Судебная практика

 

Фед./судья Карпова А.И.                                      Гр. дело № 33-20949

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

18 июня 2015 года

 

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Харитонова Д.М.,

судей Бурениной О.Н., Ставича В.В.,

при секретаре ФИО,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Харитонова Д.М. дело

по апелляционной жалобе **** А.А. на решение Пресненского районного суда г.Москвы от 30 марта 2015 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований **** АА к Верховному Суду РФ о признании незаконным Положения о пропускном и внутриведомственном режимах в зданиях Верховного Суда РФ от 18.06.2010 года № 11-П - отказать.

 

У С Т А Н О В И Л А

 Адвокат **** А.А. обратился в суд с заявлением к Верховному Суду РФ об оспаривании в части Положения о пропускном и внутриведомственном режимах в зданиях Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного приказом первого заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 18 июня 2010 года № 11-П, мотивируя свои требования тем, что оспаривает Положение в части, предусматривающей пропуск посетителей в здание Верховного Суда РФ после предъявления, проверки и сканирования документов, удостоверяющих личность, по разовым электронным пропускам на основании заявок, оформленных и переданных в бюро пропусков в установленном порядке, а также в части пропуска посетителей для присутствия в судебном заседании в качестве наблюдателей при наличии свободных мест на основании заявок, подписанных председателями судебных составов или председательствующими в соответствующих судебных заседаниях. Заявитель считает, что требование о предъявлении посетителями документов, их сканирование незаконно, поскольку законодатель не предусмотрел такой обязанности для граждан при посещении судов. **** А.А. также полагает, что сканирование документов посетителей, предъявляемых при входе в здание суда, нарушает положения Федерального закона «О персональных данных». Кроме того, пропуск посетителей в здание Верховного Суда Российской Федерации на основании заявок, подписанных председателями судебных составов или председательствующими в соответствующих судебных заседаниях, по мнению **** А.А., создает препятствие для посещения любым лицом открытых судебных заседаний, что нарушает принцип публичности судопроизводства.

Заявитель - адвокат **** А.А. и его представитель адвокат **** Н.В. в судебном заседании заявленные требования поддержали.

Представитель Верховного суда РФ по доверенности **** Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.

Судом постановлено вышеизложенное решение, об отмене которого просит **** А.А. по доводам апелляционной жалобы.

Заявитель **** А.А. в заседание судебной коллегии не явился, извещен надлежащим образом о дне и месте слушания дела. Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя на основании ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав представленные материалы дела, выслушав объяснения представителя Верховного суда РФ **** Е.А., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным, постановленным в соответствии с действующим законодательством и фактическими обстоятельствами дела, обоснованным и подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно статье 12 Федерального закона от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ «Об обеспечении Доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядок доступа посетителей в залы судебных заседаний, занимаемые судами помещения устанавливается регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов.

Порядок доступа лиц в здания Верховного Суда Российской Федерации регламентирован соответствующим Положением о пропускном и внутриведомственном режимах в зданиях и на территории Верховного Суда Российской Федерации, утвержденным приказом первого заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 18 июня 2010 г. № 11-П (далее - Положение).

Положением установлено, что: посетители пропускаются в здание Верховного Суда Российской Федерации после предъявления, проверки и сканирования документов, удостоверяющих личность, по разовым электронным пропускам в установленном порядке.

Граждане (физические лица), представители организаций, общественных объединений (юридических лиц), органов государственной власти и органов местного самоуправления, участвующие в судебном заседании, а при наличии свободных мест и посетители в качестве наблюдателей (если судебное заседание не является закрытым) пропускаются в здания Верховного Суда Российской Федерации на основании заявок, подписанных председателями судебных составов или председательствующими в соответствующих судебных заседаниях.

Указанное Положение разработано на основании и в развитие, в том числе, Федеральных законов «О полиции», «О государственной охране», «О противодействии терроризму», «О безопасности», «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства закрепляет Федеральный закон «О безопасности», согласно которому государственная политика в области обеспечения безопасности является частью, в том числе, внутренней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер.

