Судебная практика

Дело № 5-649/2020                                            09 ноября 2020 года

УИД:29MS0041-01-2020-005367-56

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Мировой судья судебного участка <НОМЕР> Октябрьского судебного района г. <АДРЕС> <ФИО1>, расположенный по адресу: <АДРЕС>, ул. <АДРЕС> каб. 401, рассмотрев протокол об административном правонарушении и материалы, поступившие из управления Роскомнадзора по <АДРЕС> области и Ненецкому автономному округу (г.Архангельск, пр.Троицкий, <АДРЕС>, а/я 280) в отношении юридического лица - Министерства труда, занятости и социального развития <АДРЕС> области, расположенного по адресу: г. <АДРЕС>, пр.Новгородский, <АДРЕС>, ОГРН <НОМЕР>, ИНН <НОМЕР>,

установил:

Министерство труда, занятости и социального развития <АДРЕС> области  (далее по тексту Министерство или <АДРЕС> АО) нарушило требования ч.4 ст. 9 Закона <НОМЕР> "О персональных данных", чем совершило правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 13.11 КоАП РФ.

В судебном заседании защитник <ФИО2> с правонарушением согласился, пояснил, что все нарушения устранены в настоящее время, просил освободить министерство от административной ответственности, в связи с малозначительностью и  ограничиться устным замечанием.

Выслушав защитника, исследовав материалы дела, мировой судья приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до семидесяти пяти тысяч рублей.

16 сентября 2020 года в 11 час. 35 мин. в ходе рассмотрения материалов проверки поступивших из Прокуратуры <АДРЕС> области, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения в действиях Министерства специалистами Управления Роскомнадзора по <АДРЕС> области и Ненецкому автономному округу (далее - Управление) было обнаружено нарушение ч. 4 ст. 9 Федерального закона от <ДАТА3> <НОМЕР> «О персональных данных» (далее - Закона <НОМЕР>), обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

По представленным материалам следует, что в ходе проверки Министерства установлен факт размещения на официальном сайте оператора в
информационно-телекоммуникационной сети Интернет ˂Адрес сайта˃ в разделе сайта «Телефонный             справочник»                                                            (URL-страница: <Адрес страницы сайта>) персональных данных государственных гражданских служащих (далее - государственных служащих) и работников, замещающих должности, не относящихся к должностям государственной гражданской службы <АДРЕС> области <АДРЕС> АО (далее - работников) в объеме: фамилия, имя, отчество, наименование отдела, наименование должности, служебный абонентский номер телефона и адрес электронной почты.

В соответствии со ст. 3 Закона <НОМЕР>: персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных; распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.

Министерство является оператором, осуществляющим обработку персональных данных на территории <АДРЕС> области, и включено в реестр операторов, общедоступный по адресу в сети Интернет: http://www.pd.rkn.gov.ru, регистрационная запись под регистрационным номером <НОМЕР> (приказ Роскомнадзор от <ДАТА4> <НОМЕР>).

В соответствии с положениями ч.1 ст.6 Закона <НОМЕР> обработка персональных данных, осуществляемая оператором, должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных указанным законом. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. В соответствии с ч.1 ст.9 Закона <НОМЕР> согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.

Согласно ст. 7 Закона <НОМЕР> операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При этом обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в пунктах 2-11 части 1 статьи 6 Закона <НОМЕР>, возлагается на Министерство, что определено ч. 3 ст. 9 вышеуказанного закона.

Вместе с тем, пунктами 2-11 части 1 статьи 6 Закона <НОМЕР> предусмотрены случаи, когда допускается обработка персональных данных без согласия субъекта персональных данных на их обработку.

На основании п. 11 ч.1 ст. 6 Закона <НОМЕР> обработка персональных данных допускается в случаях, когда осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

Так, соответствующие обязательства установлены Федеральным законом от <ДАТА5> <НОМЕР> «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Федеральный закон <НОМЕР>), согласно которому государственные органы обязаны обеспечить доступ к информации о своей деятельности, в том числе к сведениям о руководителях государственного органа, его структурных подразделений, территориальных органов и представительств за рубежом (при наличии), руководителях подведомственных организаций (фамилии, имена, отчества, должности, рабочие телефоны). Иная информация может указываться только при согласии указанных лиц.

