Судебная практика

№ …./2019

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

 

14 февраля 2019 г.                                                      с. Курсавка

                    

 Мировой судья судебного участка № 2 Андроповского района Ставропольского края Рожкова О.Н, с участием должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении <ФИО>., рассмотрев, в открытом судебном заседании, в помещении судебного участка № 2 Андроповского района Ставропольского края, расположенного по адресу: Ставропольский край, Андроповский район, с. Курсавка, ул. Красная, д. 29, дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора муниципального бюджетного учреждения культуры ХХХХХ сельского дома культуры

<ФИО>., …. года рождения, уроженки ….., гражданки РФ, ….., зарегистрированной и проживающего по адресу: ……,

в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,-

 

у с т а н о в и л:

 4 февраля 2019 г. инспектором контрольно-счетной палаты Андроповского муниципального района Ставропольского края К. составлен протокол об административном правонарушении № 1, в отношении должностного лица - директора муниципального бюджетного учреждения культуры ХХХХХ сельского дома культуры (далее МБУК ХХХХХ СДК) <ФИО>. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КРФ об АП, согласно которого, при осуществлении контрольных мероприятий в соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Андроповского муниципального района Ставропольского края на 2018 год, было выявлено, что указанным должностным лицом, находящимся по адресу: ……, в нарушение требований ст. 86 ТК РФ, Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», приказа Министерства культуры Российской Федерации от 31 марта 2015 года № 526 «Об утверждении правил организации хранения, комплектования, учёта и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях» ненадлежащим образом оформлены личные дела сотрудников муниципального бюджетного учреждения культуры ХХХХХ сельского дома культуры, которые содержат документы, нарушающие законодательство в части защиты персональных данных и не содержат согласия на обработку персональных данных работников в бумажном или электронном виде и листы ознакомления с документами личного дела.

Статьей 26.1 КРФ об АП установлено, что по делу об административном правонарушении надлежит выяснить наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КРФ об АП, не имеется.

Ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено.

В судебном заседании должностное лицо – директор МБУК ХХХХХ СДК <ФИО>, вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КРФ об АП полностью признала, и просила назначить минимальное наказание, предусмотренное санкцией инкриминируемой статьи, пояснила, что нарушение требований действующего законодательства в части защиты персональных данных допущено по невнимательности, в настоящее время устранено.

Выслушав объяснения должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Так, в соответствии со ст. 1.2 КРФ об АП задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

В силу ч. 1 ст.2.1 КРФ об АП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об АП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 2.4 КРФ об АП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с ч. 2 ст. 13.11 КРФ об АП обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до семидесяти пяти тысяч рублей.

Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в области защиты информации. Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении норм федерального законодательства, регулирующих вопросы работы с информацией о гражданах (персональными данными).

Положениями ст. 23 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия согласно ч. 1 ст. 24 Конституции РФ не допускается.

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

Из положений ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» следует, что под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); под обработкой персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных; под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных названным Федеральным законом. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

В соответствии с ч. 1 ст. 6  Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 этой же статьи.

Согласно ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ, в случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью. Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности: 1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе; 2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных); 3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных; 4) цель обработки персональных данных; 5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных; 6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу; 7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных; 8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом; 9) подпись субъекта персональных данных.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О персональных данных», субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.

Таким образом, получение оператором от субъекта согласия на обработку персональных данных в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме является обязательным.

Согласно п. 3 ст. Федерального закона «О персональных данных» обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в пп. 2-11 ст. 6, ч. 2 ст. 10 и ч. 2 ст. 11 настоящего Федерального закона, возлагается на оператора.

Из ч. 1 ст. 24  Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», следует, что виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

В соответствии со ст.85  ТК РФ к персональным данным работника относится информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. Защита персональных данных работника от неправомерного их использования или утраты должна быть обеспечена работодателем за счет его средств в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами  (ст.86 ТК РФ). Порядок хранения и использования персональных данных работников устанавливается работодателем с соблюдением требований настоящего Кодекса и иных федеральных законов (ст.87 ТК РФ).

Согласно положениям ст.86 ТК РФ при передаче персональных данных работника работодатель должен соблюдать следующие требования: не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами, не сообщать персональные данные работника в коммерческих целях без его письменного согласия, предупредить лиц, получающих персональные данные работника, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения того, что это правило соблюдено. Лица, получающие персональные данные работника, обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности), разрешать доступ к персональным данным работников только специально уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные работника, которые необходимы для выполнения конкретных функций.

В ходе судебного заседания было установлено, что при осуществлении контрольных мероприятий в соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Андроповского муниципального района Ставропольского края на 2018 год, было выявлено, что директором муниципального бюджетного учреждения культуры ХХХХХ сельского дома культуры <ФИО>., находящейся по адресу: …., ненадлежащим образом оформлены личные дела сотрудников муниципального бюджетного учреждения культуры ХХХХХ сельского дома культуры, в частности личные дела содержат документы, нарушающие законодательство в части защиты персональных данных и не содержат согласия на обработку персональных данных работников в бумажном или электронном виде и листы ознакомления с документами личного дела.

