
Дело <НОМЕР>
УИД 21MS0058-01-2022-003248-21
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
<ДАТА1> г. <АДРЕС>
Мировой судья судебного участка <НОМЕР> <АДРЕС> района г. <АДРЕС> <ФИО1>, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении
<ФИО2>, <ДАТА2> рождения, уроженца <АДРЕС> Республики, зарегистрированного по адресу: <ОБЕЗЛИЧЕНО>, <АДРЕС> район, <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, проживающего по адресу: <АДРЕС> Республика, <АДРЕС>, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, ИНН <НОМЕР>,
установил:
В отношении индивидуального предпринимателя <ФИО2> <ДАТА3> должностным лицом - главным специалистом-экспертом Управления Роскомнадзора о <ОБЕЗЛИЧЕНО> округу составлен протокол об административном правонарушении <НОМЕР>.
<ФИО3>, составивший протокол об административном правонарушении, в судебном заседании изложенное в протоколе поддержал в полном объеме.
Должностное лицо - индивидуальный предприниматель <ФИО2> в судебном заседании вину в совершении правонарушения признал.
Выслушав объяснения, изучив материалы дела, мировой судья приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст.13.11 КоАП РФ обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской <ФИО5> в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 17.13 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до шести тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Из части 1 статьи 24 Конституции Российской <ФИО5> следует, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Согласно статье 3 <ФИО5> закона от <ДАТА4> N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее <ФИО5> закон <НОМЕР>) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); под обработкой персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных; под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.
Согласно п. 1-11 ч.1 ст. 6 <ФИО5> закона <НОМЕР> обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим <ФИО5> законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях:
1) обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
2) обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской <ФИО5> или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской <ФИО5> на оператора функций, полномочий и обязанностей;
3) обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах;
3.1) обработка персональных данных необходима для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской <ФИО5> об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);
4) обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской <ФИО5>, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных <ФИО5> законом от <ДАТА5> N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;
5) обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем. Заключаемый с субъектом персональных данных договор не может содержать положения, ограничивающие права и свободы субъекта персональных данных, устанавливающие случаи обработки персональных данных несовершеннолетних, если иное не предусмотрено законодательством Российской <ФИО5>, а также положения, допускающие в качестве условия заключения договора бездействие субъекта персональных данных;
6) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
7) обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе в случаях, предусмотренных <ФИО5> законом "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в <ФИО5> закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
8) обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;
9) обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15 настоящего <ФИО5> закона, при условии обязательного обезличивания персональных данных;
9.1) обработка персональных данных, полученных в результате обезличивания персональных данных, осуществляется в целях повышения эффективности государственного или муниципального управления, а также в иных целях, предусмотренных <ФИО5> законом от <ДАТА6> N 123-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской <ФИО5> - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 <ФИО5> закона "О персональных данных" и <ФИО5> законом от <ДАТА7> N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской <ФИО5>;, в порядке и на условиях, которые предусмотрены указанными федеральными законами;
11) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со статьей 7 <ФИО5> закона N 152-ФЗ операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела установлено, что Управлением Роскомнадзора по <ОБЕЗЛИЧЕНО> округу в период с <ДАТА8> по <ДАТА9> была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ИП <ФИО2> с целью исполнения поручения заместителя председателя Правительства Российской <ФИО6> от <ДАТА10> <НОМЕР> об осуществлении внеплановой выездной проверки по факту неправомерного доступа неограниченного круга лиц к персональным данным пользователей сайта <ОБЕЗЛИЧЕНО> и клиентов интернет-магазина <ОБЕЗЛИЧЕНО>, принадлежащего ИП <ФИО2>. По результатам внеплановой выездной проверки было выявлено, что ИП <ФИО2> допущено нарушение требований части 1 статьи 6 <ФИО5> закона <НОМЕР> в части предоставления неправомерного доступа к информационным системам персональных данных (далее - ИСПДн) ИП <ФИО2>, повлекшего за собой распространение персональных данных пользователей сайта <ОБЕЗЛИЧЕНО> и клиентов интернет-магазина <ОБЕЗЛИЧЕНО> неограниченному кругу лиц путем их размещения на сайте в сети Интернет по адресам: <ОБЕЗЛИЧЕНО>.
В сети «Интернет» по указанным адресам была обнаружена информация о распространении базы данных клиентов (пользователей сайта <ОБЕЗЛИЧЕНО>) ИП <ФИО2>. По результатам анализа фрагментов указанной базы данных клиентов установлено наличие персональных данных в объеме: ФИО; E-mail; номер телефона; адрес доставки; IP адрес.
В рамках проверки ИП <ФИО2> представлен перечень информационных систем персональных данных и списка должностей работников, допускаемых к работе, в ИСПДн, утвержденный приказом ИП <ФИО2> от <ДАТА11> <НОМЕР>.
