Судебная практика

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

                       

18 февраля 2021 г.                                                                           г. Самара, пер. Репина, 4

Мировой судья судебного участка №49 Самарского судебного района г.Самары Самарской области Кашарова Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 5-86/2021 об административном правонарушении, предусмотренном  ч.1 ст. 13.11 КоАП РФ, в отношении __ <ФИО1>, <ДАТА2> рождения, уроженки <АДРЕС>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <АДРЕС>,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя прокурора <АДРЕС> района г. <АДРЕС> от <ДАТА3> должностному лицу - ООО УК «Название» __ Н.В. вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах: <ДАТА4> в ходе прокурорской проверки выявлено, что ООО УК «Название» осуществляет деятельность, связанную с обработкой персональных данных жителей МКД и работников УК, при этом, не состоит в реестре операторов персональных данных, чем нарушены требования ст. ст. 3, 6, 22 ФЗ РФ от <ДАТА5> за N 152-ФЗ "О персональных данных".

Указанное постановление, а также иные материалы дела направлены на рассмотрение по подведомственности мировому судье судебного участка N 49 <АДРЕС> судебного района г. <АДРЕС> области.

В судебном заседании представитель прокуратуры <АДРЕС> района г. <АДРЕС> - помощник прокурора <ФИО2> постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от <ДАТА3> года в отношении __ Н.В. поддержала по изложенным в таком постановлении основаниям.

В судебное заседание __ Н.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась по указанному в постановлении адресу, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что ходатайств об отложении рассмотрения дела от __ Н.В. не поступало, суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Выслушав представителя административного органа, изучив материалы дела, мировой судья приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности. Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение; событие административного правонарушения - это факт совершения лицом дейяния, предусмотренного КоАП, за которое установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от <ДАТА5> N 152-ФЗ "О персональных данных", настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 3 Федерального закона от <ДАТА5> N 152-ФЗ, персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона от <ДАТА5> N 152-ФЗ "О персональных данных", обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Согласно ст. 6 Федерального закона от <ДАТА5> N 152-ФЗ "О персональных данных", обработка персональных данных должна осуществляться в соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных.

На основании ст. 7 Указанного Федерального закона, операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от <ДАТА5> N 152-ФЗ "О персональных данных", оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных. Уведомление, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, направляется в виде документа на бумажном носителе или в форме электронного документа и подписывается уполномоченным лицом.

Частью 1 статьи 13.11 КоАП РФ, установлена административная ответственность за обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела и установлено в ходе рассмотрения дела мировым судьей, в ходе проведения проверки прокуратурой <АДРЕС> района г. <АДРЕС> установлено, что  в реестре операторов по состоянию на <ДАТА7>, осуществляющих обработку персональных данных ООО УК «Название» не значится, однако управляющая организация осуществляет деятельность, связанную с обработкой  персональных данных жителей МКД и работников. В системе ГИС ЖКХ в общем доступе размещены персональные данные <ФИО3> и <ФИО4>, чем нарушены требования ст. ст. 3, 6, 22 ФЗ РФ от <ДАТА5> за N 152-ФЗ "О персональных данных".

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица (Примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

Ответственным за обработку персональных данных ООО УК «Название» является __ Н.В., на основании договора от <ДАТА8> <НОМЕР>.

Факт совершения __ Н.В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ, установлен и подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами.

Оценивая собранные по делу доказательства, судья приходит к выводу о наличии в действиях __ Н.В. состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ, поскольку последней допущена обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния при изложенных выше обстоятельствах.

Доказательства соблюдения __ Н.В. требований ст. ст. 3, 6, 22 ФЗ РФ от <ДАТА5> за N 152-ФЗ "О персональных данных" в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, исследовав материалы дела, судья полагает, что обстоятельства, подлежащие выяснению по делу в силу ст. 26.1 КоАП РФ установлены.

Доказательства, собранные по делу являются допустимыми, относимыми и достаточными для вывода о виновности __ Н.В. в полном объеме, в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ.

Сроки давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истекли.

Мировой судья, обсуждая вопрос об административном наказании, отмечает следующее. В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 ст. 4.1 КоАП РФ). Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

К смягчающим ответственность обстоятельствам мировой судья относит признание вины в содеянном.

Обстоятельств отягчающих административную ответственность судом не установлено.

Оснований для применения положений ч. ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1, а также ст. 4.1.1 КоАП РФ, не усматривается.

Таким образом, принимая во внимание характер правонарушения, установленные по делу обстоятельства, материальное положение должностного лица, ранее __ Н.В. не привлекалась к административной ответственности за аналогичные правонарушения, и с учетом конкретных обстоятельств дела, наличия смягчающих обстоятельств и отсутствия обстоятельств отягчающих административную ответственность, суд приходит к выводу о необходимости назначения наказания __ Н.В. в виде предупреждения, то есть минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ.

Оснований для освобождения лица от административной ответственности и наказания, а равно и прекращения производства по делу, в том числе и по основаниям, предусмотренным ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, мировой судья

П ОЛ С Т А Н О В И Л:

Признать __ <ФИО1> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ и назначить ей наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в <АДРЕС> районный суд  г. <АДРЕС> в течение десяти суток со дня вручения или получения копии мотивированного постановления.

Мировой судья                                                       Н.И. Кашарова

Источник: http://49.sam.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=109523185&case_number=104599087&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
ч.1 ст.13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок № 49 Самарского судебного района г. Самары
Судья
Кашарова Н.И.
Дата решения
2021-02-18
Категории
Уведомление
Обязанность оператора
Неожиданные решения
Часть 1 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Другие дела из подобных
категорий:

Получение справок с последующим предоставлением в материалы дела

Документы, определяющие политику в отношении обработки персональных данных, подлежащие опубликованию на официальном сайте государственного или муниципального органа, не размещены

Непринятие мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами

Обработка ФГУП "Почта России" персональных данных гражданки в случаях, не предусмотренных законом

Размещение данных о задолженности на сайте

Неопубликование на сайте политики при сборе данных

Отсутствие письменного согласия пациентов

Обработка персональных данных родственников работников в объеме, превышающем предусмотренный унифицированной формой личной карточки работника Т-2

Непринятие мер и невыполнение обязанностей, предусмотренных законом; направление персональных данных без согласия работников в МИФНС

Выявлен ряд нарушений в ходе проверки

Невыполнение обязанности по обеспечению локализации баз данных, содержащих ПДн граждан РФ на территории России

Не соблюдение ИП требований в части обработки персональных данных, их хранения, отсутствие согласий субъектов персональных данных на их обработку

Предоставление в материалы дела копии паспорта работника работодателем

Размещение на сайте сведений о доходах муниципальных служащих

В типовой форме анкеты, оформляемой при приеме на работу, отсутствуют обязательные сведения