При этом обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в пунктах 2-11 части 1 статьи 6 Закона <НОМЕР>, возлагается на Оператора, что определено ч. 3 ст. 9 вышеуказанного закона.

Вместе с тем, пунктами 2-11 части 1 статьи 6 Закона <НОМЕР> предусмотрены случаи, когда допускается обработка персональных данных без согласия субъекта персональных данных на их обработку.

На основании п. 11 ч.1 ст. 6 Закона <НОМЕР> обработка персональных данных допускается в случаях, когда осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

Так, соответствующие обязательства установлены Федеральным законом от <ДАТА5> <НОМЕР> «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Федеральный закон <НОМЕР>), согласно которому государственные органы обязаны обеспечить доступ к информации о своей деятельности, в том числе к сведениям о руководителях государственного органа, его структурных подразделений, территориальных органов и представительств за рубежом (при наличии), руководителях подведомственных организаций (фамилии, имена, отчества, должности, рабочие телефоны). Иная информация может указываться только при согласии указанных лиц.

При этом, обязанность по опубликованию и размещению персональных данных иных должностей государственного органа в сети Интернет, не предусмотрена Федеральным законом <НОМЕР> и соответственно, обработка указанных сведений требует соблюдения условий, связанных с получением согласия на обработку персональных данных.

Выборочно представленные к проверке согласия на обработку персональных данных государственных служащих и работников <АДРЕС> АО являются типовыми формами и размещены на официальном сайте оператора (URL-страница: <Адрес страницы сайта>). В качестве доказательства получения согласий государственных служащих и работников Министерства на размещение их персональных данных на официальном сайте ˂Адрес сайта˃  представлены копии согласий на обработку персональных данных, в том числе <ФИО3> принятой 05 августа 2020 года на должность государственной гражданской службы <АДРЕС> области главного специалиста-эксперта отдела правового обеспечения и кадровой работы <АДРЕС> АО и <ФИО4> принятой 13.09.2020 на должность эксперта, не относящуюся к должностям государственной гражданской службы <АДРЕС> области в <АДРЕС> АО.

Подписывая данную форму, государственный служащий (копия согласия <ФИО3> на обработку персональных данных от 05.08.2020) дает согласие <АДРЕС> АО «.. .в целях поступления на государственную гражданскую службу, ее прохождения и прекращения, а также заключения любых договоров, направленных на оказания мне или другим лицам услуг, предоставления персональных данных в кредитные учреждения/банковские организации, в сторонние организации/учреждения, общественные объединения и ассоциации для оформления наградных листов и награждения/поощрения мне лично различными видами наград и поощрений, для   реализации   полномочий,   возложенных   на   <АДРЕС>   АО   действующих законодательством», а работник (копия согласия <ФИО4> от 13.09.2019) дает согласие <АДРЕС> АО «...в следующих целях: для заключения трудового договора и его дальнейшего исполнения, контроля качества выполнения должностных обязанностей, обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, проведения обучения и должностного роста, ведения учета, контроля и отчетности в соответствии с законодательными актами РФ, прохождения конкурсного отбора, включения в кадровый резерв, содействия в трудоустройстве, наполнения информационных систем в пределах обеспечения организационной деятельности оператора, осуществления оператора иной деятельности в соответствии с положениями оператора, а также в случаях, установленных действующим законодательством».

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона <НОМЕР> в целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных

Кроме этого при передаче персональных данных гражданского служащего и работника работодатель должен соблюдать требования, предъявляемые ст.42 Федерального закона от 27.07.2020 <НОМЕР> «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее -Закон <НОМЕР>) и ст.88 Трудового кодекса Российской Федерации» от <ДАТА11> <НОМЕР> (далее - ТК), соответственно.