Указанные фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными и исследованными в судебном заседании доказательствами, в том числе:

- протоколом об административном правонарушении № 1 от 4 февраля 2019 г.;

- копией пояснительной записки директора МБУК ХХХХХ СДК <ФИО>.;

- копией Устава МБУК ХХХХХ СДК;

- копией трудового договора № …. от 11 января 2012 г.;

- копией распоряжения администрации муниципального образования ХХХХХ сельсовета Андроповского района Ставропольского края от 18 августа 2008 г. № …. о переводе фио (…..) Г.Н. на должность директора МБУК ХХХХХ СДК.

В соответствии со ст.26.2 КРФ об АП доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

По правилам ст.26.11 КРФ об АП судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

При рассмотрении дела установлено, что все процессуальные документы составлены должностными лицами в пределах своей компетенции, в соответствии с требованиями КРФ об АП, представлены письменные доказательства по делу, проверена компетентность лиц, составивших протокол.

Суд считает, что представленных по делу доказательств достаточно для вынесения полного, всестороннего и объективного решения по данному делу в соответствии с требованиями ст. 26.11, 29.10 КРФ об АП.

Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по делу не усматривается.

Анализ приведенных выше доказательств в их совокупности позволяет суду сделать вывод о доказанности вины должностного лица – директора МБУК ХХХХХ СДК <ФИО>. в совершении административного правонарушения, в связи с чем, суд квалифицирует ее действия по ч. 2 ст. 13.11 КРФ об АП, как обработку персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КРФ об АП административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии с ч.1 ст.4.1 КРФ об АП административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КРФ об АП.

При назначении наказания за совершенное административное правонарушение, мировой судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Должностное лицо - директор МБУК ХХХХХ СДК <ФИО> раскаялась в совершении административного правонарушения, о чем свидетельствует полное признание своей вины, что в силу п. 1 ч. 1 ст. 4.2 КРФ об АП относится к обстоятельствам смягчающим административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность должностного лица - директора МБУК ХХХХХ СДК <ФИО>., предусмотренных ст. 4.3 КРФ об АП, судом не установлено.

Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, личность должностного лица - директора МБУК ХХХХХ СДК <ФИО>, ее имущественное положение, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд считает возможным назначить директора МБУК ХХХХХ СДК <ФИО> минимальное наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией ст. 13.11 КРФ об АП.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 3.4, 4.1-4.3, ч. 2 ст. 13.11,   ст. ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья,-

 

п о с т а н о в и л:

Признать должностное лицо - директора муниципального бюджетного учреждения культуры ХХХХХ сельского дома культуры <ФИО> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить ей наказание по этой статье в виде административного штрафа в доход государства в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

Штраф необходимо оплатить по следующим реквизитам: УФК по Ставропольскому краю (Администрация Янкульского сельсовета), …..

Разъяснить должностному лицу - директору МБУК ХХХХХ СДК ФИО положения ст. 32.2 КРФ об АП, о том, что штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

Постановление может быть обжаловано в Андроповский районный суд  (с. Курсавка) через мирового судью судебного участка № 2 Андроповского района Ставропольского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

Мировой судья                                                            О.Н. Рожкова

Источник: http://stavmirsud.ru/officework/dectextsas/?id=29384985

Информация по делу
Статьи
ч.2 ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок № 2 Андроповского района Ставропольского края
Судья
Рожкова О.Н.
Дата решения
2019-02-14
Категории
Работники
Согласие
Неожиданные решения
Часть 2 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Другие дела из подобных
категорий:

Размещение на сайте обращения, содержащего персональные данные

Обработка персональных данных родственников соискателей, иных лиц

Обработка биометрии работника без его согласия

Размещение в Instagram изображения субъекта

Размещение на стендах при входе в подъезд списков должников по оплате коммунальных услуг

Несоответствие согласия законных представителей ч.4 ст.9 ФЗ "О персональных данных"

Отсутствие локальных актов в сфере обработки персональных данных работников

Обработка банком персональных данных третьего лица, полученных от заемщика

Предоставление доступа к персональным данным бывшего работника

При наличии договора на оказание платных медицинских услуг персональные данные обрабатываются без письменного согласия

Обработка персональных данных на сайте

Аннулирование заключений в связи с уничтожением персональных данных вследствие отзыва согласия

Отсутствие в заявлениях о согласии на обработку персональных данных, адресов субъектов персональных данных, номеров основных документов, удостоверяющих их личности, сведений о дате выдачи указанных документов и выдавших его органах

Письменные согласия на обработку персональных данных совершеннолетних пользователей не отвечает требованиям ч.4 ст.9 Федерального закона 152-ФЗ

В согласии работника отсутствует перечень персональных данных (указано все категории), указано несколько целей