Судебная практика

                                                                                                                                                                          Дело № 5- 433/2016

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

26 мая 2016 года                                                                     г.Кострома, ул. Советская, 120

Мировой судья судебного участка № 2 Свердловского судебного района города Костромы Суслова Е.А., рассмотрев  дело об административном правонарушении предусмотренном ст.13.11 КоАП РФ, в отношении  <ФИО1>, <ДАТА2> рождения, уроженки <АДРЕС>, проживающей по адресу: <АДРЕС>, работающего директором <ОБЕЗЛИЧЕНО>»,

у с т а н о в и л:

 Директор МБУ города <АДРЕС>» <ФИО2> совершила административное правонарушение, предусмотренное ст.13.11 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.

<ДАТА3> из Управления федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области в прокуратуру города Костромы поступила информация о выявленных нарушениях законодательства о персональных данных в деятельности учреждения в ходе плановой проверки.

По итогам проверки выявлены нарушения Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон), а именно Учреждение ведет журнал, содержащий персональные данные, необходимые для однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится Учреждение. Однако в нарушение п.п. "а" п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 687"Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации» (далее - Положение) положением о пропускном режиме в учреждении не предусмотрено ведение журнала, содержащего сведения о цели обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, способы фиксации и состав информации, запрашиваемой у субъектов персональных данных, перечень лиц, имеющих доступ к материальным носителям и ответственных за ведение и сохранность журнала, сроки обработки персональных данных, а также сведения о порядке пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, без подтверждения подлинности персональных данных, сообщенных субъектом персональных данных.

В нарушение требования п. 13 Закона в приказе руководителя Учреждения от <ДАТА6>  <НОМЕР>/1 «Об оборудовании помещения хранения документов МБУ ЦБ города <АДРЕС> отсутствовал перечень мест хранения, в том числе:

1 этаж - кабинеты: <НОМЕР>;

2 этаж - кабинеты: <НОМЕР>;

3 этаж - кабинет <НОМЕР>.

Перечень должностей учреждения, имеющих по своим должностным обязанностям доступ к персональным данным, утвержденный <ДАТА7> директором учреждения не содержал должность заместителя главного бухгалтера учреждения.

В нарушение ч. 5 ст. 5 Закона учреждением допускалась обработка избыточных персональных данных по отношению к заявленным целям их обработки. В Учреждении  находились копии паспортов работников не предусмотренные законодательством Российской Федерации. Указанные нарушения закона выявлены по состоянию на <ДАТА8> в ходе проверки юридического лица Управлением федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области, которые устранены МБУ города Костромы «НАИМЕНОВАНИЕ» до окончания проведения проверки.

Представитель прокурора города Костромы  в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в телефонограмме суду <ФИО3> просил рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании  ФИО не присутствует, ее интересы представляет представитель по доверенности  ФИО1.

  Представитель ФИО по доверенности ФИО вину в совершении административного правонарушения признала, с протоколом согласилась. Указала, что в ходе проверки, проведенной Управлением Роскомнадзора по Костромской области, были выявлены нарушения Федерального закона «О персональных данных». В ходе проверки были приняты меры по устранению нарушений законодательства, причин и условий им способствующих. В положение о пропускном режиме внесены изменения: указаны условия, которые
должны соблюдаться при ведении книги учета посетителей для однократного пропуска на территорию МБУ ЦБ города Костромы. Книга учета приведена в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 № 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации». Приказом руководителя №22/2 от 24 марта 2016 г. внесены изменения в организацию хранения текущих документов и оборудования помещений для хранения документов, в котором расширен перечень мест хранения. В перечень должностей МБУ ЦБ города Костромы, имеющих по своим должностным обязанностям доступ к ПДН, внесены изменения: добавлена должность заместителя главного бухгалтера. Копии паспортов работников, находящихся в учреждении, уничтожены. В настоящее время обработка избыточных персональных данных не допускается. Проведена разъяснительная работа с работниками МБУ ЦБ города Костромы о недопустимости нарушений требований Федерального закона от 27.07.2006г № 152-ФЗ «О персональных данных» и постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 № 687 « Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации». Просила при назначении наказания учесть, что правонарушение совершенно впервые и не несет причинение материального или иного ущерба, организация является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, финансируется из бюджета города, является социально значимым учреждением, а также то, что все нарушения устранены в ходе проверки. Просила прекратить производство по делу по малозначительности, освободить ФИО от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

Выслушав представителя ФИО- <ФИО4>, исследовав материалы дела, мировой судья приходит к выводу о наличии вины директора МБУ города Костромы «НАИМЕНОВАНИЕ» в совершении вышеуказанного правонарушения по следующим основаниям.

 Статьей 3 Закона установлено, что персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки (ч.5 ст.5 Закона).

 Часть 3 статьи 4 Закона указывает, что особенности обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, могут быть установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.

 В соответствии с пп. "а" п.7 Положения при использовании типовых форм документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных (далее - типовая форма), должны соблюдаться следующие условия типовая форма или связанные с ней документы (инструкция по ее заполнению, карточки, реестры и журналы) должны содержать сведения о цели обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, имя (наименование) и адрес оператора, фамилию, имя, отчество и адрес субъекта персональных данных, источник получения персональных данных, сроки обработки персональных данных, перечень действий с персональными данными, которые будут совершаться в процессе их обработки, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных.

