Судебная практика

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

                       

18 февраля 2021 г.                                                                           г. Самара, пер. Репина, 4

Мировой судья судебного участка №49 Самарского судебного района г.Самары Самарской области Кашарова Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 5-86/2021 об административном правонарушении, предусмотренном  ч.1 ст. 13.11 КоАП РФ, в отношении __ <ФИО1>, <ДАТА2> рождения, уроженки <АДРЕС>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <АДРЕС>,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя прокурора <АДРЕС> района г. <АДРЕС> от <ДАТА3> должностному лицу - ООО УК «Название» __ Н.В. вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах: <ДАТА4> в ходе прокурорской проверки выявлено, что ООО УК «Название» осуществляет деятельность, связанную с обработкой персональных данных жителей МКД и работников УК, при этом, не состоит в реестре операторов персональных данных, чем нарушены требования ст. ст. 3, 6, 22 ФЗ РФ от <ДАТА5> за N 152-ФЗ "О персональных данных".

Указанное постановление, а также иные материалы дела направлены на рассмотрение по подведомственности мировому судье судебного участка N 49 <АДРЕС> судебного района г. <АДРЕС> области.

В судебном заседании представитель прокуратуры <АДРЕС> района г. <АДРЕС> - помощник прокурора <ФИО2> постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от <ДАТА3> года в отношении __ Н.В. поддержала по изложенным в таком постановлении основаниям.

В судебное заседание __ Н.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась по указанному в постановлении адресу, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что ходатайств об отложении рассмотрения дела от __ Н.В. не поступало, суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Выслушав представителя административного органа, изучив материалы дела, мировой судья приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности. Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение; событие административного правонарушения - это факт совершения лицом дейяния, предусмотренного КоАП, за которое установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от <ДАТА5> N 152-ФЗ "О персональных данных", настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 3 Федерального закона от <ДАТА5> N 152-ФЗ, персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона от <ДАТА5> N 152-ФЗ "О персональных данных", обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Согласно ст. 6 Федерального закона от <ДАТА5> N 152-ФЗ "О персональных данных", обработка персональных данных должна осуществляться в соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных.

На основании ст. 7 Указанного Федерального закона, операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от <ДАТА5> N 152-ФЗ "О персональных данных", оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных. Уведомление, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, направляется в виде документа на бумажном носителе или в форме электронного документа и подписывается уполномоченным лицом.

Частью 1 статьи 13.11 КоАП РФ, установлена административная ответственность за обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела и установлено в ходе рассмотрения дела мировым судьей, в ходе проведения проверки прокуратурой <АДРЕС> района г. <АДРЕС> установлено, что  в реестре операторов по состоянию на <ДАТА7>, осуществляющих обработку персональных данных ООО УК «Название» не значится, однако управляющая организация осуществляет деятельность, связанную с обработкой  персональных данных жителей МКД и работников. В системе ГИС ЖКХ в общем доступе размещены персональные данные <ФИО3> и <ФИО4>, чем нарушены требования ст. ст. 3, 6, 22 ФЗ РФ от <ДАТА5> за N 152-ФЗ "О персональных данных".

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица (Примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

Ответственным за обработку персональных данных ООО УК «Название» является __ Н.В., на основании договора от <ДАТА8> <НОМЕР>.

Факт совершения __ Н.В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ, установлен и подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами.

Оценивая собранные по делу доказательства, судья приходит к выводу о наличии в действиях __ Н.В. состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ, поскольку последней допущена обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния при изложенных выше обстоятельствах.

Доказательства соблюдения __ Н.В. требований ст. ст. 3, 6, 22 ФЗ РФ от <ДАТА5> за N 152-ФЗ "О персональных данных" в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, исследовав материалы дела, судья полагает, что обстоятельства, подлежащие выяснению по делу в силу ст. 26.1 КоАП РФ установлены.

Доказательства, собранные по делу являются допустимыми, относимыми и достаточными для вывода о виновности __ Н.В. в полном объеме, в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ.

Сроки давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истекли.

Мировой судья, обсуждая вопрос об административном наказании, отмечает следующее. В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 ст. 4.1 КоАП РФ). Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

К смягчающим ответственность обстоятельствам мировой судья относит признание вины в содеянном.

Обстоятельств отягчающих административную ответственность судом не установлено.

Оснований для применения положений ч. ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1, а также ст. 4.1.1 КоАП РФ, не усматривается.

Таким образом, принимая во внимание характер правонарушения, установленные по делу обстоятельства, материальное положение должностного лица, ранее __ Н.В. не привлекалась к административной ответственности за аналогичные правонарушения, и с учетом конкретных обстоятельств дела, наличия смягчающих обстоятельств и отсутствия обстоятельств отягчающих административную ответственность, суд приходит к выводу о необходимости назначения наказания __ Н.В. в виде предупреждения, то есть минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ.

Оснований для освобождения лица от административной ответственности и наказания, а равно и прекращения производства по делу, в том числе и по основаниям, предусмотренным ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, мировой судья

П ОЛ С Т А Н О В И Л:

Признать __ <ФИО1> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ и назначить ей наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в <АДРЕС> районный суд  г. <АДРЕС> в течение десяти суток со дня вручения или получения копии мотивированного постановления.

Мировой судья                                                       Н.И. Кашарова

Источник: http://49.sam.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=109523185&case_number=104599087&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
ч.1 ст.13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок № 49 Самарского судебного района г. Самары
Судья
Кашарова Н.И.
Дата решения
2021-02-18
Категории
Уведомление
Обязанность оператора
Неожиданные решения
Часть 1 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Другие дела из подобных
категорий:

Неправомерный доступ к персональным данным клиентов

Передача персональных данных собственников помещений в многоквартирных домах в рамках договора на техническое обслуживание

Отказ банком субъекту в уничтожении его персональных данных после отзыва согласия

На сайте отсутствует политика, сведения о требованиях к защите, реализуемых в организации

Ксерокопирование паспорта банком, запрет обработки номера телефона и электронной почты

В деятельности ИП установлены нарушения при работе с персональными данными

Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных.

Оператор обрабатывал персональные данные субъектов с многочисленными нарушениями законодательства о персональных данных

Наличие базы данных организации, содержащий персональные данные пользователей интернет-ресурса

Отсутствие политики на сайте и возможности выражения согласия на обработку персональных данных пациента

Размещение на сайте образовательного учреждения персональных данных несовершеннолетнего учащегося

Фото паспорта на телефон при проведении проверки

При осуществлении деятельности нарушения правил обработки

Не представлено фактов, подтверждающих проведение внутреннего контроля за соблюдением оператором и его работниками законодательства РФ о персональных данных; форма документов, подтверждающих согласие пациентов на обработку персональных данных, не соответствует требованиям ч.4 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2013 № 152-ФЗ «О персональных данных»

При наличии договора на оказание платных медицинских услуг персональные данные обрабатываются без письменного согласия