
Дело № 12-535/2022
УИД: 42RS0005-01-2022-004869-84
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кемерово 03 октября 2022 года
Центральный районный суд г. Кемерово в составе судьи Сафоновой У.П.,
с участием ФИО,
начальника отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере персональных данных Управления Роскомнадзора по Кемеровской области – Кузбассу СЮВ,
представителя Управления Роскомнадзора по Кемеровской области – Кузбассу АНП, действующей на основании доверенности ### от **.**.****,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО на определение начальника отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере персональных данных Управления Роскомнадзора по Кемеровской области - Кузбассу от **.**.**** № ОО-42/4/360 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л :
В Центральный районный суд г. Кемерово поступила жалоба ФИО на определение начальника отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере персональных данных Управления Роскомнадзора по Кемеровской области - Кузбассу от **.**.**** № ОО-42/4/360 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Согласно доводам жалобы ФИО должностными лицами банка ВТБ (ПАО) АНА, АВВ, РНА, ДРВ, ИНН использовались его персональные данные без его согласия в целях проведения проверки с использованием внешних ресурсов «СПАРК» и ИФНС, в связи с чем, в их действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КРФобАП. Обработка его персональных данных произведена, несовместимая с целями сбора персональных данных, а также без его согласия. Положения Федерального закона от **.**.**** № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не могут применяться в сложившихся правоотношениях, у него не было обязанности исполнять п. 7.1 его трудового договора, так как на момент проведения проверки с 22 по **.**.**** указанный пункт исключен из его договора. Положение об урегулировании конфликта интересов, утвержденное приказом ОАО Банк ВТБ ### от **.**.****, не наделяет банк полномочиями проводить сбор, обработку и проверку информации о сотрудниках из внешних источников. Кроме того, указывает, что Управление Роскомнадзора по Кемеровской области – Кузбассу необоснованно отказало ему в проведении проверки по его заявлению, считает, что положения постановления Правительства Российской Федерации от **.**.**** ### не могут применяться в данной ситуации. Считает, что срок давности привлечения к административной ответственности должен исчисляться с момента обнаружения им допущенных нарушений.
ФИО в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил ее удовлетворить.
Начальник отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере персональных данных Управления Роскомнадзора по Кемеровской области – Кузбассу СЮВ и представитель Управления Роскомнадзора по Кемеровской области – Кузбассу АНП просили оставить жалобу ФИО без удовлетворения, так как определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении является законным и обоснованным.
Суд, выслушав мнения участников процесса, изучив жалобу ФИО, определение начальника отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере персональных данных Управления Роскомнадзора по Кемеровской области - Кузбассу от **.**.**** № ОО-42/4/360 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.1 КРФобАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела.
В силу ч. 4 ст. 30.1 КРФобАП определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой 30 КРФобАП.
Согласно ч.3 ст.30.6 КРФобАП судья не связан доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с ч.2 ст. 5 Федерального закона от **.**.**** № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.
Согласно п.п. 1, 2, 7 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от **.**.**** № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных допускается с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных; если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей; а также когда обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.
В силу ч. 8 ст. 9 Федерального закона от **.**.**** № 152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в п.п. 2 - 11 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 10 и ч. 2 ст. 11 Федерального закона от **.**.**** № 152-ФЗ «О персональных данных».
Частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработку персональных данных, несовместимую с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 13.11 КРФобАП и ст. 17.13 КРФобАП, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно ч. 1, п.п. 3, 5 ч. 2 ст. 13.3 Федерального закона от **.**.**** № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые могут включать: разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов.
Из представленных материалов дела следует, что начальником отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере персональных данных Управления Роскомнадзора по Кемеровской области - Кузбассу по результатам рассмотрения обращения ФИО о неправомерном использовании его персональных данных банком ПАО ВТБ **.**.**** вынесено определение №ОО-42/4/360 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.13.11 КРФобАП, в отношении должностного лица банка ВТБ (ПАО) ДРВ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
По результатам проведенной проверки установлено, что в целях предупреждения и урегулирования конфликтов интересов и в соответствии с требованиями п. 7.3. Положения об урегулировании конфликтов интересов Банк, при необходимости, проводит внутреннюю проверку для выявления причин, послуживших возникновению конфликта, для последующего их анализа с целью принятия мер по исключению повторного конфликта в будущем; в соответствии с п.7.4. указанного Положения Банк ведет мониторинг потенциальных и выявленных конфликтов интересов на предмет адекватности выбранных контрольных мер по управлению конфликтами интересов.
