Дело № 5- 433/2016
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
26 мая 2016 года г.Кострома, ул. Советская, 120
Мировой судья судебного участка № 2 Свердловского судебного района города Костромы Суслова Е.А., рассмотрев дело об административном правонарушении предусмотренном ст.13.11 КоАП РФ, в отношении <ФИО1>, <ДАТА2> рождения, уроженки <АДРЕС>, проживающей по адресу: <АДРЕС>, работающего директором <ОБЕЗЛИЧЕНО>»,
у с т а н о в и л:
Директор МБУ города <АДРЕС>» <ФИО2> совершила административное правонарушение, предусмотренное ст.13.11 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.
<ДАТА3> из Управления федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области в прокуратуру города Костромы поступила информация о выявленных нарушениях законодательства о персональных данных в деятельности учреждения в ходе плановой проверки.
По итогам проверки выявлены нарушения Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон), а именно Учреждение ведет журнал, содержащий персональные данные, необходимые для однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится Учреждение. Однако в нарушение п.п. "а" п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 687"Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации» (далее - Положение) положением о пропускном режиме в учреждении не предусмотрено ведение журнала, содержащего сведения о цели обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, способы фиксации и состав информации, запрашиваемой у субъектов персональных данных, перечень лиц, имеющих доступ к материальным носителям и ответственных за ведение и сохранность журнала, сроки обработки персональных данных, а также сведения о порядке пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, без подтверждения подлинности персональных данных, сообщенных субъектом персональных данных.
В нарушение требования п. 13 Закона в приказе руководителя Учреждения от <ДАТА6> <НОМЕР>/1 «Об оборудовании помещения хранения документов МБУ ЦБ города <АДРЕС> отсутствовал перечень мест хранения, в том числе:
1 этаж - кабинеты: <НОМЕР>;
2 этаж - кабинеты: <НОМЕР>;
3 этаж - кабинет <НОМЕР>.
Перечень должностей учреждения, имеющих по своим должностным обязанностям доступ к персональным данным, утвержденный <ДАТА7> директором учреждения не содержал должность заместителя главного бухгалтера учреждения.
В нарушение ч. 5 ст. 5 Закона учреждением допускалась обработка избыточных персональных данных по отношению к заявленным целям их обработки. В Учреждении находились копии паспортов работников не предусмотренные законодательством Российской Федерации. Указанные нарушения закона выявлены по состоянию на <ДАТА8> в ходе проверки юридического лица Управлением федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области, которые устранены МБУ города Костромы «НАИМЕНОВАНИЕ» до окончания проведения проверки.
Представитель прокурора города Костромы в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в телефонограмме суду <ФИО3> просил рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании ФИО не присутствует, ее интересы представляет представитель по доверенности ФИО1.
Представитель ФИО по доверенности ФИО вину в совершении административного правонарушения признала, с протоколом согласилась. Указала, что в ходе проверки, проведенной Управлением Роскомнадзора по Костромской области, были выявлены нарушения Федерального закона «О персональных данных». В ходе проверки были приняты меры по устранению нарушений законодательства, причин и условий им способствующих. В положение о пропускном режиме внесены изменения: указаны условия, которые
должны соблюдаться при ведении книги учета посетителей для однократного пропуска на территорию МБУ ЦБ города Костромы. Книга учета приведена в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 № 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации». Приказом руководителя №22/2 от 24 марта 2016 г. внесены изменения в организацию хранения текущих документов и оборудования помещений для хранения документов, в котором расширен перечень мест хранения. В перечень должностей МБУ ЦБ города Костромы, имеющих по своим должностным обязанностям доступ к ПДН, внесены изменения: добавлена должность заместителя главного бухгалтера. Копии паспортов работников, находящихся в учреждении, уничтожены. В настоящее время обработка избыточных персональных данных не допускается. Проведена разъяснительная работа с работниками МБУ ЦБ города Костромы о недопустимости нарушений требований Федерального закона от 27.07.2006г № 152-ФЗ «О персональных данных» и постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 № 687 « Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации». Просила при назначении наказания учесть, что правонарушение совершенно впервые и не несет причинение материального или иного ущерба, организация является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, финансируется из бюджета города, является социально значимым учреждением, а также то, что все нарушения устранены в ходе проверки. Просила прекратить производство по делу по малозначительности, освободить ФИО от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Выслушав представителя ФИО- <ФИО4>, исследовав материалы дела, мировой судья приходит к выводу о наличии вины директора МБУ города Костромы «НАИМЕНОВАНИЕ» в совершении вышеуказанного правонарушения по следующим основаниям.
Статьей 3 Закона установлено, что персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки (ч.5 ст.5 Закона).