Согласно Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 г. № Пр-2685 (далее - Концепция), под общественной безопасностью понимается состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств.

В Концепции констатируется необходимость повышенного внимания к обеспечению безопасности граждан, защиты потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. №587 утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране, в число которых входят объекты, занимаемые федеральными судами (пункт 2 Перечня).

В соответствии с Федеральным законом «О полиции» и Перечнем, объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 02 ноября 2009 г. № 1629-р, здание Верховного Суда является объектом, подлежащим обязательной охране полицией.

В силу Федерального закона от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» к объектам государственной охраны относятся, в частности, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, федеральные государственные служащие.

Согласно статье 1 Федерального закона «О государственной охране» под государственной охраной подразумевается совокупность правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер.

Одной из основных мер осуществления государственной охраны является поддержание пропускного режима на охраняемых объектах (пункт 4 статьи 4 Федерального закона «О государственной охране»). Таким образом, государственная охрана включает в себя наличие пропускного режима.

Под пропускным режимом понимается установленный на охраняемом объекте комплекс мер, осуществляемых органами государственной охраны самостоятельно или совместно с владельцем (пользователем) охраняемого объекта и связанных с организацией доступа на охраняемый объект, передвижением физических лиц, транспортных средств на охраняемом объекте, проносом и провозом вещей (грузов) на охраняемый объект или выносом и вывозом вещей (грузов) с охраняемого объекта (статья 1 Федерального закона «О государственной охране»)

В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О государственной охране» органы государственной охраны в целях осуществления государственной охраны имеют право осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность; производить при проходе (проезде) лиц на охраняемые объекты и при их выходе (выезде) с охраняемых объектов личный досмотр (осмотр), досмотр (осмотр) находящихся при них вещей, досмотр (осмотр) транспортных средств и перевозимых грузов, в том числе с применением технических средств и служебных животных; производить документирование, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку фактов и событий.

Положение о пропускном режиме Верховного Суда предусматривает организацию ряда мер по обеспечению безопасности посетителей, судей и сотрудников суда, в том числе, посредством проверки документов, удостоверяющих личность, оформления пропусков.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.

Пункт 7 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных» предусматривает случаи, когда обработка персональных данных осуществляется без согласия субъекта персональных данных: согласие не требуется, когда такая обработка необходима для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.

Анализируя вышеприведенные нормы закона, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам, что установленный Положением порядок прохода лиц в здание Верховного Суда РФ является мерой, направленной, на достижение, в том числе, общественно значимых целей, а именно: обеспечение безопасности как сотрудников суда, так и его посетителей, и не ограничивает право граждан на доступ к правосудию и не может рассматриваться в качестве ограничения принципа публичности судебного разбирательства, а содержание и объем сведений, подлежащих обработке при оформлении разового пропуска посетителю Верховного Суда, соответствуют целям обработки персональных данных, предусмотренным законодательством Российской Федерации и направленным на организацию и соблюдение надлежащего порядка в судебном заседании и на обеспечение безопасности участников процесса, сотрудников и посетителей суда.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда не имеется, т.к. они основаны на материалах дела и обстоятельствах дела, установленных в судебном заседании.

При этом судебная коллегия отмечает, что суд правильно указал, что сканирование документов необходимо для более оперативного оформления разового электронного пропуска, с помощью которого посетитель может перемещаться по зданию суда, а в случае, если посетитель возражает против сканирования документа, удостоверяющего личность, работник бюро пропусков Верховного Суда не сканирует документ, а вручную вносит запись о посетителе в журнал регистрации посетителей и что реализация права на доступ к правосудию и принципа открытости судопроизводства не освобождает посетителей суда от исполнения обязанности по соблюдению установленных пропускного порядка (режима) и правил поведения в здании суда, а составление заявок для оформления разовых пропусков для прохода в зал судебного заседания не нарушает принцип открытости правосудия, а наоборот способствует упорядоченному и организованному размещению посетителей.