Для осуществления контрольных функций, предусмотренных п.7.3. и 7.4. данного Положения Банком осуществлена внутренняя проверка (ревизия) о наличии/отсутствии конфликтов интересов в деятельности работников на основании распоряжения исполняющего обязанности Управляющего операционным офисом «Региональный операционный офис «Кузбасский» филиала ### Банка ВТБ (ПАО) от **.**.**** № РОО/726.
При осуществлении внутренней проверки (ревизии) в период с **.**.**** по **.**.**** членами комиссии использовались внешние информационные ресурсы: информационная система «СПАРК», официальный сайт Федеральной налоговой службы России.
По результатам проверки установлено, что ФИО, работающий в Банке с **.**.**** главным менеджером службы по работе с корпоративными клиентами РОО «Кузбасский», является директором и совладельцем (доля в УК 33%) ООО «АГЕНТСТВО СПЕЦИНФОРМ», что подтверждается актом о результатах ревизии от **.**.****.
Согласно ч. 1, 8 ст. 6 Федерального закона от **.**.**** № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными. Сведения о государственной регистрации юридических лиц размещаются на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет.
Таким образом, сведения о руководителе ООО «Агентство Специнформ» ФИО как о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени ООО «Агентство Специнформ», полученные Банком ВТБ, являются открытыми и общедоступными.
Информационная система СПАРК содержит данные, получаемые из открытых источников Федеральной налоговой службы.
На основании изложенного, вопреки доводам жалобы ФИО выводы начальника отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере персональных данных Управления Роскомнадзора по Кемеровской области - Кузбассу СЮВ об отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, являются обоснованными, поскольку использование должностными лицами Банка ВТБ (ПАО) персональных данных о ФИО при осуществлении внутренней проверки в целях соблюдения прав и законных интересов Банка ВТБ в части исполнения законодательства о противодействии коррупции не противоречит Федеральному закону от **.**.**** № 152-ФЗ «О персональных данных», согласие субъекта персональных данных не требуется, при этом права и свободы субъекта персональных данных - ФИО в данном случае не нарушены.
Доводы ФИО о незаконных действиях должностных лиц Управления Роскомнадзора по Кемеровской области – Кузбассу по отказу в проведении внеплановой проверки Банка ВТБ в порядке Федерального закона от **.**.**** № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и не применении положений постановления Правительства РФ от **.**.**** ### «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» являются необоснованными, основанными на неверном толковании норм материального права, поскольку указанные нормативные правовые акты регулируют порядок и основания для проведения внеплановых проверок в ходе осуществления государственного контроля. Оснований для проведения внеплановой проверки Банка ВТБ не имелось, что подтверждается представленными материалами дела.
Обжалуемое определение вынесено в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и фактическими обстоятельствами, установленными в рамках проверки обстоятельств, указанных ФИО.
Несогласие заявителя с оценкой установленных обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемых актов не является.
При этом суд учитывает, что в силу статей 1.5, 2.1, 24.1, 26.1 КРФобАП вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена названным Кодексом, подлежит выяснению только при производстве по делу об административном правонарушении и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КРФобАП истечение срока давности привлечения лица к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КРФобАП, установленный на день описываемых выше событий – **.**.****, составлял до внесения изменений Федеральным законом от **.**.**** № 19-ФЗ три месяца и истек **.**.****.
В силу положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КРФобАП по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности обсуждение вопроса о виновности лица, в отношении которого отказано в возбуждении дела об административном правонарушении или прекращено производство по такому делу, недопустимо.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1-30.8 КРФобАП, суд
Р Е Ш И Л :
Определение начальника отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере персональных данных Управления Роскомнадзора по Кемеровской области - Кузбассу от **.**.**** № ОО-42/4/360 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении оставить без изменения, жалобу ФИО – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путем подачи жалобы судье, которым вынесено решение по жалобе, или непосредственно в Кемеровский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья (подпись) У.П. Сафонова
Источник: https://centralniy--kmr.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=481817681&case_uid=5ca7d328-dcf4-41bb-a869-fedd21c92ce3&delo_id=1502001
Отсутствие состава административного правонарушения
Согласие
Обжалование решений Роскомнадзора
Цель обработки
Часть 1 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
категорий:
Размещение на официальном сайте материала, содержащего персональные данные гражданина
Открытие счета в банке на имя субъекта третьим лицом
Обработка биометрических персональных данных работников без их письменного согласия
Звонки с предложением услуг после отзыва согласия
Поручение обработки персональных данных без согласия жильцов
Размещение решения на сайте суда
Размещение персональных данных учащихся образовательного учреждения на сайте
Оператор распространил сведения, содержащие ПДн субъектов через мессенджер WhatsApp
Отсутствие согласия пациента на обработку персональных данных
Обработка персональных данных собственников МКД без их согласия
Наличие в сети "Интернет" базы данных оператора, содержащей персональные данные пользователей сайта