Часть 3 статьи 4 Закона указывает, что особенности обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, могут быть установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии с пп. "а" п.7 Положения при использовании типовых форм документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных (далее - типовая форма), должны соблюдаться следующие условия типовая форма или связанные с ней документы (инструкция по ее заполнению, карточки, реестры и журналы) должны содержать сведения о цели обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, имя (наименование) и адрес оператора, фамилию, имя, отчество и адрес субъекта персональных данных, источник получения персональных данных, сроки обработки персональных данных, перечень действий с персональными данными, которые будут совершаться в процессе их обработки, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных.
В силу п.13 Положения обработка персональных данных, осуществляемая без использования средств автоматизации, должна осуществляться таким образом, чтобы в отношении каждой категории персональных данных можно было определить места хранения персональных данных (материальных носителей) и установить перечень лиц, осуществляющих обработку персональных данных либо имеющих к ним доступ.
Вина директора МБУ города Костромы «НАИМЕНОВАНИЕ» в нарушении вышеуказанных положений законодательства о персональных данных доказана полностью и подтверждается материалами дела, в том числе постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА11>, постановлением главы г. Костромы о назначении ФИО № 2269 от<ДАТА12>, письмом Управления Роскомнадзора по Костромской области о направлении материалов плановой выездной проверки в отношении МБУ г. Костромы «Наименование» <НОМЕР> от <ДАТА13>, актом проверки от <ДАТА14> <НОМЕР>, справкой о результатах плановой выездной проверки учреждения, сведениями о проведении плановой выездной проверки в отношении МБУ г. Костромы «Наименование», справкой о результатах плановой выездной проверки МБУ г. Костромы «Наименование» за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства РФ в области персональных данных, сведениями о результатах проведения выездной проверки МБУ г. Костромы «Наименование», приказом МБУ г. Костромы «Наименование» о назначении ответственных лиц за обеспечение защиты персональных данных <НОМЕР> от <ДАТА15>, копиями паспортов, копиями справок об инвалидности, другими доказательствами, оснований не доверять вышеуказанным доказательствам у мирового судьи не имеется.
Оценив в совокупности представленные доказательства, мировой судья приходит к выводу, о том, что директором МБУ г. Костромы «Наименование» не принят весь комплекс мер, направленных на соблюдение законодательства о порядке обработки персональных данных, что повлекло нарушение прав субъектов персональных данных, установленный законом порядок сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), чем нарушены пункты Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утв. постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 года № 687, ФЗ N 152 от 27.07.2006 «О персональных данных», то есть совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.13.11 КоАП РФ, а именно нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
При назначении наказания, мировой судья принимает во внимание обстоятельства совершенного правонарушения, его характер, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих обстоятельств, данные о личности виновного.
Смягчающими обстоятельствами является признание вины, факт устранения выявленных нарушений в полном объеме.
Мировой судья не может согласится с доводами о малозначительности вмененного правонарушения в силу следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Применение названной нормы является правом, а не обязанностью суда.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Между тем возложение ответственности за совершение рассматриваемого правонарушения не связано с причинением вреда, наступлением каких-либо последствий. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении к соблюдению требований, установленных Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных», Положением об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 г. № 687. Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» регулирует отношения, возникающие с обработкой персональных данных, в связи с чем неисполнение требований закона свидетельствует о существовании определенной угрозы охраняемым законом правоотношениям.
При вышеизложенных обстоятельствах мировой судья считает возможным назначить директору МБУ г. Костромы «Наименование» административное наказание в виде предупреждения.
Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л:
Директора МБУ г. Костромы «Наименование» <ФИО1> признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Свердловский суд г.Костромы в течение 10 суток с момента получения путем подачи жалобы через мирового судью судебного участка №2 Свердловского судебного района города Костромы.
Мировой судья Суслова Е.А.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
26 мая 2016 года г. Кострома, ул. Советская, д.120<АДРЕС>
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Свердловского судебного района г. Костромы от <ФИО5> директор МБУ г. Костромы «Наименование» <ДАТА> признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде предупреждения.
В соответствии с требованиями Кодекса об административных правонарушениях РФ сообщаю, что Вами допущено административное правонарушение, предусмотренное ст. 13.11 КоАП РФ, выразившееся в нарушении установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
В связи с этим предупреждаю Вас, что совершение повторного (в течение года) однородного административного правонарушения признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность, и влечет назначение более строгого административного наказания (административного штрафа).
Мировой судья Суслова Е.А.
Источник: http://2.kst.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=24193012&case_number=12750605&delo_id=1500001
Работники
Обязанность оператора
категорий:
Обязание банка предоставить информацию, касающеюся обработки персональных данных
В ходе плановой проверки выявлены нарушения
Отсутствие политики и согласия субъекта при сборе персональных данных через сайт
Нарушения законодательства в области персональных данных в обществе
Непринятие УК локальных актов, предусмотренных законом
Нарушения, установленные в ходе проверки Администрации
Согласия и политики на сайте нет
Не выполнены обязанности, возложенные на оператора фз "О персональных данных"
Обработка специальной категории персональных данных работников без их письменного согласия
Оператором не выполнены обязанности, предусмотренные законом