Судебная практика

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

 

26 июля  2018 года                                            г. Москва

Мировой судья судебного участка № 340 района Восточное Дегунино г. Москвы Белова О.А.,   находящийся по адресу: 127411, г. Москва, ул. Лобненская, д. 9А, стр. 1, рассмотрев дело № 5-479/18 по ч. 2 ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица ˂Наименование учреждения˃, зарегистрированного по адресу: ***,  ОГРН *** ИНН/КПП ***, ранее к административной ответственности привлекалось,

      

У С Т А Н О В И Л:

 Юридическое лицо - ˂Наименование учреждения˃  совершило обработку персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

 Так, ˂Наименование учреждения˃ осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: ***, с 02.02.2012 года на основании договора управления многоквартирными домами № ***, при этом является правопреемником ***. 04 июля 2018 года в 11 часов 00 минут проведенной межрайонной прокуратурой выявлено, что 28 апреля 2018 года ˂Наименование учреждения˃ при организации и проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***по вопросу выбора председателя общего собрания, уполномоченного участвовать в приемке оказанных услуг по капитальному ремонту указанного дома и другом вопросам, в нарушение требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ « О персональных данных» осуществлена обработка и распространение персональных данных ***, без согласия и в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Так сотрудниками ˂Наименование учреждения˃ 28 апреля 2018 года при подготовке и оформлении документов по процедуре общего собрания 15 мая 2018 года собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу ***, по вопросам капитального ремонта, в проектах решения общего собрания собственников помещений в доме *** в вопросе № 1  «утверждение кандидатуры председателя, секретаря общего собрания собственников» в качестве председателя указана собственник квартиры *** с указанием контактного телефона последней, при этом проекты решений общего собрания собственников помещений, содержащие персональные данные ***, (фамилию, имя, отчество, номер квартиры и телефона) были размещены сотрудниками ˂Наименование учреждения˃ 28 апреля 2018 года в почтовых ящиках жителей ***, а также на информационных стендах перед входными группами подъездов. ˂ФИО˃ не давалось письменного согласия ГБУ на обработку и распространение ее персональных данных, указанных в решениях общего собрания, что следует из ее обращения. Таким образом, ˂Наименование учреждения˃ допущены нарушения требований Федерального закона № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года « О персональных данных».

 В соответствии с ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, образует состав административного правонарушения и является длящимся.

 В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

 В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия операции, совершаемые с персональными данными.

 В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

 Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях:

1) обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

2) обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;

3) обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);

4) обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;

5) обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;

6) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

7) обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

8) обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;

9) обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, при условии обязательного обезличивания персональных данных;

10) осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных);

11) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

  Помощник Тимирязевского межрайонного  прокуратура г. Москвы в судебное заседание явился, доводы, изложенные в постановлении, поддержал.

 Представитель ˂Наименование учреждения˃ в судебное заседание  не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом о чем свидетельствует телефонограмма ( л.д. 90), ходатайств об отложении слушания дела  в суд не направила.

 В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, «Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

 Как следует из п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 10.06.2010) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КРФобАП сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КРФоАП не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.).  

 Руководствуясь ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие законного представителя ˂Наименование учреждения˃.

 Выслушав помощника Тимирязевского межрайонного прокурора,  исследовав материалы дела, суд считает, что вина ˂Наименование учреждения˃ в совершении данного правонарушения подтверждается исследованными в судебном заседании письменными материалами административного дела, а именно:

-постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 04 июля 2018 года, из которого следует, что ˂Наименование учреждения˃ осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: ***, с 02.02.2012 года на основании договора управления многоквартирными домами № 71-1-75, при этом ГБУ является правопреемником ***. 04 июля 2018 года в 11 часов 00 минут проведенной межрайонной прокуратурой выявлено, что 28 апреля 2018 года ˂Наименование учреждения˃ при организации и проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***по вопросу выбора председателя общего собрания, уполномоченного участвовать в приемке оказанных услуг по капитальному ремонту указанного дома и другом вопросам, в нарушение требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ « О персональных данных» осуществлена обработка и распространение персональных данных ***, без согласия и в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Так сотрудниками ˂Наименование учреждения˃ 28 апреля 2018 года при подготовке и оформлении документов по процедуре общего собрания 15 мая 2018 года собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу ***, по вопросам капитального ремонта, в проектах решения общего собрания собственников помещений в доме *** в вопросе № 1 «утверждение кандидатуры председателя, секретаря общего собрания собственников» в качестве председателя указана собственник квартиры *** с указанием контактного телефона последней, при этом проекты решений общего собрания собственников помещений, содержащие персональные данные *** (фамилию, имя, отчество, номер квартиры и телефона) были размещены сотрудниками ˂Наименование учреждения˃ 28 апреля 2018 года в почтовых ящиках жителей дома ***, а также на информационных стендах перед входными группами подъездов. ***не давалось письменного согласия на обработку и распространение ее персональных данных, указанных в решениях общего собрания, то следует из ее обращения. Таким образом ˂Наименование учреждения˃  допущены нарушения требований Федерального закона № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года  «О персональных данных» ( л.д. 1-6).

- копией жалобы от ***в которой она просит привлечь к ответственности лиц, винновых в распространении персональных данных ( л.д. 8-9).

- решением по вопросам повестки дня внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: *** ( л.д. 10).