 В силу п.13 Положения обработка персональных данных, осуществляемая без использования средств автоматизации, должна осуществляться таким образом, чтобы в отношении каждой категории персональных данных можно было определить места хранения персональных данных (материальных носителей) и установить перечень лиц, осуществляющих обработку персональных данных либо имеющих к ним доступ.

Вина директора МБУ города Костромы «НАИМЕНОВАНИЕ» в нарушении вышеуказанных положений законодательства о персональных данных доказана полностью и подтверждается материалами дела, в том числе постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА11>, постановлением  главы г. Костромы о назначении ФИО № 2269 от<ДАТА12>, письмом Управления Роскомнадзора по Костромской области о направлении материалов плановой выездной проверки в отношении МБУ г. Костромы «Наименование» <НОМЕР> от <ДАТА13>, актом проверки от <ДАТА14> <НОМЕР>, справкой о результатах плановой выездной проверки учреждения, сведениями  о проведении плановой выездной проверки в отношении МБУ г. Костромы «Наименование», справкой о результатах плановой выездной проверки МБУ г. Костромы «Наименование» за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства РФ в области персональных данных, сведениями о результатах проведения выездной проверки МБУ г. Костромы «Наименование», приказом МБУ г. Костромы «Наименование» о назначении ответственных лиц за обеспечение защиты персональных данных <НОМЕР> от <ДАТА15>, копиями паспортов, копиями справок об инвалидности, другими доказательствами, оснований не доверять вышеуказанным доказательствам у мирового судьи не имеется.

Оценив  в совокупности представленные доказательства, мировой судья приходит к выводу, о том, что директором МБУ г. Костромы «Наименование» не принят весь комплекс мер, направленных на соблюдение законодательства о порядке обработки персональных данных, что повлекло нарушение прав субъектов персональных данных,  установленный законом порядок сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), чем нарушены пункты Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утв. постановлением Правительства РФ  от 15.09.2008 года № 687, ФЗ N 152 от 27.07.2006 «О персональных данных», то есть совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.13.11 КоАП РФ, а именно нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

При назначении наказания, мировой судья принимает во внимание обстоятельства совершенного правонарушения, его характер, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих обстоятельств, данные о личности виновного.

Смягчающими обстоятельствами является признание вины, факт устранения выявленных нарушений в полном объеме.

Мировой судья не может согласится с доводами о малозначительности вмененного правонарушения в силу следующего.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Применение названной нормы является правом, а не обязанностью суда.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Между тем возложение ответственности за совершение рассматриваемого  правонарушения не связано с причинением вреда, наступлением каких-либо последствий. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении к соблюдению требований, установленных Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных», Положением об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 г. № 687. Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» регулирует отношения, возникающие с обработкой персональных данных, в связи с чем неисполнение требований закона свидетельствует о существовании определенной угрозы охраняемым законом правоотношениям.

При вышеизложенных обстоятельствах мировой судья считает возможным назначить директору МБУ г. Костромы «Наименование» административное наказание в виде предупреждения.

Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10  КоАП РФ, мировой судья

П О С Т А Н О В И Л:

 Директора МБУ г. Костромы «Наименование» <ФИО1> признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде предупреждения. 

Постановление может быть обжаловано в Свердловский суд г.Костромы в течение 10 суток с момента получения путем подачи жалобы через мирового судью судебного участка №2 Свердловского судебного района города Костромы.

          Мировой судья                              Суслова Е.А.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

                                                                                                                                                           

26 мая 2016 года                                                                г. Кострома, ул. Советская, д.120<АДРЕС>

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Свердловского судебного района г. Костромы от <ФИО5> директор МБУ г. Костромы «Наименование» <ДАТА> признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде предупреждения.

В соответствии с требованиями Кодекса об административных правонарушениях РФ сообщаю, что Вами допущено административное правонарушение, предусмотренное ст. 13.11 КоАП РФ, выразившееся в нарушении установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

     В  связи  с этим  предупреждаю  Вас,  что  совершение повторного (в течение  года)  однородного административного правонарушения признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность, и влечет назначение более строгого административного наказания (административного штрафа).

        Мировой судья                                                  Суслова Е.А.

Источник: http://2.kst.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=24193012&case_number=12750605&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок № 2 Свердловского судебного района города Костромы
Судья
Суслова Е.А.
Дата решения
2016-05-26
Категории
Избыточность персональных данных
Работники
Обязанность оператора
Другие дела из подобных
категорий:

Обязание банка предоставить информацию, касающеюся обработки персональных данных

В ходе плановой проверки выявлены нарушения

В личных делах работников администрации, не являющихся муниципальными служащими, использовалась форма анкеты для муниципальных служащих, в которых указываются сведения, не предусмотренные для работников, не являющихся муниципальными служащими

Установление факта наличия базы данных (100 записей) организации, содержащей персональные данные пользователей  и клиентов

Отсутствие политики и согласия субъекта при сборе персональных данных через сайт

Нарушения законодательства в области персональных данных в обществе

Непринятие УК локальных актов, предусмотренных законом

Нарушения, установленные в ходе проверки Администрации

Оператором превышается объем обрабатываемых персональных данных работников, обрабатывается специальная категория персональных данных, отсутствуют локальные акты

Согласия и политики на сайте нет

Форма письменного согласия на обработку персональных данных работника не соответствует законодательству

Не выполнены обязанности, возложенные на оператора фз "О персональных данных"

Обработка специальной категории персональных данных работников без их письменного согласия

Ответственный за организацию обработки персональных данных привлечен к административной ответственности за неисполнение своих обязанностей

Оператором не выполнены обязанности, предусмотренные законом