Из пояснений представителя Верховного суда РФ в судебном заседании следует, что согласно повторному ответу Верховного Суда от 14 июля 2014 г. (№Э-108289/14 и №3-108336/14) была проведена соответствующая проверка, в ходе которой установлено, что 27 июня 2014 г. **** А.А. посещал здание Верховного Суда по разовому пропуску на основании заявки на вход посетителя, составленной секретариатом судебного состава по административным делам на бумажном носителе. Разовый пропуск был выдан без сканирования документов **** А.А.

Поскольку данный факт **** А.А. в судебном заседании не оспаривался, у судебной коллегии нет оснований не согласиться и с выводом суда, что права адвоката **** А.А. на обработку его персональных данных нарушены не были.

В соответствии со ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Такие доказательства представителем Верховного суда РФ представлены, в связи с чем, суд законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований адвоката **** А.А.  

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Доводы апелляционной жалобы адвоката **** А.А.  о том, что сканирование предъявленного заявителем документа позволяет суду незаконно создавать электронную базу данных, в которую вносятся любые сведения о заявителе, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку опровергается установленным судом фактом о том, что **** А.А. посещал здание Верховного Суда РФ 27.06.2014 года по разовому пропуску на основании заявки на вход посетителя, составленной секретариатом судебного состава Верховного Суда РФ по административным делам, и разовый пропуск был выдан **** А.А.  без сканирования документов.

Довод апелляционной жалобы о том, что законом не предусмотрена обязанность граждан предъявлять документы, удостоверяющие личность, для участия в открытых судебных заседаниях в качестве слушателей, в связи с чем, оспариваемый нормативно правовой акт подлежит признанию незаконным, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку был предметом судебного разбирательства и ему судом дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия согласна.

Другие доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность принятого судом решения и поэтому не могут служить основанием к отмене решения суда.

Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, спор разрешил в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Пресненского районного суда г.Москвы от 30 марта 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи

Источник: https://www.mos-gorsud.ru/mgs/services/cases/appeal-civil/details/7b10557e-ed98-4c3b-96a6-518caa2aca52?formType=shortForm&caseNumber=33-20949%2F15&participant=&uid=&year=&caseDateFrom=&caseDateTo=&caseFinalDateFrom=&caseFinalDateTo=&caseJudgeTeam=&category=&publishingState=&firstCaseNumber=&firstCourt=&hearingRangeDateFrom=&hearingRangeDateTo=&sessionRoom=&sessionRangeTimeFrom=&sessionRangeTimeTo=&docsDateFrom=&docsDateTo=&documentStatus=&documentType=

Информация по делу
Статьи
Ст.5,6 ФЗ "О персональных данных"
Суд
Московский городской суд
Судья
Харитонова Д.М., Буренина О.Н., Ставич В.В.
Дата решения
2015-06-18
Категории
Избыточность персональных данных
Согласие
Предоставление
Другие дела из подобных
категорий:

Несоответствие форм согласий;ненадлежащее хранение

В ходе проверки по обращению Уполномоченного по правам ребенка выявлены нарушения ст.6,19 федерального закона "О персональных данных"

Передача персональных данных должников по агентскому договору

Обработка персональных данных близких родственников кандидатов на вакантные должности без их согласия

Предоставление Учреждением третьим лицам персональных данных работников без согласия или иного законного основания

Направление сообщения в Администрацию по оказанию содействия во взыскании задолженности за коммунальные услуги с работника

Форма согласия на обработку персональных данных клиента не соответствует требованиям ФЗ "О персональных данных"

Размещение персональных данных учащихся на сайте образовательного учреждения

Указание в исковом заявлении персональных данных

Направление рекламной информации

Обработка фото и персональных данных родственников, друзей, коллег заемщиков

Передача персональных данных собственников помещений в многоквартирных домах в рамках договора на техническое обслуживание

Письменное согласие субъекта не соответствует требованиям законодательства о персональных данных

Нарушения при обработке персональных данных работников

Избыточная обработка персональных данных работников по отношению к целям