. 4 июля 2022 года ФИО обратился с требованием к ООО «Название» о прекращении обработки и использования его персональных данных в связи с продажей дома. 19 января 2023 года в 17 часов 22 минуты, на принадлежащий ФИО адрес электронной почты, оператором фискальных данных ООО «ЭвоторОФД», была направлена информация об оплате иным лицом за поставку газа в виде кассового чека.

 Пунктом 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

 ФИО., являясь должностным лицом - начальником  отдела по работе с социально значимой категорией потребителей ООО «Название», в соответствии с приказом о назначении на должность от 1 ноября 2022 года №435/лс, п.п.2.19, 2.23 должностной инструкции №56 от 31 июля 2020 года осуществляет текущий контроль обработки персональных данных в структурных подразделениях Общества и несет персональную ответственность за обработку персональных данных в структурных подразделениях в соответствии с требованиями законодательства Российской федерации в области защиты персональных данных. Факт административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: - протоколом об административном правонарушении № АП-57/3/63 от 11 мая 2023 года, протокол об административном правонарушении составлен правильно, с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры его оформления и соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; - согласием ФИО на обработку персональных данных от 13.07.2020 (л.д.11); - обращением ФИО о прекращении обработки персональных данных от 04.07.2022 (л.д. 12); - распечаткой кассового чека № 1218 от 19.01.2023 (л.д. 33); - обращением ФИО от 19.01.2023 (л.д.13); - ответом на обращение ФИО от 19.01.2023 (л.д. 8); - обращением ФИО о проведении проверки от 27.02.2023 (л.д.7); - приказом о переводе ФИО на должность начальника отдела по работе с социально значимой категорией потребителей ООО «Название» (л.д. 27);- копией трудового договора №167 от 09.04.2003 и дополнительным соглашением к нему от 01.11.2022 (л.д.16-19); - копией должностной инструкции начальника отдела по работе с социально значимой категорией потребителей ООО «Название» (л.д. 20-26);- объяснениями ФИО данными при составлении протокола об административном правонарушении от 11.05.2023 (л.д.4 об.). Совокупность доказательств отвечает требованиям допустимости, достоверности, достаточности. Таким образом, в действиях должностного лица ФИО содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.

  Порядок и срок давности привлечения ФИО к административной ответственности не нарушены. Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, мировой судья признает признание вины. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, мировым судьей не установлено. Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьей 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется. В соответствии с частью 3 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

 Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

 В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

 Учитывая, что ФИО. ранее к административной ответственности не привлекался, совершенное правонарушение не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, либо других возможных последствий, указанных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья приходит к выводу, что замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в данном случае является целесообразной и соответствующей требованиям части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, считает возможным назначить ФИО за допущенное административное правонарушение по части 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности административное наказание, выраженное в официальном порицании - предупреждение.

 На основании изложенного и руководствуясь статьями 4.1.1, 4.2, 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности,

постановил:

признать ФИО виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Советский районный суд города Орла в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления.

     Мировой судья                                                               М.А. Юдин

Источник: http://1sov.orl.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=16752004&case_number=15740583&delo_id=1500001 

Информация по делу
Статьи
ч.1 ст.13.11 КоАП РФ
Суд
Мировой судья судебного участка №1 Советского района города Орла
Судья
Юдин М.А.
Дата решения
2023-06-15
Категории
Жильцы МКД
Цель обработки
Обязанность оператора
Часть 1 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Другие дела из подобных
категорий:

Не назначен ответственный за обработку

Передача персональных данных в силу заключенного агентского договора

Обработка персональных данных родственников работников в объеме, превышающем предусмотренный унифицированной формой личной карточки работника Т-2

Размещение списков должников перед ресурсоснабжающими организациями

Невыполнение обязанностей, предусмотренных законом

Нарушения при обработке персональных данных абонентов

В потребительском кооперативе локальных актов по вопросам обработки персональных данных не принято

Оформление кредитной карты без согласия субъекта персональных данных

Опубликование в газете персональных данных члена комиссии

Видеонаблюдение за придомовой территорией многоквартирного дома

Передача персональных данных субъекта по договору цессии в отсутствие законных оснований

Обработка сведений об отсутствии судимости педагога без его согласия

Не обеспечена разработка и утверждение локального нормативно­го акта, регламентирующего порядок хранения и использования персональных данных работников

Невыполнение требований, предъявляемых для обработки персональных данных без использования средств автоматизации

Обработка персональных данных в связи с начислением платы за ТКО