Согласно положениям ч.4 ст.9 Закона <НОМЕР> в случаях, предусмотренных федеральным законом (в данном случае - ст.88 ТК РФ, ст.42 Закона <НОМЕР>, ст.8 Закона <НОМЕР>), обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. При этом ч.4 ст.9 Закона <НОМЕР> установлены требования к форме письменного согласия в случаях, предусмотренных федеральным законом, когда обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных.

Используемые <АДРЕС> АО типовые формы согласия на обработку персональных данных не предполагают получение согласия государственного служащего и работника на размещение  его  персональных данных на официальном сайте  Министерства ˂Адрес сайта˃.

Вопреки установленным Законом <НОМЕР> требованиям, <АДРЕС> АО в отсутствии законных оснований разместил персональные данные государственных служащих и работников, <АДРЕС> АО на официальном сайте ˂Адрес сайта˃.

Данный факт подтверждается скриншотами Интернет-страниц официального сайта <АДРЕС> АО от 14.09.2020 и типовыми формами согласий на обработку персональных данных государственных служащих и работников, утв. Приказом от <ДАТА13> <НОМЕР> и Приказом от 18.11.2020 <НОМЕР>.

У юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, Министерством нарушены требования части 4 статьи 9 Закона <НОМЕР>.

Соответственно, в действиях <АДРЕС> АО содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вина Министерства в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении, актом проверки, справкой о порядке и результатах проведенной проверки, другими письменными материалами дела.

Санкция ст. 13.11 ч. 2 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до семидесяти пяти тысяч рублей.

Административное правонарушение, совершенное Министерством, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ, но с учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, сведений о лице, привлекаемом к административной ответственности, тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемым общественным отношениям, мировой судья приходит к следующему.

Статья 2.9 КоАП РФ, устанавливая возможность освобождения от административной ответственности, предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Таким образом, из смысла ст. 2.9 КоАП РФ следует, что малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинении вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

В пункте 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от <ДАТА15> N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Как усматривается из материалов дела, на дату составления протокола об административном правонарушении, согласия на обработку персональных данных получены, противоправное деяние прекращено, таким образом, мировой судья считает, что предупредительные цели административного производства достигнуты.

С учетом изложенного, мировой судья считает возможным применить положения ст. 2.9 КоАП РФ и освободить Министерство труда, занятости и социального развития <АДРЕС> области от административной ответственности за малозначительностью административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.

Руководствуясь ст. ст. 2.9, 4.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья

постановил:

прекратить производство по делу в отношении Министерства труда, занятости и социального развития <АДРЕС> области по ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ, ограничившись вынесением устного замечания.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в <АДРЕС> районный суд г. <АДРЕС> с момента вручения либо получения копии постановления.

Мировой судья                                                            <ФИО1>

Источник: http://4okt.arh.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=26117828&case_number=25782452&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
ч.2 ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок № 4 Октябрьского судебного района г.Архангельска
Судья
Новикова Е.Н.
Дата решения
2020-11-09
Категории
Сайт
Работники
Согласие
Малозначительность административного правонарушения
Часть 2 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Другие дела из подобных
категорий:

Предоставление представителем ФМС адресной справки адвокату

Несоблюдение ТСЖ требований законодательства

Невыполнение обязательных требований законодательства в области персональных данных

Отсутствие на сайте образовательного учреждения политики

Обработка персональных данных несовершеннолетних пациентов в отсутствие согласия законных представителей

Нарушения при обработке персональных данных в деятельности университета

Обработка персональных данных пациентов без письменного согласия

Обработка специальной категории персональных данных с нарушением требований законодательства

При сборе персональных данных на сайте отсутствует политика

Отсутствие локальных актов на сайте

Анкета соискателя не отвечает требованиям законодательства

ИП не ознакомил под роспись работников с документами работодателя, уста­навливающими порядок обработки персональных данных работников

Обработка персональных данных жителей частных домовладений в силу агентского договора

Размещение в еженедельнике, а также на сайте персональных данных гражданки без согласия

Отсутствие письменного согласия пациента при наличии договора на оказание платных медицинских услуг