- уведомлением о проведении в очно-заочной форме внеочередного общего собрания собственников помещений  в многоквартирном доме, расположенном по адресу: *** ( л.д. 11).

- объяснениями ***, из которых следует, что 28 апреля 2018 года сотрудником ˂Наименование учреждения˃  были размещены сведения с персональными данными. По заключению служебного расследования ***, было вынесено дисциплинарное взыскание ( л.д. 14-15).

- объяснениями *** ( л.д. 19-20).

- копией приказа о создании комиссии для проведения проверки по факту обращения с  жалобой ***, о размещении ее персональных данных (л.д. 27).

- объяснениями ***. из которых следует, что  ею при подготовке документов для проведения общего собрания собственников МКД, расположенного по адресу: *** использовалась информация, предоставленная сотрудниками подрядной организации ( л.д. 29).

- заключением комиссии  ˂Наименование учреждения˃  в ходе проведения которого было установлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» ( л.д. 30).

- копией приказа об объявлении заместителю начальника общего отдела *** замечания (л.д. 31).

- копией трудового договора  № 559к, заключенного между ˂Наименование учреждения˃ и ***, согласно п. 1.1 которого ***принята на должность  заместителя начальника отдела ˂Наименование учреждения˃ (л.д. 36-40).

- должностной инструкцией заместителя начальника общего отдела (л.д. 41-44).

- копией Положения об обработке и защите персональных данных, утверждённых директором ˂Наименование учреждения˃ (л.д. 46-65).

 Изучив представленные доказательства, мировой судья полагает, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении содержит все необходимые сведения, предусмотренные ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с правилами ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья находит их относимыми, допустимыми, а в совокупности достаточными для разрешения настоящего дела. Все доказательства, достоверность которых не вызывает сомнений, последовательны, непротиворечивы и полностью согласуются между собой, а потому могут быть положены в основу постановления.

 Объектом правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в области защиты информации.

 Предметом правонарушения является порядок сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных). Данный порядок определяет Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», устанавливая принципы и условия обработки персональных данных, обеспечивающие в том числе порядок реализации права субъекта данных на согласие; порядок осуществления иных прав субъекта персональных данных, включая право на доступ субъекта к своим персональным данным; права субъекта данных при обработке его персональных данных; право на обжалование действий или бездействия оператора; обязанности оператора по обработке персональных данных.

 Объективная сторона правонарушений состоит в нарушении норм федерального законодательства, регулирующих вопросы сбора и обработки работы с информацией о гражданах (персональными данными).

 Таким образом, ˂Наименование учреждения˃ в силу уставной деятельности и обязательств, совершило обработку персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

 Оценивая собранные по делу доказательства, суд считает, что вина ˂Наименование учреждения˃ установлена и доказана, его действия правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательств подтверждающих обратной стороной ГБУ не представлено. Оснований для прекращения производства по делу не установлено.

 При назначении наказания в соответствии со ст. 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, и считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа.

 На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.29.7, 29.9-29.11 Кодекса  РФ об административных правонарушениях, мировой судья, -

П О С Т А Н О В И Л:

 Признать ˂Наименование учреждения˃ виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать  тысяч) рублей.

Реквизиты взыскателя: Получатель: УФК по г. Москве ( Прокуратура г. Москвы, л/счет 04731443380, БИК 044525000, номер счета 40101810045250010041, ОКТМО 45381000, ИНН 7705019420, КПП 770501001, КБК 1 16 90010 01 6000 140.

Разъяснить, что назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КРФоАП.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, вынесшему постановление лично, или по факсу 8(495)483-6391 или на адрес электронной почты mirsud340@ums-mos.ru.

Постановление может быть обжаловано в Тимирязевский районный суд г. Москвы через мирового судью судебного участка в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

Мировой судья:                                                 О.А. Белова

 

Источник: http://mos-sud.ru/services/servicetext/servicetextas/?id=11999822&year=2018

 

Информация по делу
Статьи
ч.2 ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок № 340 района Восточное Дегунино г. Москвы
Судья
Белова О.А.
Дата решения
2018-07-26
Категории
Неожиданные решения
Часть 2 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Другие дела из подобных
категорий:

Отсутствие письменного согласия пациентов

Обработка персональных данных несовершеннолетних воспитанников без письменного согласия родителей

Обработка персональных данных в связи с осуществлением деятельности по предоставлению займов

Сбор персональных данных пользователей сайта без письменного согласия

Нарушения правил ведения и хранения трудовых книжек работников

Обработка персональных данных пациентов без их письменного согласия

Указание в согласии нескольких целей обработки персональных данных

Наличия базы данных в сети, содержащей персональные данные пользователей и клиентов Интернет-ресурса

Предоставление персональных данных по адвокатскому запросу

Отсутствие письменного согласия на обработку персональных данных заемщиков

Передача персональных данных граждан по договору в целях приема платежей физических лиц

Неисполнение обязанности по блокированию персональных данных при получении запроса субъекта, не уведомление субъектов персональных данных о получении сведений об их персональных данных

Согласие не отвечает ч.4 ст.9 ФЗ "О персональных данных"

Несоответствие согласия на обработку персональных данных ч.4 ст.9 ФЗ "О персональных данных"

Обработка персональных данных субъектов в сети Интернет без их письменного согласия.