Согласно вышеуказанному перечню информационных систем персональных данных ИП <ФИО2> для обработки персональных данных такой категории субъектов, как клиенты оператора, используется ИСПДн «1С-Битрикс24», для обработки персональных данных такой категории субъектов, как пользователи сайта оператора, используется ИСПДн «ISPmanager».
В ходе проверки <ДАТА12> был осуществлен осмотр сайта <ОБЕЗЛИЧЕНО> с правами администратора. По результатам осмотра подтверждено соответствие категорий персональных данных, обрабатываемых на сайте, категориям персональных данных, обрабатываемых в ИСПДн «1С-Битрикс24» и ИСПДн «ISPmanager».
По результатам сопоставления информации, размещенной в сети «Интернет» по указанным адресам и осмотра базы данных клиентов сайта <ОБЕЗЛИЧЕНО> было выявлено, что данные о субъектах, размещенные в сети Интернет по указанным адресам совпадают с данными, содержащимися в базе данных клиентов сайта < ОБЕЗЛИЧЕНО> (<ОБЕЗЛИЧЕНО>; <ОБЕЗЛИЧЕНО>; <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ОБЕЗЛИЧЕНО>).
Таким образом, в результате проведения проверки Управлением установлено, что правовые основания предоставления доступа к информационным системам персональных данных ИП <ФИО2>, повлекшего за собой распространение персональных данных клиентов (пользователей сайта <ОБЕЗЛИЧЕНО>) ИП <ФИО2> неограниченному кругу лиц путем их размещения на сайте в сети Интернет по адресам: <ОБЕЗЛИЧЕНО> у ИП <ФИО2> отсутствуют.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Совершение <ФИО2> административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 13.11 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе:
протоколом об административном правонарушении от <ДАТА3>, в котором изложено событие правонарушения, указано о согласии <ФИО2> с нарушением;
копией акта внеплановой выездной проверки в отношении ИП <ФИО2> от <ДАТА9>;
копией уведомления о составлении протокола об административном правонарушении от <ДАТА9>;
копией решения о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ИП <ФИО2> от <ДАТА14> <НОМЕР>;
копией уведомления о проведении внеплановой выездной проверки от <ДАТА14> <НОМЕР>;
копией листа рассылки уведомления о проведении внеплановой выездной проверки от <ДАТА14> <НОМЕР>;
копией письма о направлении приказа о внесении изменений от <ДАТА15> <НОМЕР>;
копией приказа о внесении изменений в решение от <ДАТА14> <НОМЕР>;
копией листа рассылки письма о направлении приказа о внесении изменений от <ДАТА15> <НОМЕР>;
копией скриншота экрана интернет-страниц;
видеофайлами.
Исследовав и оценив доказательства в их совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, мировой судья приходит к выводу о доказанности вины должностного лица <ФИО2> в обработке персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской <ФИО5> в области персональных данных, и, как следствие, о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 13.11 КоАП РФ.
Назначая наказание, мировой судья руководствуется требованиями ст. 4.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, и учитывает характер и последствия совершенного должностным лицом (в силу ст. ст.2.4 КоАП РФ) <ФИО2> административного правонарушения, все обстоятельства дела, степень вины привлекаемого к административной ответственности должностного лица, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, смягчающие обстоятельства (признание вины, раскаяние в содеянном, наличие на иждивении двух малолетних детей), в связи с чем считает необходимым назначить наказание в виде минимального административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи.
В соответствии со ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ч.3 ст.3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской <ФИО5> об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
За впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской <ФИО5> об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ).
Принимая во внимание изложенное, с учетом характера совершенного административного правонарушения, личность лица, привлекаемого к административной ответственности, учитывая, что должностным лицом впервые совершено административное правонарушение при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской <ФИО5>, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба, мировой судья полагает необходимым назначить ему наказание в виде предупреждения.
Руководствуясь ст. 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья
постановил:
<ФИО2> признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.13.11 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в <АДРЕС> районный суд г. <АДРЕС> через мирового судью, вынесшего постановление.
Мировой судья <ФИО1>
Источник: http://len7.chv.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=110204621&case_number=109122336&delo_id=1500001
Разглашение
Часть 1 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
категорий:
Отсутствие на сайте политики и требований к защите
На сайте раскрыты персональные данные собственников жилых помещений
Обработка персональных данных в связи с начислением платы за ТКО
Размещение в сети "Интернет" органом местного самоуправления излишних персональных данных
На сайте размещены персональные данные учеников
Распространение персональных данных без согласия субъекта
Отсутствие согласия на передачу данных
Видеофиксация хода судебного заседания без согласия участников судебного процесса
Обработка персональных данных супруга амбулаторной больной в отсутствие правовых оснований